История без слов: режиссер Сергей Землянский ставит пластический спектакль по Льву Толстому

Спектакль «Холстомер» по повести Льва Толстог о можно назвать самой ожидаемой и интригующей премьерой нового сезона в Иркутском драмтеатре им. Н.П.Охлопкова. В интерпретации столичного режиссера-хореографа Сергея Землянского история старого мерина будет рассказана без единого слова — языком пластики. При этом жанр постановки далек от балета и современной хореографии. Скорее его можно назвать пластической драмой, в которой каждый жест рожден эмоцией, чувством или каким-то иным движением души. О своем редком творческом методе и предстоящей премьере режиссер рассказал нашей газете.

— Сергей Юрьевич, как артисты, которые привыкли работать со словом, откликаются на ваши задумки?

— Видно, что они работают с ажиотажем. Приходят заранее и остаются после репетиций, чтобы что-то доработать. Я труппой очень доволен. Начали работу с того, что я рассказал артистам, на каком языке мы будем разговаривать со зрителями. Мне важно было перестроить их с вербального театра на невербальный, научить понимать свое тело.

— Как у вас возникла идея ставить пластические спектакли в драматическом театре, а не в музыкальном, где есть подготовленные танцовщики?

— Мне не интересно работать с профессиональными танцовщиками, потому что не каждый из них может прочувствовать и сыграть историю. Не станцевать ее, а именно прожить, чтобы зритель подключился к ней и начал сопереживать.

— Когда вы пришли к такой режиссерской концепции?

— Шесть лет назад, поставив «Материнское поле» по Чингизу Айтматову в Театре имени А.С.Пушкина в Москве. Тогда меня озарило, что можно передать всю эту историю через телесную выразительность, не используя текст. Ведь слово рождает жест, взгляд, движение. С этого спектакля начался мой путь, и в итоге за шесть лет сделано уже 15 спектаклей.

— Как сложилось ваше сотрудничество с Иркутским драмтеатром?

— Заместитель директора по общим вопросам Андрей Стрельцов связался со мной через социальные сети в сентябре прошлого года, и все закрутилось. В апреле я уже приехал делать кастинг. Посмотрел труппу и согласился.

— Вы часто ездите по стране и миру?

— Да, часто. Недавно у меня была премьера в Тель-Авиве. Это интересный опыт, и результат всегда разный, ведь ты не знаешь, чего ожидать от того или иного театра, труппы, артиста, ментальности. Это всегда взаимный обмен, каждый раз я создаю для труппы свой язык, какое-то новое дыхание и беру что-то новое для себя.

— Чья была идея взять именно это произведение?

— Это предложение директора. Перечитав «Холстомера», я подумал, что в нем есть интересные образы и при инсценировке могут проявиться какие-то новые смыслы.

— Очень сложно представить, как же можно поставить это произведение без слов…

— Это не первое мое обращение к Льву Толстому. Два года назад в академии у Никиты Михалкова я делал роман «Воскресение» без слов. Спектакль до сих пор стоит в репертуаре Государственного театра киноактера. Поэтому со Львом Николаевичем в этом плане мы уже знакомы.

— Вы подбираете хореографический язык и музыку под каждого автора индивидуально?

— В целом — да. Понятно, что у меня сложилась некая общая стилистика и, посмотрев тот или иной спектакль, зритель сможет понять, что его поставил я. Но к каждой новой работе пишется авторский саундтрек, ведь от звука многое зависит. Музыка к «Холстомеру» будет готова дня за два-три до премьеры, потому что она создается в процессе репетиций.

— Кто пишет музыку и делает декорации к спектаклю?

— Костюмы и сценографию создает главный художник Театра им. Е.Вахтангова заслуженный художник РФ Максим Обрезко в. Авторский трек создает Павел Акимкин . Художник по свету — Александр Сиваев . Инсценировку и либретто для зрителя пишет драматург Раса Бугавичуте-Пеце .

— Почему в своих спектаклях вы совсем отказываетесь от слов?

— А зачем они? В жизни столько слов, что порой от них устаешь. Кроме того, с помощью слова можно легко обмануть, а тело никогда не врет. Я же рассказываю пусть и выдуманные, но правдивые истории.

— Но современная хореография часто грешит тем, что, даже зная фабулу, не всегда понимаешь, что происходит на сцене.

— Это проблема современной хореографии, потому что там танец создается ради танца. Я же полностью отказался от этой «плаституции», как я это называю. И мне кажется — пока наши хореографы будут двигаться в этом направлении, копируя Запад, не прибегая к литературе, драматургии, режиссуре, чтобы выстраивать партитуру спектакля, все это будет выглядеть печально. Потому что в этом нет развития, а оно возможно лишь в синтезе. По этой причине я сознательно ушел из чистой хореографии — мне стало скучно.

Начал работать с драматическим театром, ведь там есть какое-то нутро, жизнь, азарт. Не только тело, не только форма, а история, которая стоит за этим. И мне не важно, насколько у них может подниматься нога, или будет вытянут носочек, или как они чисто делают пируэты. Потому что это всего лишь оболочка, фантик. Да, он может быть красивым, великолепным, но что внутри? Вот это важно, тогда в этом есть какая-то энергия, сила, убедительность. Ведь поворот головы — это уже хореография. Важно, как ты стыкуешь эти движения.

— И это будет понятно зрителю?

— Да, потому что мы считываем эти коды подсознательно. Это психофизика, которая больше срабатывает на подсознании и животных инстинктах, о которых мы забыли.

— Но вы не называете ваше творчество современной хореографией?

— Нет, это не contemporary dance. Мы отстали от этого процесса на 80 лет, но все равно пытаемся догнать и скопировать. Но то, что сейчас там актуально, мы не можем адекватно поставить, потому что не прошли этот путь. Я даже не могу сказать, что делаю танец, поскольку это понятие сейчас размыто. Что такое танец? Два притопа, три прихлопа, уличные направления, хип-хоп, народные пляски? Современная хореография, куда сваливается все непонятное? Поэтому я делаю не танец, а литературу без слов. Артисты могут просто ходить по сцене, но мне гораздо интереснее, что стоит за этим движением, что они внутри переживают, проигрывают, создают. Они рождаются, умирают, любят. Мне же интересен прежде всего процесс создания, когда ты видишь, как трансформируются твои артисты, как они превращаются в других людей.

— Но как передать, скажем, чувства лошади?

— Холстомер — это больше характер, какая-то судьба, мудрость. Что такое конь? Что вы чувствуете, когда общаетесь с ними?

— Возможно, силу, мудрость, наверное, даже снисходительность…

— Я бы сказал, что лошадь — это личность. Это не кролик, не курочка. Лошадь и убить может. История у нас больше притчевая, ведь у Толстого это целая судьба. В какой-то момент ты не знаешь даже, кто больше личность — человек или этот старый мерин, который прожил такую жизнь. Каждый сам ответит на этот вопрос.

Фото предоставлено драмтеатром

Иван Сказкин
 
По теме
1.jpg - Байкальские Вести На прошедших недавно в Иркутске гастролях Забайкальского краевого драматического театра мне удалось посмотреть три из пяти привезенных спектаклей: мелодраму «Бинго» по пьесе Вадима Бочанова,
10.07.2018
В Черемхово состоялась премьера спектакля «Женитьба Белугина» по проекту «Культура малой родины» - Газета Областная 02.07.2018 11:50 На сцене Черемховского драматического театра им. В.П.Гуркина 20 июня 2018 года состоялась премьера спектакля «Женитьба Белугина» по одной из самых репертуарных пьес русского драматурга Александра Островского.
02.07.2018
В Черемхово состоялась премьера спектакля «Женитьба Белугина» по проекту «Культура малой родины» - Законодательное Собрание На сцене Черемховского драматического театра им. В.П.Гуркина 20 июня 2018 года состоялась премьера спектакля «Женитьба Белугина» по одной из самых репертуарных пьес русского драматурга Александра Островского.
02.07.2018
 
День 18 августа, суббота - Наш Братск Цитаты дня: Чем сварливее нация, тем примитивнее ее проповеди. - Мы будем в страхе ждать твоего возвращения, даже если сперва умрем.
18.08.2018
В городе открыли «Мангазею» - ТРК Братск В Братске открыли амбар, где хранятся разные сорта зерна, доступные для жителей и гостей города.
17.08.2018
 
Следователи СКР возбудили уголовное дело по факту поджога автомобиля главы города Шелехов - Следственный комитет Следственным отделом по Шелеховском району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
18.08.2018 Следственный комитет
Фото со страницы Сергея Липина в «Одноклассниках» - Irk.Ru Фото со страницы Сергея Липина в «Одноклассниках» Около 4 утра в 4-м квартале Шелехова загорелся автомобиль Infiniti, 2015 года выпуска, припаркованный у подъезда жилого дома.
18.08.2018 Irk.Ru
Иркутянка, пострадавшая от отвалившегося со здания декора, до сих пор находится в реанимации Массивная деревянная балясина, упавшая с крыши старинного здания, едва не убила иркутянку, шедшую по тротуару у остановки «Дом Кузнеца».
16.08.2018 Газета Пятница
Пять человек погибли 10 августа на дорогах Иркутской области В одной из аварий в этот день погиб подросток.
16.08.2018 Газета Пятница
Дело об убийстве в Усть-Орде вышло на финишную прямую Подсудимые Валерий Михалев и Руслан Сабиров продолжают настаивать на том, что не причастны к преступлению и не убивали Алену Чернигову и ее дочь Дашу.
16.08.2018 Газета Пятница
День 18 августа, суббота - Наш Братск Цитаты дня: Чем сварливее нация, тем примитивнее ее проповеди. - Мы будем в страхе ждать твоего возвращения, даже если сперва умрем.
18.08.2018 Наш Братск
Министерство культуры и архивов Иркутской области выразило свое несогласие с обвинением государственных учреждений культуры Иркутской области в нарушении правил благоустройства города Иркутска,
17.08.2018 Министерство культуры и архивов
Фотограф, работавший в долине Амазонки, рассказал о своих приключениях Дети индейцев обожают носить в волосах обезьянок-игрунок.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
В поселке Мама необычный краеведческий музей. Начинался он с коллекции минералов, собранных геологами, и только через 30 лет стал пополняться другими экспонатами.
15.08.2018 Газета Областная
Писатель и критик Василина Орлова учится на антропологическом факультете Техасского университета.
15.08.2018 Газета Областная
На турнире памяти Елбаскина мастерство показал Федор Балтуев Федор Балтуев на каникулах не расслабляется.
15.08.2018 Окружная правда
Челночный бег, прыжки в длину, стрельба из винтовки… В минувшие выходные на иркутском стадионе «Труд» каждый желающий мог сдать нормативы ГТО и поучаствовать в разминке, которую провела чемпионка России,
15.08.2018 Газета Областная
В Нукутском районе состоялся второй областной школьный Сур-Харбан Мини-футбол — один из неизменных видов программы Сур-Харбана Победитель борцовской абсолютки Александр Баинов и его главный приз Лучшая волейбольная дружи
15.08.2018 Газета Копейка
Следователи СКР возбудили уголовное дело по факту поджога автомобиля главы города Шелехов - Следственный комитет Следственным отделом по Шелеховском району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
18.08.2018 Следственный комитет
Фото со страницы Сергея Липина в «Одноклассниках» - Irk.Ru Фото со страницы Сергея Липина в «Одноклассниках» Около 4 утра в 4-м квартале Шелехова загорелся автомобиль Infiniti, 2015 года выпуска, припаркованный у подъезда жилого дома.
18.08.2018 Irk.Ru
Иркутский район , 18.08.18 (ИА «Телеинформ»), - Прокуратура подала в суд на администрацию Листвянского МО Иркутского района с требованием поставить на баланс две трансформаторные подстанции в санатории «Байкал».
18.08.2018 I38.Ru