Последний случай произошел в Чунском районе. Николаю Б. ни свет ни заря пришло CМC-сообщение, что его банковская карта заблокирована. «Что же делать?» — озадачился мужчина. Чтобы узнать ответ на этот вопрос, он позвонил по телефону, указанному в СМС. Человек в трубке представился сотрудником службы безопасности банка и обещал проинструктировать, что нужно сделать, чтобы избежать дальнейших проблем с картой. Дойдя до ближайшего банкомата, мужчина снова набрал «банк».
— Я ввел на терминале несколько цифр и проделал какие-то нехитрые операции, — рассказывает раздосадованный Николай Б. — После этого положил трубку, взял по привычке чек. Только тогда, посмотрев на него, я увидел, что у меня пропало 11 тысяч рублей. Сам не понимаю, как такое могло получиться...
Под «чутким руководством» мошенников люди переводят на их лицевой счет или телефон от 500 рублей до 70 тысяч. Многие просто не заявляют об этом в полицию — для кого-то сумма незначительная, кому-то просто стыдно признаваться, что его одурачили. Переговорщики, по словам пострадавших, довольно профессионально владеют терминологией.
— Стать объектом мошенничества может любой обладатель банковской карты любого банка, — говорит начальник отдела по раскрытию преступлений против собственности ГУ МВД России по Иркутской области Николай Фонталов. — Текст СМС-сообщения бывает разным — о блокировке лицевого счета или переводе денежных средств... В любом случае полной картины из него не складывается. И возникает желание перезвонить.
Как правило, все банковские аферисты — жители других регионов. Охочие до дармовых денег дельцы с подвешенным языком и хорошим знанием банковских процессов сидят себе дома и наобум обзванивают потенциальных жертв или пишут им непонятные и тревожные эсэмэски. Они даже не располагают информацией о своей потенциальной жертве или ее лицевом счете. Сразу же после переводов пострадавшими денежных средств номера мошенников становятся недоступны. Получается, что пре-ступление совершается на территории одного из субъектов РФ, а жертвами его становятся жители Иркутской области.
Как обезопасить себя от мошенников?
Если на ваш сотовый телефон пришла эсэмэска с информацией о денежных переводах или состоянии вашей банковской карты, не впадайте в панику. Для того чтобы убедиться, что вам действительно звонят из службы безопасности банка, спросите собеседника номер своего счета или свои паспортные данные. Банковский сотрудник владеет этими данными, тогда как мошенник не может располагать такой информацией и звонок его нацелен именно на то, чтобы выудить из вас цифры и пароли. Не используйте свою банковскую карту для оплаты услуг в Интернете.
ТАТЬЯНА ЕРМАКОВА tatyanae@pressa.irk.ru Фото автора