Замужем в Америке (от 30 июня 2017)

«Пятница» продолжает публикацию дневниковых записей иркутянки, уехавшей в США

Иркутская журналистка Марина Лыкова знакома давним читателям «Пятницы» — она не раз публиковалась в нашем еженедельнике. Несколько лет назад она вышла замуж за американца после знакомства по Интернету на одном из брачных сайтов и пяти (!) лет общения. Марина продолжает рассказывать читателям «Пятницы» любопытные вещи о жизни в США и о своем замужестве.

В нашем городке случилось чрезвычайное происшествие: учитель поднял руку на ученика.

Десятилетняя ученица вернулась из школы в слезах: ей не понравилось, как с ней обращался учитель. Маме девочки не понравилось, что дочь была кем-то обижена, и она тут же помчалась в alma mater наводить, как у нас принято говорить,  разборки. Каково же было удивление уже немолодой женщины, когда она узнала, что ее дитя подверглось «физическому насилию».

А дело было так: обычный учебный день. Объяснение очередной темы. Учительница сделала ребенку замечание, потому что та постоянно на что-то отвлекалась и не слушала. Одно замечание, другое... Нерадивая десятилетняя ученица и не думает отрицать, что она «играла с карандашами», когда учительница с грохотом опустила кипу книг на ее парту. Учительница, более того, закричала на девочку. Но и это еще не все! Она схватила ученицу за голову... Забегая вперед, спешу вас успокоить: девочка не пострадала.  Могу себе представить, что чувствовала мамаша, ведь физическое наказание в школах Америки — табу.  В России все было иначе. Мой папа все еще помнит, как учеников в деревенских школах ставили в углу на горох на коленях, как лупили линейкой по пальцам рук и головам, как наказывали за то, например, что левша пытался держать карандаш почему-то в левой, а не в правой (как должны делать нормальные советские грамотные люди!) руке.

22 штата Америки все еще не запрещают прикладывать руку к ученику, раз тот того выпросил. В эти штаты входит и Айдахо, но это не помешало матери на следующий же день побежать жаловаться в полицию. Учитель отрицал факт, что касался ученицы, даже несмотря на то, что в полиции разъяренной мамаше четко объяснили, что преподаватель «имеет право заменять собой родителей ребенка на период, пока дитя в школе». Ну, или как-то так. Хотя и так понятно: кто, как не учитель, отвечает за дисциплину в классе? За жизни учеников? За их успеваемость? Стоит учителю спустить ученическое непослушание на тормозах, и таких вот «играющих с ручками девочек» в отдельно взятом классе сразу станет в разы больше. На голову сядут. Учителя — те же полицейские в своем маленьком государстве под названием «классная комната». И они вправе вести за собой учеников, даже если те не слушают и игнорируют своего «лидера». И даже если в этом случае надо показать, кто сильнее…

В моей школьной жизни учителя обходились руками. Моя первая учительница в средней школе номер 22 в Солнечном поднимала учеников за уши. Не сделала домашку? Тупишь? Мямлишь у доски, как идиот? Не принес деньги на оплату обедов в школьной столовой? За уши! Я только недавно узнала, что человеческие уши выдерживают нагрузку не более двадцати килограммов. Я была девочкой крупной, акселераткой. В семь лет я выглядела не как первоклассница, а как пионервожатая всей школы: рослая была, грудастая, в очках. И я сильно боялась, что моей пожилой и заслуженной учительнице придется и меня за уши вверх тянуть, а потому, зная в первом классе всю школьную программу на год вперед, я, хоть и откровенно скучала, но изо всех сил делала вид, что учусь.

Здесь, в Америке, за уши вроде не поднимают и не таскают, и в ходу у учителей была не линейка, мухобойка или даже длиннющая остро заточенная деревянная указка, а настоящая такая «хлопалка». Вроде бы как ракетка для настольного тенниса, но на длинной ручке: учителя сами такие дома изготавливали, чтобы держать учеников в страхе. Известно, что люди, чье настроение ниже среднего, учатся и работают с наибольшей отдачей. Еще в Америке, как и в России, огромной популярностью пользовался, оказывается, ремень. Но было все это очень давно.

Мой муж, отец пятерых детей, уже давно дедушка и человек очень либеральных нравов, к моему великому удивлению, оказался сторонником ремня. «Ну а как ты ребенку объяснишь, что этого или того делать нельзя, если он слов не понимает?» — отвечает вопросом на вопрос мой супруг. И тут в воспитательское дело идут, по его разумению, легкие шлепки.

Америка вам не Япония, где малышей до пятилетнего возраста не наказывают совсем, а после пяти за каждую провинность просто касаются пальчика и легонько так журят: «Этот пальчик сделал то-то, а этот то-то». Довоспитывались: теперь подросшие  японские детки мочат своих мамаш, которые проедают им плешь словами «учись», «иди работай», бейсбольными битами и вообще всем тем, что попадется под руку.

В России же все совсем по-другому. Меня били пару раз в жизни папа и мама шлангом от советской стиральной машинки: было не столько больно, сколько обидно и мокро. Но зато урок выучен, а экзекуцию я запомнила на всю жизнь. Кстати, к дочериной попе ладонью я прикладывалась и не раз, зато теперь мой уже почти совершеннолетний ребенок благодарит меня за то, что я воспитала ее «настоящим человеком». А кто же еще будет воспитывать, если не родители? Школа? При Советском Союзе школа занималась воспитанием подрастающего поколения, как, кажется, и вся страна.  Чужой человек мог подойти на улице к незнакомому ребенку и вытереть сопли, выручить деньгами на проезд, проверить дневник на предмет хороших отметок и отсутствия красных чернил или же, наоборот, поругать, пожурить и наказать подзатыльником, если была в том необходимость. Это было много лет назад, когда окружающие меня деревья были большими. В сегодняшней России никому ни до кого нет дела.

Что же Америка? Здесь сегодня та же самая картина. Тут никто не одернет чужого ребенка за ужасное, например, поведение или даже за воровство, потому что себе дороже обращать на чужих детей внимание. Есть ведь родители, власть...  Но бывают и крайности. Тут если даже родная мать шлепнет сорванца где-нибудь в публичном месте, добрые самаритяне тут же позвонят 911 (про внимание к чужим детям посторонних теть и дядь в Америке лучше вообще даже не думать, как о страшном сне). Родители, мне кажется, уже сами боятся воспитывать своих детей, потому что последние при малейшем конфликте немедленно кидаются вызывать полицию.

Американская школа, понятно, находится в еще более узких рамках. Я все мечтаю снять кино про то, как американцы (не только дети, но и взрослые) держат в руках карандаш или ручку. Если нас в детстве педагоги учили (а кого-то даже старательно переучивали с левши на правшу), терпеливо вкладывая нам в руки «инструменты творчества», то при виде того, как пишут или даже просто ставят собственную подпись на документах рядовые американцы, мне становится дурно. Ведь если настолько не развита моторика рук, то что же творится в голове у этих людей?  Ответ на поверхности. А карандаш или ложку в руках американцы держать не умеют оттого, что когда-то давно их учитель, возможно, решил для себя окончательно и бесповоротно, что лучше к ученикам не прикасаться. Никак. Нигде. Ни под каким соусом. Ведь только пальцем стоит тронуть — не огребешься... Вот и корябают несчастные бывшие ученики американских школ что-то, чего сами разобрать не могут сразу после того, как написали. «Пишет как курица лапой» — это про них.

 Читала, ежегодно в американских школах физическим наказаниям подвергаются 110 000 учащихся из 4000 школ в 21 штате, где учеников все еще можно таким образом «воспитывать». Нет, тут никто не поощряет избиения — наоборот, даже школьных учителей учат разруливать конфликты на почве детского непослушания с очень даже положительным посылом, а отнюдь не с помощью телесного наказания. Но вот это, спрашивается, как? Превратить все в шутку? Постараться переключить внимание неспособного, возможно, обучаться ученика? Но таких, увы, в классе не один и не два. Мне трудно представить себя на месте этого несчастного учителя, вынужденного, похоже, элементарно игнорировать очередного школьного «клоуна». А то ведь если не игнорировать, то себе дороже выйдет таких воспитывать.

 

— Моя дочь была уверена, что учительница понесет наказание, ведь если бы кто-то из нас, родителей, сделал бы то же самое чужому, а не своему родному ребенку, то по нам бы тюрьма плакала. А теперь я даже не знаю, как объяснить моему ребенку, что учителю все сошло с рук. Ей еще учиться и учиться, и она должна бы учиться строить доверительные отношения с учителем, а тут такое! Моя маленькая девочка теперь стесняется идти в школу. Думаю, надо как можно скорее сменить эту школу на другую! — делится неразделенной обидой американская мама.   

Этот случай в моей американской жизни не единичен. В прошлом году школьный учитель уволился из-за инцидента, произошедшего со второклашкой: он наклеил кусок изоленты на рот назойливому болтунишке. Годами раньше был и более яркий инцидент: учитель в негодовании воткнул карандаш в голову пятнадцатилетнего оболтуса. Хлынула кровь. Ученик орал благим матом. Учитель потащил выведшего его из себя парнишу на ковер школьной администрации... К моему огромному удивлению, тот учитель не пострадал. Его не уволили, и он не уволился сам. Ему  даже не пришлось извиняться перед учеником. Потому что ученик «с дырочкой в правом боку» тут же с треском вылетел из школы. Но, напомню, случилось это не вчера, а годами раньше. Меняются времена. Меняются нравы. 

Продолжение в следующих номерах «Пятницы».

 

  • Марина Лыкова
  •  
    По теме
    «Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
    Администрация Шелеховского района
    Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
    Городская ЦБС
    Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
    Газета Шелеховский вестник