17 августа, в день, когда поминали Александра Вампилова, на родине писателя, в Кутулике, состоялась презентация сборника «Островки памяти». Книга рассказывает об ушедших деревнях района. В библиотеке собрались люди, для которых названия населенных пунктов в сборнике до сих пор значат многое. На пару часов гости мероприятия смогли вернуться в прошлое. Слышны были песни под гармонь, воспоминания об исчезнувшем укладе жизни. Презентация получилась душевной, и от такой душевности у многих на глаза наворачивались слезы.
Автор проекта «Островки памяти» — Валерий Холобок. Краевед, пенсионер, в недалеком прошлом методист Дома детского творчества, задумывая собрать информацию об исчезнувших деревнях, преследовал две масштабные цели — объединить данные и рассказать об истории района детям. По его мнению, если школьники будут чувствовать преемственность, связь с предками, то хотя бы некоторым это поможет принять решение и вернуться после получения образования на малую родину, развивать родной край.
Неожиданно даже для самого автора проект получил масштабный отклик. В работу по поиску информации включились многие ученики школ района, записать свои воспоминания решилось старшее поколение. Очевидно, что книга, которую тиражом 300 экземпляров удалось издать на средства района, будет востребована и не залежится на дальней полке библиотеки.
«Не было ни злобы, ни зависти», «До сих пор, мы — выходцы из деревни, держимся вместе», «Двери никогда не закрывали, дружно жили», — вспоминали гости презентации. А когда зазвучала песня «Где мой уютный родительский дом» в исполнении певиц из Могоенка, многие уже не скрывали слез.
Листая страницы книги, люди хотели получить информацию в первую очередь о своей малой родине, но зачитывались и с любопытством узнавали о быте незнакомых населенных пунктов. Многие воспоминания написаны столь интересным языком, что читать их любопытно даже тем, кто никогда не бывал в Аларском районе. Проблемы перед страной всегда стояли общие, и в чужих историях каждый слышал голоса своих предков.
Анисья Булсунаевна Молоткина (Ильина), отвечая на расспросы шестиклассницы Екатерины Сорокиной из села Аларь, рассказала о быте деревни Саган Бурун:
— Жили средне. Был магазин: мыло, сахар, консервы, печенье, конфеты, рыба. Под магазин Сергей Буркин отдал свой амбар. Холодильников не было, в холодном подвале держали мясо, варенье. Радио было на батарейках. Однажды на три дома дали свет, но потом через три месяца отказали, сказали, что нерентабельно. Варили еду на керогазе, заправляя керосином. Баня была общая, не было кирпичей, печь была сделана из камней, вместо трубы была дыра. Баня по--черному. Работы было много. Мне, как передовику, вручили знамя, оно находилось на видном месте в доме, в течение года стояло в углу. Я гордилась, когда заходили соседи и видели знамя.
Галина Матвеевна Сосова рассказала девятикласснице Валентине Халбаевой из села Идеал о своей родине — Ултуе:
— Мое детство пришлось на военную пору. В то время наша семья жила в Ултуе. С началом войны мой отец, Алексеев Матвей Борисович, ушел защищать Родину. Мама работала дояркой, а нас, четверых детей, оставляла дома под замком. Мне было тогда пять лет, а старшей, Марусе, — девять. Мы присматривали за младшими, мыли полы, хозяйничали как умели. Весной 42--го переехали в Куйту. Та весна выдалась холодной. Помню, как мы с другими ребятишками бегали на поля, собирали колоски и мерзлую картошку. Коровы у нас не было, и хотя мама была дояркой, молоко мы видели редко. На трудодни в колхозе получали муку, рыжиковое масло, иногда, очень редко, сметану и мед. Из нашей большой семьи — девяти человек — работала в колхозе одна мама. Но мы с сестрами во всем ей помогали.
Несмотря на то что старшему поколению выпало жить в непростое время, многие в своих воспоминаниях рассказывали о взаимовыручке, дружной, пусть и бедной, но веселой жизни.
«Единственными праздниками были Новый год и Тайлаган. На Новый год готовили блюда из молока: саламат, творог, масло, сметану, варили арсу. А праздник Тайлаган проходил летом, как нынешний Сур--Харбан. Жили между собой очень дружно. Как справляли свадьбы? Сначала родители договаривались между собой, назначали день свадьбы. Потом шла подготовка: нагоняли по четверти самогона… На свадьбе родственники обменивались кушаками, кушак был длиной в три метра. Богатым подарком молодоженам считалась овца. Если женился младший сын, то он обязательно должен был жить с родителями» — вот такие воспоминания о деревне Наран собрала десятиклассница Екатерина из десятого класса школы села Нельхай.
Проект длился почти шесть лет. Многие из школьников, которые собирали воспоминания, уже вы--
учились и уехали получать профессию в город. Может, кто--то из них, как мечтает автор идеи, и вернется. А пока в Аларском районе решили взяться за второй том книги. Не обо всех населенных пунктах, растворившихся во времени, рассказано потомкам. К работе будут привлечены новые школьники. Купить первый том уже сейчас можно в районной библиотеке.