О возможности положительного влияния телевидения на человека

Доктор философских наук, профессор БГУЭП В.А. Туев в 2011 г. опубликовал статью «Черная телемагия», остановив внимание читателя на негативных моментах современного телевидения, которых оказалась масса. Мы поставили иную исследовательскую задачу: ответить на вопрос, возможно ли использовать ТВ для цели развития человека?



Издревле у человека была мечта – передача изображений на дальние расстояния. И наконец в 1928 году в СССР в городе Ташкенте впервые была осуществлена электронная передача движущегося изображения. Этот опыт считается моментом изобретения телевидения. Первой телепередачей в СССР стал эстрадный концерт – артист И.М. Москвин прочитал рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», затем выступили певица и балетная пара. Регулярное же вещание телевидения в СССР началось в 1938 году. Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского Союза, культурным мероприятиям, науке, спорту и носили информационно-просветительский характер.

В дальнейшем СССР создает особую модель телевидения. В этой модели нет строгой заранее определенной тематики, но характер программ подчиняется поставленным целям:

1. Развивающие, в том числе детские образовательные (программы «АБВГДка», «Будильник», «С утра пораньше», «Хочу все знать», «В гостях у сказки», советские мультфильмы). В современном российском телевидении таких передач практически не осталось.

2. Мотивирующие к участию в интеллектуальной и творческой деятельности, в том числе конкурсы («Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка девушки», «Что? Где? Когда? », «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!»). Таких передач в современном телевидении тоже практически не осталось.

3. Популяризирующие науку и современные открытия («Очевидное-невероятное», «Под знаком “Пи”» и другие). Сегодня таких передач опять же нет, они заменяются разного рода мистификациями на каналах Рен-ТВ и ТВ-3.

4. Тележурналы, освещающие кинодеятельность. Они показывали панораму кинематографической жизни, воспитывали у зрителей художественный эстетический вкус, руководствуясь которым они могли бы ориентироваться в потоке отечественной и зарубежной кинопродукции (о кино, режиссерах, актерах и прочее). Сюда же можно отнести показ кинофильмов.

5. Освещающие жизнь народов и стран, популяризирующие туризм и активный отдых («Клуб кинопутешественников» и другое).

6. Пробуждающие интерес к изобретательству («Это вы можете»).

7. Пропагандирующие здоровый образ жизни и любовь к спорту («Здоровье», «Ритмика», спортивные телепрограммы).

8. Утверждающие культ добра посредством жизненных историй («От всей души»).

9. Информирование о жизни в стране и мире («Новости», «Время», «Международная панорама»).

10. Преследующие развлекательные цели («Голубой огонек», «Добрый вечер», «Кабачок 13 стульев»), музыкально-развлекательные («Утренняя почта», «Музыкальный киоск»), юмористические («Вокруг смеха»).

Однако выдвигаемая цель – формирование человека, развитие его интеллектуальных, творческих, этических, эстетических и других способностей – во второй половине ХХ века постепенно забывается. А телевидение вполне бы могло стать фактором создания коммунистического общества.

Глядя на современное телевидение, четко прослеживается постепенная эволюция от цели развития человека в сторону его развлечения. Телевидение в России представлено спектром каналов, насчитывающим 322 канала. Следует отметить, что 60% эфирного времени просмотра населением приходится на пять каналов. Новости узнают из трех каналов 70% населения. Ученые подсчитали, что 9 лет жизни человек тратит на просмотр телевизора.

Особенности современного телевидения:

– Оно создает виртуальную реальность путем зрительных и звуковых образов. В результате этого у телезрителя постепенно формируется отсутствие гибкости ума и образности мышление, происходит стагнация стимулов к действию. ТВ превращается в своего рода допинг, провокатор неврозов, телеманы не могут прожить без ТВ-сцен.

– Воздействует преимущественно на инстинкты, влечения, то есть на бессознательные импульсы, возбуждающие активность индивида, и на приобретенные уже при жизни, но «ушедшие» в подсознание регуляторы поведения. Соответствующие эффекты наиболее успешно достигаются путем многократного повторения одних и тех же слов, воспроизведения одних и тех же образов.

– Несмотря на обилие телеканалов, все воспроизводимые ими образы принадлежат одному и тому же видеоряду и создают одинаковые психологические эффекты. В итоге возникает феномен «телетолпы»: хотя каждый смотрит на свой домашний экран, впечатления и вызываемые ими ощущения, эмоции, оценки оказываются однотипными. При этом многократно усиливается такой социально-психологический эффект, как стандартизация мыслей, чувств, мнений, вкусов.

К большому сожалению, современное российское телевидение начинает выполнять принципиально иные функции:

– Контроль массового сознания. Сегодня не обязательно контролировать инакомыслие, достаточно стандартизировать определенные модели массового поведения. Примером может стать освещение на ТВ ситуации на Украине. Менее года назад русский и украинский народ считались братскими, СМИ (в большей степени телевидение) за это время кардинально поменяли общественное мнение, посеяв вражду, определенным образом «осветив» события.

– Утверждение в обществе культа потребительства, с учетом того фактора, что реклама – жизненная сила телеканала, дающая его финансовое обеспечение. Рыночно-потребительная организация общества делает людей, в основной их массе, потребителями, а не созидателями, – она делает их рабами (жертвами моды, рекламы, внушения), а не свободными людьми, способными на поступок, то есть нравственно значимое действие, на сознательный выбор поведения, делающего жизнь осмысленной. Кроме того, современная психология утверждает, что многократным повторением одного и того же что имеет место быть в рекламе) достигается эффект непосредственного внедрения образов «виртуальной реальности» в подсознание человека.

– Контроль и «убийца» свободного времени. Быстрота сменяемость образов (клиповость) приводит к возбуждению нервной системы (фильмы и реклама создаются по этому принципу), это приковывает внимание, что создает эффект «трудно оторваться от телевизора». Если телевизор даже включен на заднем плане, он быстро приковывает внимание человека, сбивая его от домашних дел, «нагружает» сознательные и бессознательные контуры информацией. Ее содержание может быть не обязательно вредным с первого взгляда, даже содержащим неплохие моменты, но, в конечном счете, примитивизирующим. Кстати, использование телевидения в качестве средства отдыха после трудового дня обречено на неудачу: несмотря на то, что телезритель может удобно устроиться на диване и его физическая активность сведена к минимуму, нервная система возбуждена во время просмотра ТВ. Поэтому, к примеру, после часа просмотра телевизора человек отдохнувшим себя не чувствует, что сказывается на выполнении его домашних обязанностей, на общении с близкими.

Часто задают вопрос: разве советское телевидение не манипулировало массовым сознанием? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны оттолкнутся от такого обстоятельства, что при манипуляции сознанием коренные интересы человека подменяются лживыми, выгодными манипулятору, а не манипулируемому. Поскольку советское ТВ на первый план ставит цели развития, в отличие от современного, где на первое место ставится цель развлечения, очевидно, что манипуляция сознанием имеет место быть лишь во втором случае.

Резонно задать и такой вопрос: каким должно быть ТВ? На наш взгляд, во-первых, оно должно ставить цель развития человека на первое место, развлекательный характер должен присутствовать не в ущерб этой цели. Во-вторых, просмотр ТВ не должен быть продолжительным, причиняющим ущерб другим делам человека. Это к тому же исключит провокацию близорукости у населения. В-третьих, реклама должна быть убрана в отдельные телеканалы, а потом исключена из телевидения вообще как фактор культа потребления. В-четвертых, следует помнить, что просмотр ТВ во всех случаях не обеспечивает глубокой мыслительной деятельности, поскольку телевидение включает заранее запрограммированные образы. Познавательная ценность в данном случае имеет довольно низкий уровень, хотя информация, донесенная таким образом, способна стать весьма запоминающейся (за счет визуализации) и обеспечить массовый охват населения. Генерация новых знаний даже при прочтении книг, не говоря уже о научной и творческой деятельности, безусловно выше, чем при просмотре ТВ. Просмотр ТВ, по-видимому, способен лишь выполнять обозревательную, первоначально ознакомительную роль в познании человеком окружающего мира. В-пятых, средства передачи ТВ сигналов (электромагнитных волн), сами воспроизводители их являются источниками электромагнитного излучения. Сегодня мы живем в условиях «электросмога», который возбуждает ЦНС, активизирует вегетативный гомеостаз в сторону симпатического преобладания, провоцирует стресс, снижает работоспособность и здоровье. Необходимо в таком случае провести эффективную работу по снижению влияния электромагнитного излучения на человека.

Подводя итог, можно сказать, что ТВ при соблюдении этих условий может быть использовано для образования (информирования), развития представления об окружающем мире, для мотивации творческой активности. Но до той поры лучше убрать ТВ подальше от вашего жилища, такое общественное движение с каждым годом все больше набирает обороты. Только в этом случае справедливо говорить, обосновывая свою негативную оценку, о «черной телемагии» и «зомбоящике».

Геннадий СУРДИН, кандидат философских наук
 
По теме
Иркутская область, НИА-Байкал – Вопросы достижения показателей цифровой зрелости отраслей экономики рассмотрели на заседании Координационного совета по развитию цифровой экономики,
Цифровая зависимость – это серьезная проблема современности. Многие уже не могут прожить и часа без смартфона.
Иркутская область, НИА-Байкал – Справки и заключения, связанные с объектами культурного наследия, жители Иркутской области могут сегодня получить в режиме онлайн с помощью портала Госуслуг.
Для этого нужно заполнить интерактивную форму заявления на портале Госуслуг Елена СИНИЦА В Иркутской области доступна информация о культурных объектах через Госуслуги Фото:
Представители Microsoft («Майкрософт») обсуждают перенос сроков приостановки доступа к части сервисов компании, в том числе облачным, в РФ с 20 марта на конец месяца, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на РИА Новости .
Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
Baikal24.Ru
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
ЦБС города Братска