Виват, Иркутский музыкальный!


Почти все в сборе. В центре (с букетом) — директор театра Татьяна Мезенцева; справа от нее — народный артист России Николай Хохолков и главный режиссер Анна Фекета; слева — главный хормейстер Наталья Ладыгина

Театр, любимый многими, отпраздновал 75-летие

Отшумели пять праздничных вечеров, на протяжении которых в Иркутском музыкальном театре имени Н.М.  Загурского царила веселая кутерьма. Юбилей отпраздновали широко, пышно, феерично. Карнавальная атмосфера захватывала прямо с порога: звучала живая музыка, кружились легкие пары, парили разноцветные шары, пестрили роскошные букеты. Много было и гостей, поздравить Иркутск с юбилеем любимого театрального коллектива спешили ведущие солисты театров России, включая и Большой.

В славную историю театра-юбиляра вписано немало ярких страниц. За три четверти века здесь было поставлено свыше 22 тысяч спектаклей, которые посмотрели более 13 млн зрителей. Уникальна уже сама история появления музкомедии на берегах Ангары. Наверное, не много найдется примеров, когда целый коллектив перебрался бы из одного региона отечества в другой, за многие тысячи километров. Именно это случилось 19 апреля 1941 года, когда было принято решение Совнаркома о стационировании в Иркутске Горьковского театра оперетты. О том, как это случилось, о наиболее ярких артистах и спектаклях прошлых лет практически все известно одному из горячих почитателей Иркутского музыкального, хранителю его музея, театральному критику Арнольду Берковичу.

Режиссер Наталья Печерская (слева) и актриса израильского театра «Портрет», в прошлом прима иркутского музыкального София Якубова

Весной, перед войной…

— Я многое и сам помню, — признается Арнольд Владимирович, — потому что завсегдатаем музкомедии стал с пятилетнего возраста. Мама давала мне тридцать копеек, и я покупал билетик на балкон. Хотя практически никогда там не сидел, а устраивался в девятой ложе бенуара, там почему-то всегда одно место оставалось свободным.

— А в музкомедии ложи были?

— До пожара были. Есть старые фотографии, можете убедиться: всегда был полный аншлаг.

— Как в Иркутске осел горьковский театр?

— Горьковская труппа во главе с директором Леонидом Юрьевичем Сагайдачным приехала к нам на гастроли летом 1940 года. Гастроли прошли с оглушительным успехом. Надо сказать, что Иркутск всегда был болен опереттой, здесь у нее огромное количество поклонников. Хотя и к опере относились с пиететом. Был даже смелый опыт, когда известный хормейстер и дирижер, заслуженный работник культуры Василий Патрушев с хором Иркутского медицинского университета ставил «Евгения Онегина» на сцене драмтеатра!

Ну а горьковских актеров тут окружили сумасшедшей любовью, что, видимо, и послужило мотивом к переселению. Наверное, мы просто не смогли уже расстаться. Сагайдачный был удивительно талантливым руководителем, он умело и бережно собирал труппу, высоко ценил актерское мастерство и очень тонко чувствовал, что даст коллективу новое развитие.

Невероятно, но факт: ни один артист в коллективе не был против переезда из европейской части сюда к нам, в Сибирь. Иркутск уже много раз запрашивал Министерство культуры о том, чтобы создать здесь музыкальный театр. И вот это произошло. За своим лидером к нам переселился целый готовый театр. Ему сразу выделили здание музыкальной комедии, где сейчас размещается ТЮЗ, всем артистам оплачивали места в гостинице. Тогда еще среди них не было людей со званиями, все это пришло позже. Но коллектив состоял из исключительно ярких индивидуальностей.

Вместе с горьковчанами вернулся иркутянин Николай Матвеевич Загурский — впоследствии народный артист РСФСР и директор нашего театра. Удивительный актер и режиссер был Григорий Семенович Гросс, напоминавший комика-буфф из московской оперетты Григория Ярона. Большим успехом пользовались героини-красавицы — жена Гросса А.  Воробьева и К.  Жулина. Очень комичную пару родителей Эдвина в «Сильве» бесподобно составляла с маленьким Гроссом высокая худенькая актриса А.  Тэнсон.

Актеров музыкального театра все знали и любили, Гросс почти всегда начинал свой выход с реплики из-за кулис — и, узнанный по голосу, появлялся уже под овации зала.  Во время войны, конечно, в театре были созданы выездные концертные бригады, которые бесперебойно выступали в госпиталях, радовали бойцов, отправляли средства для фронта, потом ездили на фронт.

— При этом и спектакли продолжали идти? Люди ходили в театр?

— Еще как ходили. Как раз в это время я там и обосновался, сначала лишь в качестве восторженного зрителя.

Таланты и поклонники

— На гала-концерте, когда показывали фотографии актеров прежних лет, нельзя было не заметить, как зрители помнят и до сих пор любят этих людей. Какими бурными аплодисментами приветствовали Виктора Жибинова!

— Ну конечно, это был артист редкого дарования, потрясающего таланта, острохарактерный, очень музыкальный, с прекрасной пластикой. Так жаль, что безвременно ушел из жизни. Это был трагический момент. Тогда один из наших главных режиссеров, который вскоре уехал, выгнал другого выдающегося артиста, Макса Наумовича Шнейдермана. Виктор не мог с этим согласиться, высказал свое возмущение, на что получил убийственный ответ: «И тебя выгоню!».

В тот день, когда Жибинов свел счеты с жизнью, я встретил его в ужасном потрясении. Никогда не забуду его слова: «Мне стало душно в театре. Мне нечем дышать». Этот эпизод один из самых скорбных в истории театра. Но зрительская любовь не угасла с годами, как видите, артиста помнят и благодарят за ту радость, которую он дарил своими блистательными ролями. Жибинов был многогранной личностью. К иным спектаклям он сочинял стихи, в других становился балетмейстером-постановщиком, он стал автором либретто оперетты «Аленький цветочек», которую сочинил главный дирижер театра Алексей Сергеевич Кулешов. Когда создавались авторские пьесы, Виктор всегда подключался, становился соавтором, а иногда и режиссером. 

— Конечно, помнят Елену Константиновну Волошину…

— Ну как же! Легенда иркутской сцены, ведущая солистка, народная артистка. Как забыть галерею созданных ею образов! Я помню, как она приехала в Иркутск из Воркуты. Приехав в театр музкомедии, Елена Константиновна много спектаклей поставила в студенческом театре миниатюр при обкоме комсомола, которым я десять лет руководил. Мы с ней вместе готовили премьеры «Не надо слез», «Эстрадное обозрение», «Голый король», «Женский монастырь». Уже тогда в ней видно было крепкое режиссерское начало. Она и в музкомедии ставила сначала сказки, потом и оперетты. Эта талантливейшая женщина, потрясающая каскадная актриса стала сценической «крестной матерью» для многих других актеров, научила говорить, двигаться, находить нужные эмоции. Богатое дарование и огромный труд помогли ей стать настоящим кумиром публики, всеми заслугами она была отмечена по праву.

Удивительного дарования был и сам Николай Матвеевич Загурский. Замечательный актер, он еще и директором оказался выдающимся, вокруг него росли таланты, собиралась труппа, от него не уезжали.

Наследие Шагина

— Арнольд Владимирович, а правда, что и вы сами участвовали в авторских постановках музкомедии?

Был грех. Мы очень дружили с главным дирижером театра Алексеем Кулешовым. Я, он и Марк Сергеев втроем сочинили оперетту «Остап Бендер и компания» по «Золотому теленку» Ильфа и Петрова. Алексей Сергеевич прекрасную музыку написал, там были дивные дуэты, чудесные хоровые фрагменты. Марк Давидович, конечно, писал стихи, а ваш покорный слуга выступил в качестве драматурга.

История помнит и другой авторский опыт Кулешова, очень успешный. К открытию первенца Ангарского каскада  — Иркутской ГЭС — в 1956 году он написал оперетту «Огни сибирские» на пьесу артиста музкомедии Николая Каширского, которого от нас потом сманили в Москву. Первыми зрителями на премьере были гидростроители — живые люди, реальные прототипы сценических персонажей. Это была очень живая, искрометная постановка, в которой сам автор Коля Каширский играл одну из главных ролей.

— Сегодня в театре продолжают трудиться ветераны сцены: народные артисты России Николай Хохолков, Владимир Яковлев, Николай Мальцев, заслуженный артист России Вячеслав Варлашов.

— Хохолков пришел в 1964 году, Мальцев был у нас стажером на московских гастролях 1980 года, когда учился в музыкальном училище Ленинградской консерватории. Когда закончил учебу, сразу приехал к нам. А Яковлев в труппе с 1979 года. Теперь даже верится с трудом, что он начинал как рабочий сцены, потом служил хористом, бросив с четвертого курса политехнический институт. Также с 1979 года работает у нас заслуженный артист России Виктор Васильевич Лесовой.

Вячеслава Варлашова пригласила в театр в бытность свою главным режиссером Наталья Владимировна Печерская. А теперь он сам учит будущих актеров музыкального театра в театральном училище. Наталья Владимировна тоже вела там курс, и в 1999 году Владимир Константинович Шагин совершил, я думаю, значительный и беспрецедентный поступок, взяв в труппу весь выпуск Печерской. Еще недавно став директором, он тогда пришел к ребятам на сдачу дипломного спектакля и всех пригласил на работу.

Кстати, яркий солист из молодого состава труппы Гейрат Шабанов тоже своим творческим взлетом обязан Шагину, который заметил подающего надежды паренька из Чунского района на фестивале «Сияние России», где тот еще неокрепшим баритоном исполнял песни Арно Бабаджаняна. Владимир Константинович пригласил юношу в хор, благословил получить образование в Иркутском театральном училище. Теперь Гейрат — ведущий солист театра, победитель отборочного тура международного конкурса оперных вокалистов «Бельведер», лауреат певческого конкурса имени  народной артистки СССР Валерии Барсовой.

Владимира Шагина мы всегда будем помнить как руководителя милостью Божьей и отважного новатора. Он счастливо сумел объять две ключевые должности в театре — директора и художественного руководителя. Его роль в организации грандиозного фестиваля «Звезды на Байкале» невозможно переоценить. Он удивительно коммуникабельный человек, все высокие гости фестиваля уезжали практически влюбленными в наш театр, в Иркутск. Почему? Владимир Константинович умел так комфортно и радостно устроить их здесь пребывание, чтобы ни один ни в чем не почувствовал недостатка. Для этого нужен особый талант и большая любовь к своему делу.

Как директор начинал свой рабочий день? Он должен был к раннему утру обойти все цеха, все помещения, посмотреть, кто чем дышит, кто чем обеспокоен. Именно благодаря его курсу на развитие, видению современных творческих тенденций стало возможно сотрудничество с опытными, признанными режиссерами.

В репертуаре появились такие яркие постановки, как «Призрак замка Кентервиль» «модного» московского режиссера Василия Бархатова, смелые мюзиклы в содружестве с театром «Пилигримы». «Юнона» и «Авось» двадцать лет идет при полных аншлагах! У этого спектакля свои фанаты. Совместно с французскими театральными деятелями поставили в 2010 году «Бонни и Клайд», водевиль «Коммуна-любовь» ставил израильский постановщик. Множество было незаурядных начинаний.

В ногу со временем

— Команда авторитетных московских критиков, приехавшая на юбилей, хорошо отозвалась о современной труппе театра, нашла ее живой, полной энтузиазма и творческих исканий.

— Отметили, что наш театр идет в ногу с теми тенденциями, которые сегодня свойственны музыкальному театру вообще. Он верен классической оперетте, которая обретает в нем свежее дыхание, он уверенно чувствует себя в мюзикле. А новый спектакль «Анна и Адмирал» вообще трудно определить в жанровом отношении. Это характерно для сегодняшних современных постановок. Музыкальный театр ищет новые сценические форматы. И это закономерно. Автором либретто, постановщиком и хореографом «Анны и Адмирала» является новый главный режиссер театра Анна Фекета, человек молодой, амбициозный, знающий.

Конечно, молодежь должна дерзать, прокладывать новые пути. Отрадно, когда появляется новый опыт, идут премьеры, да еще с таким успехом, как недавний мюзикл «Алые паруса», который поставила наш любимый, испытанный режиссер и друг театра Наталья Печерская. И безусловно, прекрасно, когда хорошие спектакли идут много лет подряд, как, например, «Белая акация» с 2005 года или «Проделки Ханумы» — с 1996-го!

Недавние юбилейные торжества, прошедшие с таким размахом, подтвердили, на мой взгляд, самое главное. У Иркутского музыкального театра имени Н.М.   Загурского есть свой зритель, свой верный почитатель, многочисленный, отзывчивый, влюбленный.

Беседовала Марина Рыбак, «Байкальские вести».

Фото Марины Свининой.

На фото: фрагменты пяти юбилейных вечеров
в музыкальном театре имени Н.М. Загурского

           

 

   

 
По теме
Герои остросюжетного сериала «Капкан для Золушки» – двое частных детективов.
Дворец искусств г. Братска, ж. р. Энергетик, ул. Наймушина, 26 10:30 – гала-концерт городского отборочного этапа областного фестиваля детского и юношеского творчества «Байкальская звезда» [6+]   ДК «Юность»,
Художники, фотографы, видеографы уже давно применяют тени в свою пользу. Но первооткрыватели тени как искусства – это, несомненно, театры теней.
Иркутский областной краеведческий музей имени Муравьева-Амурского с 30 марта приглашает иркутян и гостей города на новую выставку «Именины Ивана Степановича» в выставочный отдел «Музейная студия».
Девочка с гитарой пропала в Иркутске - ИА Альтаир В Иркутске пропала 14-летняя Мария Гантимурова. 28 марта после 15.00 она вышла из здания на улице Безбокова в Свердловском округе, где  у неё были занятия, и ушла в неизвестном направлении.
ИА Альтаир
Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
Baikal24.Ru
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
ЦБС города Братска