1 декабря в Галерее Виктора Бронштейна открылась персональная выставка «Сквозь стихию» известного петербургского художника, ювелира, оружейного мастера Жигжита Баясхаланова.
Потомственный мастер
Жигжит родился в бурятском селе Алханай, Забайкальского края. Еще в детстве заинтересовался работой с металлами, наблюдая за тем, как работает его отец. Отец был рад передать опыт сыну и поддержал увлечение мальчика, и со временем оно стало профессией. Сейчас Жигжит Баясхаланов — признанный художник, ювелир-оружейник, давно живущий в Петербурге, но не теряющий связи с корнями, со своей землей. Все его творчество — это природа Бурятии, его родина, ее степи, ее прекрасные и благородные животные, лошади.
Несмотря на молодость, Жигжит не раз принимал участие в многочисленных международных и всероссийских выставках и конкурсах, а его работы входят в собрания многих музеев и галерей по всему миру. Охотно их покупают и частные коллекционеры — известные политики, бизнесмены, общественные деятели.
Классика, эпос, традицииОткрывая выставку, руководитель Центра бурятской культуры Сергей Шотников сказал:
— В первую очередь хочу поблагодарить галерею и лично Виктора Владимировича, Ольгу Бронштейн, всех сотрудников за неослабевающий интерес к высокому бурятскому и монгольскому искусству. Жигжита поздравляю с персональной выставкой. Два года назад он уже приезжал в Иркутск и представил большой ряд работ. Но в этой выставке совсем другой уровень, работы более монументальные. Виден рост, явный прогресс. Желаю ему дальнейших успехов. Ты получил свой дар от своих предков, и я надеюсь, что ты передашь свой талант своим подрастающим сыновьям, как в свое время этот талант передал тебе отец.
— Я рад личному знакомству с Жигжитом, — отметил в своем выступлении начальник городского управления культуры Виталий Барышников. — Сегодня поистине открытие уникальной выставки, потому что это — авторские работы, это то, что реализовано по мотивам бурятского эпоса, тех традиций, которые есть в семье мастеров из Бурятии. В то же время это сплавлено с теми классическими образцами ювелирного искусства, которые демонстрируют мастера Петербурга. Сегодня такой сплав мы можем видеть воочию. Мне понравились образы животных, в них чувствуются мощь, ветер, простор — все это в крови художника и отразилось в его работах.
…И корабль плывет
— Иркутск принято считать сибирской культурной столицей, так же как и Санкт-Петербург — столицей северной, и еще Лондон, где живет Даши Намдаков, — отметил основатель галереи, поэт, прозаик, меценат Виктор Бронштейн. — Объединяющие звенья культурных столиц соединились сегодня в Иркутске и стали поистине мировыми. Сегодня все прогрессивное, передовое и новое сосредоточено в Иркутске, в том числе в нашей галерее, и мы этим гордимся. Если говорить о творчестве Жигжита, то он от рождения просто не мог заниматься чем-то другим, кроме как придумывать такие великолепные кинжалы, или вот эти, эскизно показанные и воплощенные в разных материалах лошади с развивающимися гривами, лоси, летящие сквозь метели, сквозь время, сквозь пространство. Почему ему близка эта тема? Я думаю, потому, что, во-первых, у него у самого очень звучное и звенящее имя Ж-ж-жик-жж-ит. Низкий поклон вашим родителям, что они родили такого сына и дали такое «говорящее» имя, ведь известно: как корабль назовешь, так он и поплывет. А сегодня именем Жигжита занята половина нашей галереи.
Во-вторых, хоть он сейчас и петербуржец, но детство провел в Агинском национальном округе, где наблюдал этих прекрасных животных — лошадей. Даши тоже вырос среди лошадей, которые воплощены в его творчестве. Вы видели у нас последнее по времени приобретение — скульптурную композицию «Царская охота», где всадники — царь и царица — несутся за добычей. Так что это сквозная тема, она не случайно присутствует у бурятских мастеров. Они выросли, учась у природы, и у них в душе живут их корни, их традиции. Но сегодня мы видим, как общество все дальше уходит от природы, человек предал ее. И мы должны это понять как можно быстрее, и если мы не повернемся к ней лицом, то будет поздно. Такие художники, как Даши и Жигжит, призывают нас к этому.
Навстречу судьбе— Я очень рад находиться с этой выставкой в Иркутске. Моя первая экспозиция была здесь в 2015 году, — сказал, завершая открытие выставки, ее автор Жигжит Баясхаланов. — Тогда я очень волновался в день открытия, не знал, придет ли кто-то на мою выставку, и вот так же стоял и рассказывал, а публика все подходила и подходила. И зал наполнился до отказа. В тот приезд я познакомился с галереей Виктора Владимировича, и меня пригласили участвовать в выставке «Душа Азии». Я пообещал приехать с большой выставкой. Прошло два года — и я здесь.
В основе моего творчества — изготовление традиционных бурятских ножей, этим я занимаюсь со школьных лет. Изначально нож — это хранилище души. Те символы, которые я использую, усиливают его сакральное значение.
Со временем мне захотелось попробовать себя и в другом виде творчества, в другой теме, поэкспериментировать, но чтобы в основе была классика. И три года назад я решил сделать коллекцию скульптур животных. Силуэтный стиль я начал использовать еще в моих ножах в последние годы и решил, что этот стиль может хорошо работать и в больших размерах, хотя мы хорошо знаем, что не все можно увеличивать, поэтому я попробовал и надеюсь, что это получилось. Я хотел через эту коллекцию не только показать прекрасных животных, но и выразить их настроение, эмоции. Например, у большой скульптуры «У воды» я показываю абсолютную свободу, гармонию, доверие. Я показал глаза животного, но не делая в буквальном смысле глаз. Это было невероятно сложно — выразить за счет линий, что веки у лошади закрыты, ноздри спокойны, идет дыхание в момент питья.
А потом понял, что нужно показывать разные эмоции. Например, в «Метели» — сопротивление животного, борьбу со стихией. Конь встает на дыбы, маленькие уголки внизу — это ноги, и он идет вперед, а навстречу ему холод, снег. И в этот момент конь отворачивается и понимает, как тяжело и невыносимо идти, но он идет, а грива вьется по направлению ветра. В линии глаз можно заметить их нахмуренность, суровость, сопротивление.
…Действительно, и великолепные ножи, воплощенные при помощи серебра, золота, элитных пород дерева и драгоценных камней, и монументальная скульптура впечатляют и поражают воображение. В каждой работе мастера живет дух его народа, его предков, традиционные, самобытные мотивы, развивать которые для него принципиально важно. Переработанные и выношенные в сознании скульптора, согретые сердцем и его руками, они родились и живут теперь своей жизнью, представ перед нами в великолепном пространстве галереи. Поэтому самое правильное, что можно сделать, — прийти и увидеть творение талантливых рук своими глазами.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»,
и пресс-службы Галереи Виктора Бронштейна.
На фото: Жигжит Баясхаланов;
«Метель»