Перспективы развития велосипедной инфраструктуры в Иркутске 

Что может быть лучше, чем приятным летним днем прокатиться по городу на велосипеде? Во многих странах мира это самое популярное средство передвижения. На нем удобно добраться до нужного места, избежав пробок и сэкономив деньги. Да и для здоровья полезно. В Дании, Японии, Нидерландах, Китае велосипедисты пользуются уважением на дороге. Может ли Иркутск стать городом, комфортным для любителей покрутить педали?

Велосипеды не загрязняют окружающую среду, уровень производимого ими шума равен нулю. Они практически не портят дорожное полотно, что существенно экономит средства на дорожный ремонт. Развитие велосипедного движения способствует привлечению туристов: экскурсии на двух колесах становятся все более популярными.

Использование велосипедов позволит отчасти разрешить и транспортную проблему. Особенно актуально это в исторических центрах тех городов, где улицы узкие, а поток машин большой. Средняя скорость автомобиля в городе составляет 20—30 км/ч, а скорость велосипеда достигает 17 км/ч, что при большей пропускной способности и маневренности способствует уменьшению пробок и освобождению магистралей.

Власти Иркутска понимают необходимость развития велокультуры в городе. У нас все чаще проходят различные велозаезды, а в нынешний День города Иркутск впервые участвовал во всероссийском велопараде, в колонне которого и Дмитрий Бердников крутил педали наравне с многочисленными горожанами.

По подсчетам экспертов, сегодня практически в каждой иркутской семье есть хотя бы один велосипед. А всего в нашем городе их около 200 тысяч, и с каждым годом количество таких транспортных средств растет.

— Велосипедистов станет гораздо больше, если для них будут созданы комфортные условия, — считает координатор велотранспортного союза Иркутска Ирина Ифтодий .

Чаще всего любителям покрутить педали приходится передвигаться или по тротуарам, или по проезжей части. Это не совсем безопасно, в первом случае — для пешеходов, во втором — для самих велосипедистов.

— Но есть улицы, которые довольно безопасны для передвижения, — рассказывает еще один координатор велотранспортного союза Григорий Скарченко. — В первую очередь те, где предусмотрена буферная зона за трамваем, как, например, на Декабрьских Событий, от Советской до Тимирязева.

Также, по мнению Григория, вполне комфортно передвигаться на двух колесах по Киевской, Грязнова, Володарского. Те дороги и тротуары, которые используются сегодня иркутскими велосипедистами, — это уже веломаршруты.

— Есть несколько способов организовать велосипедное движение, — рассказывает Григорий Скарченко . — Центр города состоит из большого количества узких улиц, которые не позволяют разместить велополосы и велодорожки, но и в таких случаях есть решение. В европейских городах, где такая же ситуация, создается полоса совмещенного движения. В основном она размещается на проезжей части, которая не используются для регулярного транзитного потока.

На ней можно сделать разметку для велосипедистов, на которую и автомобили смогут выезжать, но только при обгоне. Главный принцип таких улиц — уменьшение максимальной скорости движения автомобилей.

— По сути машины и сейчас не ездят здесь с большой скоростью, поэтому на трафик это особо не повлияет, — рассуждает Григорий, — зато положительно скажется на безопасности автомобилистов, пешеходов и велосипедистов.

Сейчас в правилах дорожного движения активисты предлагают закрепить новый тип организации транспортного движения — велосипедную зону.

— Соответствующий знак будет устанавливать приоритет для проезда велосипедистов и ограничения скорости для автомобилей, — продолжает координатор. — По принципу действия он похож на знак «Жилая зона», но есть и отличия. Например, через жилую зону транзит запрещен, через велосипедную зону он будет разрешен.

Вторая особенность — велосипедист будет иметь приоритет среди всех участников дорожного движения и сможет ехать не только по правой стороне, но и по всей ширине проезжей части. А пешеходы смогут переходить улицу в любом месте — не придется обустраивать пешеходные переходы. Таким образом, и автомобилисты смогут двигаться, куда им надо, и велосипедисты будут чувствовать себя вполне комфортно.

— Такой знак можно установить на большинстве улиц в центре, — считает эксперт, — за исключением тех, по которым ходит общественный транспорт: Дзержинского, Тимирязева, Карла Маркса и Ленина. Это оценят местные жители, потому что машины будут ездить с небольшой скоростью и меньше шуметь. Это простимулирует развитие бизнеса — начнут появляться кафе и магазинчики.

Еще есть велополосы, когда движение велосипедистов осуществляется по выделенной полосе. Такой способ можно применять на крупных, но не на магистральных улицах, где большой трафик движения. И последний вариант — выделенные велодорожки, которые полностью отделены и от проезжей части, и от тротуара.

Выходом из ситуации также может стать строительство велопешеходного моста. Например, сегодня есть необходимость соединить район политеха с островом Юность.

— Сейчас, чтобы попасть из одной точки в другую, придется ехать по одному из трех мостов, а это очень некомфортно, — считает Ирина Ифтодий. — Возведение подобного моста не потребует больших затрат, ведь у него не такие расчеты, как у автомобильного.

В перспективе такой мост позволит открыть новые связи, повысить велосипедный досуг иркутян. Износ конструкций сооружения будет меньше, а обслуживание дешевле. И это выгоднее, чем расширять имеющиеся проезжие части.

КСТАТИ

Самой велосипедной страной считаются Нидерланды, где этот вид транспорта считается приоритетным на государственном уровне. Здесь на 16 млн 652 тыс. 800 человек приходится 16 млн 500 тыс. велосипедов. Каждый город снабжен яркими разметками велосипедных путей, знаками, регулирующими движение велосипедистов и автомобилистов, а также светофорами. Оборудованы и удобные велопарковки на улицах и у общественных и деловых центров, мастерские по ремонту, места отдыха со скамейками через каждые 100 метров и питьевые фонтанчики через каждые 500 метров.

 

Анастасия Дарчук
 
По теме
Девочка с гитарой пропала в Иркутске - ИА Альтаир В Иркутске пропала 14-летняя Мария Гантимурова. 28 марта после 15.00 она вышла из здания на улице Безбокова в Свердловском округе, где  у неё были занятия, и ушла в неизвестном направлении.
ИА Альтаир
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС