Успенье-Дожинки

Один из древнейших христианских праздников – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Православные отмечают его 28 августа (15 августа по старому стилю); при этом празднику предшествует строгий двухнедельный Успенский пост (с 14 по 27 августа включительно).

Канонические тексты не упоминают о кончине и погребении Марии. В Новом Завете говорится лишь, что после Вознесения Христова она осталась на попечении апостола Иоанна и была вместе со всеми апостолами во время молитвы в день Пятидесятницы, получив таким образом дар Святого Духа.

Однако о жизни и успении Марии сообщают различные апокрифы (многие из которых датируются V-VI в.), на основе которых было создано церковное предание о чудесной кончине и вознесении Богородицы. Согласно этому преданию, к моменту своей смерти Мария жила в Иерусалиме, где дни и ночи проводила в молитве, приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла там фимиам и преклоняла колена. И вот во время молитвы ей явился архангел Гавриил, который возвестил: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Мария сообщила об этом Иосифу Аримафейскому и вознесла Господу молитву, попросив, чтобы перед смертью ей позволено было увидеться с апостолами. Ее просьба была исполнена: апостолы, проповедовавшие Слово Божье в разных странах, чудесным образом были перенесены в Иерусалим. Мария простилась со всеми близкими и приготовилась к смерти. Внезапно горница озарилась Божественным светом, послышалось пение ангелов, и в ослепительном сиянии к Богоматери сошел сам Христос, окруженный Силами Небесными. Мария воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Бозе, Спасе моем, яко призре на смирение рабы своея!», и после этого радостно предала дух свой в руки Бога.

Апостолы, оплакав разлуку с Богоматерью, приступили к погребению. Пречистое тело Девы Марии торжественно понесли через Иерусалим в гробницу ее родителей. Первосвященники, узнав об этом, послали стражу разогнать толпу, но собравшихся христиан окружил чудесный облачный круг. Первосвященник Афония пытался опрокинуть одр с телом Пречистой, однако неведомая сила отсекла ему руки; когда же Афония раскаялся в содеянном и исповедал себя христианином, руки приросли обратно. Завершив погребение, апостолы закрыли вход в гробницу большим камнем и удалились. Однако (по одному из поздних апокрифов) апостол Фома не успел на похороны, добравшись до Иерусалима лишь на третий день, и попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Девой Марией. Когда апостолы открыли гроб, то нашли там одни только погребальные пелены, от которых шло дивное благоухание. Таким образом, Пречистое тело Богоматери, как и тело Сына ее, вознеслось на Небеса. Вечером того же дня, когда апостолы собрались за трапезой, Мария сама явилась им и сказала: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни». После своего Вознесения Богородица стала Царицей Небесной и покровительницей, заступницей рода человеческого.

В славянском народном календаре Успение Богородицы связывали с концом летнего периода, завершением жатвы и сбором урожая. У русских его называли Госпожинки, Госпожин день или Большая Пречистая (от величания Богоматери Госпожою и Пречистою Девой), а также Оспожинки или Спожинки, Дожинки, Обжинки, Вспожинки, Засевки, Толоки и т.п., поскольку в это время с полей убирали (дожинали) последние колосья ярового хлеба и сеяли озимые. В честь этого события устраивали праздник со всеобщим угощением, освящением нового урожая, а также непременными обрядами и ритуалами, сохраняющими и усиливающими плодородную силу земли.

Особым почетом во время Дожинок окружали последние колосья, как сжатые (собранные в последний сноп), так и оставленные на поле. У всех славян принято было при жатве особым образом «завивать» пучок колосьев – «Волосу (или Илье, Николе, Егорию, Богу, Спасу) на бородку»; при этом стебли скручивали, завязывали узлом или сплетали в жгут, «косицу» или «венок», а затем пригибали к земле, прижимая концы камнями или присыпая землей. В некоторых местах сооружали довольно сложные конструкции – «часовни», «кресты» и т.п.; иногда «заплетали Богородице косу» или «стелили Христу постельку». «Бороду» нередко украшали цветами, лентами, другими колосьями, а вниз клали хлеб-соль, чтобы таким образом вернуть земле и сохранить до будущего года силу нынешнего урожая.

«Завивание» совершали, как правило, женщины (носительницы плодородной силы): одна из наиболее уважаемых жниц закручивала колосья особым образом («по-солонь», и не голой рукой, а через ткань), поливала «бороду» водкой или вином, кланялась и обходила вокруг, приговаривая: «Батюшка, Илья-Борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!», «Вот тебе, Илья, борода! на лето уроди нам ржи да овса!», «Илья – сёдая борода! Ходи сюда, береги мою силу к яровой жниве» и т.п. «Бороду», как правило, оставляли на поле до будущего года, а жницы, завершив работу, катались или кувыркались по земле, чтобы вернуть себе силу для дальнейших работ: «Нивка-нивка, отдай мою силку, тебе лежать, а мне работать!», «Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, да на криво веретено».

Средоточием плодородной силы считали не только «Власову бородку», но и последний сжатый сноп, который почтительно называли «именинником», «пожинальником» или «христовой рубашкой». Сжинали его обычно молча (чтобы жниц не постигло какое-либо несчастье), либо с особыми заговорами или жатвенными песнями-заклинаниями. Принято было делать «именинника» большим и тучным, украшать его цветами, лентами, венками; в некоторых местах его даже наряжали в одежду, как своеобразную куклу, и давали ему имя (Солоха, Овсей и др.). По последнему снопу нередко гадали (девицы – о женихах, хозяева – о будущем урожае) или заклинали плодородную силу поля, для чего садились на сноп или поднимали его со словами: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой!», «Вот эдакий высокий расти овес на прок!» и т.п.

Последний сноп торжественно приносили домой и ставили в передний угол, под образа; его сохраняли до будущего года (подмешивая зерна к тем, что предназначались для нового сева), либо использовали в обрядах во время осеннее-зимних праздников (например, «закармливали» овсяными колосками скот в Покров день или гадали по ржаному снопу в Рождество). В некоторых местах хозяйки, принеся домой последний сноп, «святили» им избу, обмахивая колосьями и крестя жилище с приговорами: «Рожь с поля – муха в поле!», «Как у нас на поле не осталось хлеба на корню, так и у нас не оставайся ни мух, ни блох, ни клопов, ни тараканов», «Кишьте, мухи, вон, идет хозяин (т.е. сноп-именинник) в дом».

Завершением «дожиночных» обрядов была праздничная трапеза, для которой обычно готовили кашу из разных зерен, яичницу или вареные яйца, блины или пироги, а также варили пиво, доставали мед, вино, водку и пр. Угощались либо на поле, либо дома; в деревнях нередко устраивали «братчины», пиршество «на мирскую складку» (когда все необходимые продукты закупались на общие деньги и собирались с каждого двора). В тех случаях, когда крестьяне убирали барский урожай, угощение им выставлялось на господском дворе, за счет хозяина поля. Работники, закончив работу, с песнями отправлялись на барский двор, где поздравляли хозяев с окончанием жатвы, а самая красивая девица подносила хозяину именинный сноп или жатвенный венок из колосьев и цветов (причем в некоторых местах за это подношение просили выкуп – подарки, вино и т.п.).

Успение во многих местах называли последним летним днем. С этой поры отлетают ласточки и «уносят тепло», а у лягушек «зарастает рот» (они перестают квакать). По народному выражению, «с Успленья солнце засыпает», восходит все позже; поэтому на закате в этот день ходили в поле провожать светило с песнями, а вечером впервые «вздували огонь» в избах (зажигали к ужину свечу или лучину). В Сибири с Успения начиналось «шишкование», сбор поспевших кедровых орехов. Время с Успения до Ивана Постного (29 августа ст.ст.) в старину называлось «молодое бабье лето» – в отличие от «старого бабьего лета» (с Семенова дня по Рождество Богородицы, 1 – 8 сентября ст.ст.). В некоторых местах на 15 августа приходилась первая встреча осени; с этого дня начинали водить осенние хороводы и устраивали первые посиделки, а девицы в это время приглядывали себе женихов, готовясь к Покрову.

 
По теме
Иркутский областной краеведческий музей имени Муравьева-Амурского с 30 марта приглашает иркутян и гостей города на новую выставку «Именины Ивана Степановича» в выставочный отдел «Музейная студия».
24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, епископ Братский и Усть-Илимский Константин  совершил Божественную литургию в  соборе в честь Рождества Христова  города Братска.
23 марта 2024 года, в субботу Седмицы 1-ой Великого Поста, после вечернего Богослужения  епископ Братский и Усть-Илимский Константин  в сослужении клириков храма возглавил чин Литии в  соборе в честь Рождества Христова  
В гости – на ифтар! - Чунский район Сегодня воспитанники чунского детсада № 2 побывали на детском ифтаре. Ифтар - это вечерний приём пищи у мусульман во время святого месяца Рамадан.
Чунский район
Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Министерство социального развития
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС