Умная школа в Иркутске откроется 1 сентября 2019 года

В Иркутске реализуется уникальный инновационный проект в сфере образования. На Чертугеевском заливе, сразу за микрорайоном Солнечным, уже ведется строительство Умной школы, которая откроется 1 сентября 2019 года. Продолжается подготовка административно-управленческого персонала нового заведения, обучение проходят и будущие педагоги школы.

Точка прорыва 

Знаете ли вы, что проект «Умная школа» задуман как площадка для общественной дискуссии в сфере образования еще в 2011 году. Правда, позже стало ясно, что одними диспутами здесь не обойтись, поэтому в 2013 году началось проектирование образовательного кластера «Умная школа» в Иркутске — комплекса, где будут учиться дети с разными образовательными потребностями.

— Умная школа — это благотворительный проект филантропа и бизнесмена Альберта Авдоляна, — рассказывает руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан . — Он поставил перед нами задачу создать современную, качественную и решающую социальные задачи школу, где будут учиться дети, лишенные родительского попечения.

Вместе с образовательным комплексом строится поселок для комфортного проживания 30 приемных семей. Более ста ребятишек, оставшихся без родительской опеки, получат возможность обрести семью, расти и учиться в уникальном образовательном пространстве. Эти семьи получат всестороннюю поддержку психологов, психотерапевтов, дефектологов, медиков, социальных педагогов и других специалистов.

По сути, Умная школа — это точка прорыва, модель инновационного образовательного учреждения.

— Современная школа в первую очередь должна учить ребенка ответственно распоряжаться собственной жизнью, — раскрывает главный принцип нового учебного заведения Марк Сартан.

Главное — ответственность 

По замыслу организаторов, в новой школе будут учиться дети с разными стартовыми возможностями. Поэтому никакого специального отбора по способностям в учебное заведение не будет, записать ребенка в Умную школу сможет любой желающий.

— Учреждение рассчитано на 1022 ученика разного возраста — от детского сада до старших классов. Из них примерно 150 школьников — дети из приемных семей, остальные — обычные ребята. Правда, — продолжает Марк Сартан, — есть несколько оговорок.

Прежде чем записать ребенка, родители должны принять некоторые принципы этой школы, например, приучать его к самостоятельности, не решать все за него.

— Детей здесь научат брать ответственность за свою жизнь и учебу на себя, — объясняет Марк Наумович. — К этому не все родители готовы. Некоторые хотят распоряжаться жизнью своего ребенка, даже когда он уже совсем не ребенок.

Дети, даже самые маленькие, уже могут делать определенный выбор, а с возрастом у них появляется все больше возможностей брать ответственность на себя. Задача педагога Умной школы — предоставить ученику ровно такое количество свободы, на которое он в данный момент способен.

Еще родители должны быть готовы к принципу инклюзии образования, к тому, что в одном классе будут учиться самые разные дети, а программа ориентирована не только на предметные результаты, но и на развитие личности.

Учиться в новой школе будут в рамках федерального образовательного стандарта — дети сдадут все необходимые экзамены, а по окончании получат аттестат.

Вызвать интерес к учебе

Образовательная программа в школе будущего разбита на три ступени: дошкольное образование (с 3 до 7 лет — около 200 человек), младшая и старшая школы. В здании младшей школы будут обучаться 1—4-е классы (начальное общее образование) и 5—6-е классы (основное общее образование) — всего около 360 человек. В здании старшей школы — 7—9-е классы (основное общее образование) и 10—11-е классы (среднее общее образование) — около 480 человек.

В образовательном кластере будут созданы условия для всестороннего развития детей: спорткомплекс с бассейном, мастерские, объединенные в один проектный офис, театр, студия художественного творчества, информационно-библиотечный центр, медиалаборатория с оборудованием для производства газет и телестудией. Пространство будет устроено таким образом, чтобы школяру самому хотелось заниматься спортом, изучать природные явления, выращивать овощи и фрукты. Особое направление — проектная деятельность детей.

Планируется, что на базе поселка для приемных семей со временем начнет работать ресурсный центр, ведь одна из главных задач нового учебного заведения — дать детям, оставшимся без родителей, равные с остальными ребятами образовательные возможности. А для этого, по мнению авторов проекта, они должны жить не в интернате, а в семье, ходить в одну школу с обычными детьми.

Индивидуальный подход 

Параллельно со строительством зданий полным ходом идет подбор и профессиональная подготовка педагогов и управленческого персонала новой школы. Обучение ведется по нескольким программам. С ноября прошлого года реализуется программа подготовки административной команды. 27 человек изучают современные административные компетенции, 12—15 из них придут работать в школу.

— Сейчас идет подбор педагогов, — рассказывает Марк Сартан. — Это воспитатели детского сада, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды и прочие специалисты службы сопровождения.

Педагогов, а это учителя обычных школ региона, будут обучать больше года, ведь задача перед ними стоит непростая — найти индивидуальный подход к каждому ребенку и дать ему качественное образование, независимо от его стартовых способностей.

Для тех, кто учился в российской или советской школе, в которой ни о каком индивидуальном подходе и речи не шло, а детей-левшей даже заставляли писать правой рукой, это кажется фантастикой. Но, по словам моего собеседника, во многих странах мира подобный индивидуализированный подход к обучению — норма.

— Для учителей мы разработали программу «Современный педагог для современной школы», — рассказывает Марк Наумович. — Одна из задач — учить инклюзивному образованию. Это требование современного образования и закона об образовании, к которому учителя сейчас не готовы. Они зачастую не знают, что делать, когда в классе есть особый ребенок.

Преподаватели школы будущего изучают, какие они — современный ребенок, современная образовательная среда, современный учитель, современные методы образования.

— Сейчас обучение проходят четыреста педагогов. Планируется, что в ближайшее время мы наберем еще столько же, — рассказывает Марк Наумович. — А в нашей школе останутся работать только двести. Остальные вернутся в свои образовательные учреждения. Так что мы работаем не только для себя, но и на всю систему иркутского образования.

СПРАВКА

На разработку проекта будущих зданий образовательного комплекса в 2015 году был объявлен международный конкурс. В нем приняли участие 49 команд из 26 стран мира. Победителем стало датское архитектурное бюро CEBRA.

 

Анастасия Дарчук
 
По теме
30 мая 2018 года на базе ГАУ ДПО ИРО г. Иркутска прошел семинар по проблемам повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях,
В Москве в гостинице «Салют» с 16 по 18 августа 2018 года состоится Всероссийская конференция руководителей образовательных организаций «Дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта».
В рамках федерального партийного проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Крепкая семья» и проведения в Российской Федерации Десятилетия детства Ассоциация многодетных семей «Много нас» организует обуче
ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИЯ I V Регионального форума приемных родителей Данная резолюция принята участниками IV регионального форума приемных родителей (далее – Форум), который состоялся 26-27 апреля 2018 в г. Иркутске.
Неделя науки, техники и производства. День 2. Фестиваль по робототехнике - Управление образования     27 марта 2024 года в рамках Недели науки, техники и производства-2024 на базе МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета состоялся фестиваль по робототехнике среди обучающихся образовательных организаций.
Управление образования
Региональный этап Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» - Министерство социального развития В Иркутской области в региональном этапе Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в различных компетенциях на базе образовательных организаций будут соревноваться около 600 конкурсантов по 91 компетенци
Министерство социального развития
Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
Baikal24.Ru
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
ЦБС города Братска