Елена Осипова: Мотивацию к учебе повышают современные технологии

Развитие инженерно-технических направлений в образовании станет ведущей задачей отрасли в 2015 году. В этом году в 11 территориях региона были созданы крупные ресурсные центры по робототехнике. Продолжается работа по модернизации лабораторной базы кабинетов физики, химии. О главных итогах уходящего года и планах на будущее рассказывает министр образования Иркутской области Елена Осипова.

– Елена Александровна, вы стали министром образования Иркутской области год назад. Как оцениваете этот период лично для себя? Может быть, какие-то моменты показались сложными?

– За год я четко осознала, что важна работа в команде. Задачи, поставленные в начале этого года, казались нереальными и трудновыполнимыми. Однако вместе с коллективом мы смогли их решить практически в полном объеме.

Считаю свою работу очень интересной, но не могу привыкнуть к некоторым вещам. Особенно сложно, когда встречаешься с детьми, пострадавшими в разных ситуациях. В эти моменты понимаешь, что нужно работать над тем, чтобы таких грустных минут было как можно меньше.

– Как часто вам приходится бывать в территориях?

– Министерству образования подведомственны детские дома, два кадетских корпуса, школа музыкантских воспитанников. Система общего образования включает в себя 874 муниципальных организации, семь государственных, 15 негосударственных образовательных организаций, 38 специальных коррекционных школ. Всего в них обучаются 287,3 тыс. человек. Интересный момент: у нас больше сельских школ, чем городских, но при этом доля обучающихся городских школ превышает долю сельских. В регионе 60 профессиональных образовательных организаций, 105 муниципальных организаций дополнительного образования и 957 детских садов. Сидя в кабинете, невозможно почувствовать проблемы и атмосферу в этих учреждениях. А они расположены по всей области. Поэтому практически каждую неделю мы с коллегами выезжаем в города и районы Иркутской области.

– Каков настрой у педагогов в отдаленных территориях?

– Есть тревожные нотки по поводу выплаты заработной платы, они возникают из-за отсутствия достаточного информирования. Но мы с разных трибун говорим: деньги в бюджете 2015 года на исполнение указов президента РФ по зарплате педагогов заложены в соответствии с прогнозом Росстата. И это стартовые цифры, которые в дальнейшем будут уточняться.

– Какова, на ваш взгляд, главная задача педагогического сообщества Приангарья?

– Педагоги разные, но большая часть – это люди, которые увлечены своим делом и работают на совесть. Исследования показывают: мотивацию к учению повышают, прежде всего, современные технологии. И если общаться с детьми только с помощью мела и доски, мы рискуем быть непонятыми. Поэтому большая часть педагогов, в том числе сельских, занимается повышением квалификации, улучшением материально-технической базы, развитием психологической составляющей образовательного процесса.

– Не всегда в работе нужен формальный подход: статистика, цифры, отчеты. Яркий этому пример – подвиг учителей поселка Дальний и реакция на него вашего министерства…

–   Как вели себя наши коллеги во время пожара? Был выбор: спасать собственный дом или школу. Учителя моментально приняли решение и остались отстаивать школу. Эта фраза «отстоять школу» у меня отпечаталась и до сих пор не выходит из головы. Мы приехали на последний звонок практически сразу после пожара. Увидели, что коллеги живут в классных комнатах. В принципе школа на тот момент являлась центром всей жизни: там располагались представители МЧС, гуманитарная помощь. Директор школы наряду с главой администрации осуществляла координирующие функции. Мы увидели желание педагогов работать дальше, и загорелись идеей помочь. По инициативе министерства образования при Совете ветеранов работников образования Иркутской области был создан фонд помощи и объявлен сбор средств для строительства и восстановления домов учителей, да и вообще пострадавших жителей. Сегодня в поселке Дальнем выделена целая улица, где строятся дома. Фирма из Братска рискнула взяться за строительство быстровозводимых зданий. Четыре дома для учителей уже построены, каркасы остальных уже установлены. Еще в пяти домах для других жителей завершается капитальный ремонт. Этот проект показал, что в Иркутской области много неравнодушных людей, способных помочь в трудную минуту своим землякам.

– Елена Александровна, какие главные победы школьников в этом году вы бы выделили?

– Хочу отметить, что в этом году 46 человек участвовали во всероссийской олимпиаде школьников. Это на треть больше, чем в прошлом году. И ребята выступали в олимпиадах по 15 предметам, а не по четырем, как раньше. Три ученика стали победителями, шесть – призерами по праву, информатике, информационно-коммуникационным технологиям, математике, ОБЖ, технологии и истории.

Мы гордимся, что в этом году была введена региональная медаль за высокие достижения в учебе. Ее получили 432 выпускника 9, 11 классов. Этот год особый, потому что осенью ребята получили еще и общероссийскую медаль.

– В Приангарье за последние несколько лет увеличилась доля молодых педагогов. С помощью каких мер вы привлекаете их на работу?

– В Иркутской области молодым учителям предоставляется льготное ипотечное кредитование, служебное жилье. В этом году за счет разных программ 51 педагог улучшил свои жилищные условия. Для закрепления молодых специалистов предусмотрена выплата единовременного денежного пособия в размере 1 млн рублей. Средства выделяются на конкурсной основе 20 выпускникам педагогических вузов и начинающим учителям. Все эти действия дают результат. В 2012 году в Иркутской области было 542 педагога в возрасте до 35 лет. В этом году их уже 723 человека. Интерес молодежи к специальности растет. В следующем году планируется разработать региональную программу поддержки и развития кадрового потенциала системы образования Иркутской области. В ней должны быть предусмотрены серьезные меры и для поддержки молодых педагогов.

– К 1 января 2016 года в субъектах РФ должна быть ликвидирована очередь детей трех-семи лет в дошкольные учреждения. Какая работа проводится сейчас в Приангарье для решения этой задачи?

– Нынешний год был самым насыщенным по решению проблемы: мы построили 35 детских садов, ввели более 18 тыс. новых мест. Это беспрецедентные цифры. В следующем году планируем ввести еще 6,5 тыс. новых мест в дошкольных учреждениях. Задача сложнейшая, и нужно понимать, что только высоко затратными способами – строительством и реконструкцией зданий – ее решить невозможно. Нельзя забывать о развитии частного сектора, групп кратковременного пребывания детей, необходимо поддерживать центры раннего развития детей.

– Какие ключевые задачи вы обозначаете на следующий год в системе общего образования?

– В качестве ведущей задачи мы видим развитие инженерно-технических направлений образования. В этом году в 11 территориях Иркутской области мы создали крупные ресурсные центры по развитию робототехники. Эта работа продолжится и дальше, планируем совершенствовать лабораторную базу кабинетов физики, химии.

Мы хотим добиться, чтобы еще большее количество ребят получили аттестат. В этом году число не получивших снизилось на 4%, до 1,4% выпускников школ. Это для нас хороший результат. Мы планируем поддерживать одаренных детей, которые выступают на всероссийской олимпиаде. В следующем году продолжим совершенствование механизмов оплаты труда для того, чтобы наиболее результативные педагоги получали еще более высокую заработную плату.

– Есть у вас мечта как у министра?

– Мечтаю создать в Иркутской области IT-лицей для одаренных детей не только Иркутска, но и всей области. Очень хочется создать хороший кадетский корпус или Суворовское училище. Это очень востребовано родителями и детьми. В мыслях – создать мужскую классическую гимназию, в которой приоритетом будет духовно-нравственное воспитание. Над этими проектами мы сейчас работаем, ищем ресурсы, здания.

– И в завершение нашей беседы, что бы вы пожелали педагогам?

–Я бы хотела выразить благодарность нашим педагогам. Труд нелегкий, планка требований к образованию растет быстро. И это требует колоссальных интеллектуальных, профессиональных, душевных затрат. Но наши педагоги справляются с поставленными задачами. Пусть каждый, независимо от возраста и стажа, развивается, намечает себе заветную цель и идет к ней.

 
По теме
Первые водительские права были выданы в 1893 году во Франции. И здесь данные разнятся: то ли их получил основатель компании «Мерседес» Карл Бенц, то ли француз, имя которого история не сохранила.
Прием обучающихся в 1 класс! Не позднее 1 апреля начинается прием обучающихся в 1 класс!
Мероприятие поразило своим масштабным форматом. Сначала школьники побывали в приемной комиссии университета, где им рассказали о том, какие экзамены нужно сдавать при поступлении, какое количество баллов понадобится,
Инструментальный ансамбль «Экспромт» Центра творчества Байкальского госуниверситета пригласили принять участие в праздничном патриотическом мероприятии, посвященном 90-летию со дня основания Иркутского топографического отряда.
Неделя науки, техники и производства. День 2. Фестиваль по робототехнике - Управление образования     27 марта 2024 года в рамках Недели науки, техники и производства-2024 на базе МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета состоялся фестиваль по робототехнике среди обучающихся образовательных организаций.
Управление образования
Лучший ученик района – 2024 - Администрация Шелеховского района Муниципальный этап регионального конкурса «Ученик года – 2024» прошёл 25 и 26 марта в Большелугской школе № 8. Дипломом победителя награждён Александр Сурду, учащийся 10 класса Шелеховского лицея.
Администрация Шелеховского района
Орлята едут в «Океан» - Газета Шелеховский вестник Гимназисты из 4а класса стали участниками проекта «Орлята России»  для начальной школы и выиграли поездку с 5 по 18 мая во Всероссийский детский центр «Океан».
Газета Шелеховский вестник
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
Газета Шелеховский вестник