В России люди всегда ходили и будут ходить в походы. Наша страна насколько огромна и красива, что было бы странно, если бы дело обстояло иначе. Туризм в нашей стране является наиболее популярным видом активного отдыха. Пик развития самодеятельного пешего, горного туризма и альпинизма пришелся на 60—70-е годы XX века, когда в походы и просто на природные экскурсии ходили все: школьники, студенты, работающая молодежь. Самодеятельный туризм стал образом жизни целого поколения. «Но количество неорганизованных групп год от года растет, а количество происшествий с неподготовленными туристами становится угрожающим», — констатирует начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Семен Белокуров .
— Семен Алексеевич, вы ведете статистику происшествий? Что говорят цифры и факты?
— Мы ведем учет наших выездов на поиски, спасение, эвакуацию туристов. В прошлом году, например, подразделения Байкальского поисково-спасательного отряда, которые дислоцированы по всему периметру озера Байкал, провели 74 спасательные работы, связанные с туристами. Только за восемь месяцев текущего года таких случаев уже 61! Из них 7 потребовали привлечения авиационной техники и высокоскоростных катеров. Да и в целом по России ситуация не лучше: ежегодно во внутренних путешествиях гибнут 100—130 человек, еще 300—400 человек получают травмы.
— В чем, по-вашему, причина участившихся несчастных случаев на маршрутах?
— Во-первых, рост популярности удаленных, труднодоступных, диких районов для путешествий, во-вторых, отсутствие всякого контроля и квалифицированной помощи при подготовке походов, а также низкий уровень соблюдения элементарной техники безопасности на маршруте.
Туристы зачастую переоценивают свои возможности, подвергают риску свои здоровье и жизнь. Отправляются так далеко, откуда выбраться самостоятельно не могут. Не учитывают свое физическое состояние при составлении нитки маршрута. Без надлежащего снаряжения и подготовки пытаются преодолеть серьезные природные препятствия и совершить сложные восхождения. Передвигаются в темное время суток по опасным участкам. При этом не имеют ни спутниковой, ни радиосвязи, ни хорошей медицинской аптечки. Все эти обстоятельства оставляют туристу все меньше и меньше шансов на благополучный исход путешествия.
— Опытные туристы, воспитанные в СССР, говорят, что система многоуровневой подготовки инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма уничтожена…
— Да, это так. Система культуры путешествий разрушена. Система маршрутно-квалификационных комиссий фактически упразднена, а там, где она еще работает, проверка готовности группы перед выходом на маршрут, как правило, проводится формально, по дружбе: «Ну, что там у вас? Все нормально? Давайте сюда вашу маршрутную книжку». Еще хуже обстоит дело с руководящими кадрами туристско-спортивных организаций. Среди них сейчас практически нет квалифицированных специалистов по активному, спортивно-оздоровительному туризму.
В советское время это было так: за две недели до выхода группы на маршрут назначалась контрольная проверка с выездом в полевые условия на два-три дня. Группа в полном составе, с комплектом снаряжения, который готовился для похода, должна была явиться на проверку. Члены маршрутно-квалификационной комиссии давали вводную. Например, лавина, травма, заблудились, другая нештатная ситуация. Проверяющие наблюдали за действиями группы. Участники условно оказывали первую помощь, транспортировали на носилках «пострадавшего» на расстояние три-четыре километра и т. д. То есть в рабочих условиях проверялись снаряжение, физическая и техническая готовность группы, слаженность команды. По итогам проверки делалось заключение, может группа в конкретном составе и с данной квалификацией выйти на маршрут или нет.
В настоящее время тургруппы обязаны регистрировать свои выходы в поисково-спасательных формированиях. Но, во-первых, они этого не делают и не несут никакой законодательной ответственности. Во-вторых, практический эффект от современной формы регистрации минимален. Запретить туристу выйти на маршрут по причине неподготовленности, по погодным и иным условиям структуры МЧС не имеют права. Да, и не может оперативный дежурный по телефону или по электронной почте, а чаще всего заявки на регистрацию поступают именно таким образом, определить степень готовности группы к заявленному маршруту. Единственный плюс от регистрации в том, что мы получаем возможность контролировать сроки продвижения группы по маршруту и знаем координаты в случае организации поисково-спасательных работ.
— Какой выход из ситуации можете предложить вы как профессиональный спасатель?
— Работу маршрутно-квалификационных комиссий однозначно необходимо возрождать, чтобы вернуть функцию качественного контроля и право запрета выхода на маршрут технически слабым, неподготовленным группам и отдельным туристам. Эта задача должна стать сферой интереса региональных властей, Федерации спортивного туризма, Федерации альпинизма России, Туристско-спортивного союза России и других профильных организаций. Но! Ни одна комиссия и никакой самый лучший в мире высококлассный специалист не могут нести ответственность за возникновение нештатной ситуации на маршруте. Будь то чрезмерное употребление алкоголя, встреча с диким зверем, сошедший со склона камень или личная реакция каждого из членной группы на то или иное событие. Вывод один: ответственность за без-опасность на маршруте должна быть возложена только на самих участников путешествия. Почему мы без колебаний страхуем свою жизнь, покупая билет на самолет, поезд и даже междугородный автобус? Страхуем дом, потому что он может сгореть, машину — потому что может разбиться. Страхуем здоровье, отправляясь на отдых за рубеж. Но россиянам совершенно не приходит в голову, что, отправляясь в условия дикой среды, где нет ни дорог, ни коммуникаций, ни уже привычного всем горожанам быта и легче всего можно оказаться с бедой один на один, страховка не просто нужна, она жизненно необходима!
— Возможно, пришло время законодательно установить гарантию оплаты поисково-спасательных работ?
— Уверен в этом. Либо ввести административное наказание за нарушение правил безопасности в опасных условиях природной среды. Финансовые санкции, несомненно, подстегнут нерадивых туристов к дисциплинированности и более ответственному подходу при подготовке к путешествию. Безусловно, МЧС России не снимает с себя ответственности за выполнение своей работы по спасению человеческой жизни. Но и сам человек, сознательно рискуя жизнью и здоровьем, не должен слепо надеяться на судьбу.
1 августа. Иркутская область, Казачинско-Ленский район, река Укучикта. Группа туристов-водников не учла возможные уровни воды в реке и оказалась технически не готова к сплаву. Маршрут продолжать не могли, запросили помощи. Спасатели до места встречи с группой передвигались на КамАЗах, а затем на аэролодках Текст: Алена Марьясова , Ирина Бутенко , Фото: из архива Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России