Жители Свердловского района собирают подписи, требуя организовать публичные слушания по отмене градостроительных планов относительно их территории. Активистов не устраивают перспективы прокладки нового трамвайного маршрута через охраняемую рощу «Звездочка», а также расширение улицы Лермонтова за счет зеленых насаждений.
Тайна одного забораВ один прекрасный день жители нескольких домов на ул. Жуковского обнаружили, что близлежащий сквер (перед бассейном «Изумруд»), который они в течение нескольких лет пытались обустроить, оказался огорожен забором.
— Мы живем окруженные дорогами. Экологическая ситуация вокруг наших домов, мягко говоря, скверная — взрослые и дети болеют астмой. Поэтому для нас существование зеленых зон — вопрос насущный, — рассказывает председатель ТОС Любовь Аликина. — Мы стали узнавать, чей это забор. В администрации нам ничего не ответили. Тогда жители решили привлечь внимание властей радикальными методами — сломать забор, перекрыть им улицу Лермонтова и тем самым парализовать движение. Об этом стало известно заместителю мэра Евгению Дрокову. Он прибыл на место, побеседовал с жителями, а меня пригласили в администрацию.
Там женщине сообщили, что участок на три года отдан в аренду строительной компании «Гарант-Строй» — якобы для благоустройства. А когда она выразила недоумение, зачем отдавать строителям сквер, который благоустраивают сами жители (в том числе с помощью программы «Народные инициативы»), то неожиданно получила ответ, что на этом участке вообще планируется расширение улицы Лермонтова, в том числе за счет зеленых насаждений.
— Фактически дорога пройдет вплотную к нашим домам. Будут уничтожены последние деревья.
Когда общественники ознакомились с градостроительным планом, утвержденным уже и депутатами городской думы, то были не на шутку удивлены: оказывается, приняты были те самые планы, против которых общественность категорически высказалась еще в 2010 году.
Трамвайные перспективы— Семь лет назад проводились общественные слушания по утверждению детальных планировок. В техническом университете собрались жители района. Среди них было много людей со специальным техническим образованием, в том числе сотрудников самого политеха. И они высказывали категорически отрицательное мнение относительно ряда моментов, — вспоминает Любовь Аликина.
В частности, самые решительные возражения вызвал проект дороги на Кайской горе. Протестовала общественность и против проекта строительства трассы между Студгородком и железнодорожными путями, которые идут вдоль берега Ангары: улицу Герцена, застроенную частными домами, планировалось расширить, провести трассу вдоль рощи «Звездочка», которая является памятником федерального значения, и выйти на улицу Челнокова. Трамвай должен был пойти по этим улицам, через трамвайный мост с улицы Курчатова зайти на Старокузьмихинскую и далее следовать до Университетского. Забраковали и проект расширения улицы Лермонтова за счет зеленых насаждений.
— Рабочая группа, созданная по результатам слушаний, куда входила и я, вроде бы зарубила эти проекты. Но в середине декабря 2016 года главный архитектор сообщил, что общественность в 2010 году отстояла только Кайскую гору. Все остальное городские власти включили в генплан, правда с небольшими изменениями: к примеру, по утвержденным планам, трамвайные пути в Университетский не пойдут, а дойдут до улицы Леси Украинки. Но от этого, собственно, не легче.
Приходят судебные искиАктивисты Свердловского района, участники ТОС «Рубин» направили на имя мэра Иркутска открытое письмо с просьбой организовать публичные слушания по отмене принятых градостроительных планов и незамедлительно вмешаться в ситуацию с уничтожением сквера возле бассейна «Изумруд».
— Руководство Свердловского района успокаивает нас, что это все только проект. Но жителям первой линии деревянной застройки на ул. Лермонтова не дают проводить межевание и формировать участки — земля отписана муниципалитету и пойдет под строительство дороги. Кроме того, нам стало известно, что жителям частных домов на ул. Леси Украинки стали приходить судебные иски по изъятию земельных участков, — говорит Любовь Аликина.
Общественникам, которые на данный момент собрали уже более 200 подписей, пообещали, что в феврале их вопрос будет вынесен на обсуждение градостроительного совета.
Стоит заметить, что в то время, как генплан предусматривает расширение сети трамвайных путей, на недавних думских слушаниях поднимался вопрос об их частичном демонтаже на участке от центра Иркутска до Студгородка. Депутат Сергей Юдин указывал на изношенный парк муниципального электротранспорта, жалобы жителей на вибрацию от трамваев, но в городской администрации, по словам депутата, серьезно обсуждать этот вопрос не готовы.
Фото автора