Торговый апокалипсис

Торговый центр «Меркурий» между улицами Рабочей и Некрасова. Если бы не освещение, ходить по пустым коридорам было бы несколько жутковато. Как будто ты попал в фильм ужасов
Торговый комплекс в последнее время изнутри помолодел и похорошел. Появились скамеечки для отдыха и кадки с деревьями, и кофе-чай можно попить. Но та же беда — на верхних этажах много пустых площадей
Торговый центр «Сезон» на углу улиц Карла Маркса и Пролетарской. Третий этаж наполовину пуст. Хотя там есть и кафе, и лазертаг, и великолепный вид с галереи
Brand Hall в самом центре улицы Карла Маркса. Кто-то уже собрал вещи.  Очень жаль
Торговые центры пустеют не только в Иркутске. Так происходит во всем мире. Для примера, фотография заснеженного торгового центра Rolling Acres Mall в Огайо, США. Пять лет назад его решили закрыть. Неужели это наше будущее?
Панорама второго этажа «Детского мира» на улице Урицкого. Для многих иркутян это место особенное — магазин-сказка. Можно было часами бродить и рассматривать витраж, люстру, лестницу. И сейчас, когда все арендаторы съехали, интерьер выглядит даже более величественно
Фото: baikal-info.ru
В иркутских торговых центрах, еще недавно заполненных товарами и покупателями, пустуют целые этажи Панорама второго этажа «Детского мира» на улице Урицкого. Для многих иркутян это место особенное — магазин-сказка. Можно было часами бродить и рассматривать витраж, люстру, лестницу. И сейчас, когда все арендаторы съехали, интерьер выглядит даже более величественно

Популярные торговые центры в Иркутске стремительно пустеют. И народу в них все меньше, и арендаторов. Кое-где целые этажи выглядят словно декорации к фильмам про зомби-апокалипсис. Тихо и пусто вокруг. И эта тенденция наметилась задолго до трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово и массовых проверок соблюдения правил пожарной безопасности в торговых центрах. Обозреватель «Пятницы» исследовала причины этого явления.

Центры-­призраки

Обувной центр «Меркурий» между улицами Рабочей и Некрасова был одним из первых торговых центров в Иркутске. Когда он только открылся, там еще сохранялся фабричный дух (раньше в здании располагалась обувная фабрика). На второй этаж вели характерные металлические лестницы. Естественно, никакого специального оборудования, перегородок. Но это не смущало покупателей. Высокий трафик обеспечивался за счет выгодного расположения в центре города.

Со временем число торговых центров увеличилось, владельцы столкнулись с конкуренцией и поняли, что одной локации мало, нужно, чтобы покупателям было комфортно и красиво. Синий зал, сиреневый, золотой… Позже появился «Меркурий де люкс». В бесконечных переходах легко было заблудиться. Но спустя два десятилетия все изменилось. Второй этаж практически пуст, на эскалаторе объявление «Извините, не работает». Это очень непривычно: все отлично оборудовано, зеркальные перегородки, сверкающие полы — и никого. Торговая жизнь пока еще теплится на первом этаже. Продавцы на вопрос: «Куда исчезли бутики?» — отвечают без особого энтузиазма: мол, арендаторы просто ужались. Но в это как­то не очень верится.

Наполовину пустует и третий этаж торгового центра «Сезон» на углу Карла Маркса и Пролетарской. Обидно! Отличная локация, центр города. Ради чего его реконструировали, увеличивали площади?

Еще обиднее видеть пустующие площади в торговом центре «Фортуна­plaza» на углу Чехова и Карла Маркса. Историческое здание с отличным декором, на первой линии! Мечта любого арендатора. А торговый центр Brand Hall («Бренд Холл») — тоже историческое здание и первая линия! И та же история с пустующими площадями.

Идем дальше. Улица Урицкого. Еще недавно здесь за аренду шла жесткая борьба. Но это уже в прошлом. «Детский мир», конец XIX века, русский модерн, витраж, шикарная балюстрада, хрустальная люстра. Не хуже, чем в театре или музее. Кстати, в начале 90­х как раз за балюстрадой открыли первую торговую точку L’Oréal, и люди выстраивались в многометровые очереди. Шампуни, гели, муссы, лаки — всего много! Иркутяне по привычке не верили, что теперь так будет всегда, и старались набирать шампуни впрок. Теперь второй этаж абсолютно пуст. В социальных сетях шутят: можно устраивать балы. Все к тому располагает.

Невольно проникаешься сочувствием к владельцам. Они вкладывали миллионы в реконструкцию, покупали дорогое оборудование, эскалаторы, хотели сделать покупателям красиво и комфортно, а теперь эта недвижимость приносит им одни убытки. Но не надо думать, что такая беда только в Иркутске. То же самое происходит по всей стране, в том числе и в Москве. Огромные ТЦ постепенно превращаются в города­призраки.

Не только кризис

Первая причина сокращения торговых площадей очевидна — кризис, падение цен на нефть, рост курса валюты, санкции. По словам бизнес­аналитика, управляющего партнера компании «Промышленные продажи» Павла Ступко, кризис уже стал нормой. Покупательная способность снижается. Как подтверждение — большинство федеральных торговых сетей в первом квартале показали снижение продаж. Глобальных перспектив по улучшению экономической ситуации нет, уровень доходов продолжит снижаться еще долгое время.

— Я бы назвал это не стагнацией, — говорит Павел, — а серьезным падением. Хотим мы или нет, мы интегрированы в мировое сообщество, и дальнейшее развитие технологий делает зависимость от мира еще больше. Рост мировой экономики в прошлом году составил около 4%, в России, на мой субъективный взгляд, который основан на общении с сотнями предпринимателей по всей стране, фактически произошло падение на 2—3%. Таким образом, в прошлом году мы отстали от мира на 6—7%. В ближайшие пять лет эта тенденция только усугубится. Таким образом, за это время мы отстанем примерно на 30—35%. Чтобы догнать, потребуется лет пятьдесят упорной работы.

Бизнесмен Алексей Альмухамедов считает, что экономику сильно подорвало снижение покупательного спроса: «По сути, вымывается средний сегмент. Богатые как покупали, так и покупают. Бедные тоже вынуждены покупать. А вот средний класс начал серьезно экономить».

Кстати, что интересно, в начале 90­х в стране была полнейшая разруха и люди не получали зарплату месяцами, но торговля была на подъеме. Многие, наверное, помнят ряды палаток на Урицкого. Такой вот феномен. Денег было мало, а покупали много.

Вторая причина: слишком много настроили магазинов в свое время. Даже так: сверх всякой меры. Концентрация торговых площадей в центре Иркутска настолько велика, что покупателям стало трудно ориентироваться.

— Мне кажется, наступило перенасыщение торговыми центрами в целом. В крупных центрах такой проблемы пока нет, там лист ожидания достаточно большой. Опять же спрос падает из­за экономической ситуации, бизнес не растет, все наложилось. Где­то паркинг платным сделали, тоже отток происходит, — считает депутат Думы города Иркутска Александр Якубовский.

По словам доктора экономических наук Надежды Грошевой, есть некие показатели потребности в торговых центрах на 1000 человек населения. Так вот по некоторым расчетам у нас до сих пор нехватка торговых площадей, а по некоторым — у нас количество этих площадей просто зашкаливает...

Третья причина: бурное развитие торговли в Сети. Только представьте, по данным ассоциации компаний интернет­торговли, в 2017 году объем российского рынка онлайн­ритейла преодолел отметку в 1 трлн руб. Пока мы еще отстаем от Европы, но все впереди. Человек один раз попробовал купить на амазоне или алиэкспрессе — и все, остановиться уже невозможно. И выбор огромный, и цены в разы меньше.

— Происходит усиление конкуренции со стороны интернет­магазинов, — комментирует бизнес­аналитик Павел Ступко, — люди все чаще используют магазины как шоу­румы. Пришел, примерил, переписал в примерочной артикул, заказал дешевле в Интернете. Ценность оффлайн­магазина остается только в самом процессе шопинга и если что­то надо быстро купить.

Разница в ценах впечатляет. «На днях супруга выбирала платье, — делится наблюдениями предприниматель Павел Циколин, — в одном из иркутских бутиков их продают по 9500, а в интернет­магазине можно купить по 2267».

Что платье, если обычное стекло для айфона в магазине стоит 800 рублей, а в Интернете — максимум 150.

И четвертая причина: формат устарел. Когда в конце прошлого века заводы, фабрики и исторические здания стремительно переоборудовались под торговые заведения, это было ново и эффективно. Но время не стоит на месте, и то, что двадцать лет назад приносило прибыль, сегодня не выдерживает конкуренции.

Алексей Альмухамедов считает, что пришедшие в Иркутск крупные федеральные сети типа Lerua сильно изменили бизнес­ландшафт:

— Местный бизнес априори не может конкурировать по цене, а конкурировать по клиентоориентированности еще не научился.

Бизнес­аналитик Павел Ступко также уверен, что приход в регион федеральных и мировых брендов сильно снижает долю местного рынка. По его словам, большинство небольших компаний не могут конкурировать по уровню сервиса и стоимости товара.

Если говорить о сервисе, первое, что приходит на память, это «Модный квартал» с его галереями, фонтаном и дружелюбной атмосферой.

— Появление торгово­развлекательных центров современного формата, таких как «КомсоМолл» или «Модный квартал», изменило предпочтения покупателей. Зачем идти в «Детский мир», около которого нет даже удобной парковки, если есть большой торговый центр, в котором за один поход можно приобрести все — от продуктов питания и лекарств до спортивных товаров, — объясняет доктор экономических наук Надежда Грошева.

По словам экономиста, в торговых центрах традиционного типа нет «глобальной» точки притяжения — так называемого якорного арендатора, а самое главное — нет действительно грамотной концепции привлечения посетителей. «Не зря современные торговые центры строятся под присмотром грамотной управляющей компании, которая уже на этапе проектирования продумывает и концепцию центра, и арендаторов, и т. д. У торговых центров узкого формата есть единственный механизм выживания — уникальные арендаторы, которые будут генерировать поток клиентов, приходящих — именно приходящих, а не приезжающих — за тем товаром, который есть только там, — подчеркивает Надежда Грошева.

Впрочем, вполне возможно, что формат «шопинг плюс развлечения» тоже не навсегда. Отказ от походов в моллы — это глобальная тенденция. С массовым исходом покупателей уже столкнулись в США и Европе — в Сети полно фотографий пустующих торговых центров. И какие это центры! Огромные. Настоящие дворцы. Но людей они больше не привлекают.

А если посмотреть на эту проблему шире, то мы увидим очевидные закономерности. Мир меняется, отношения, способы коммуникации. В советское время в центральной части города работали заводы «Эталон», релейный, тяжелого машиностроения, карданных валов. Несколько фабрик: обувная, кондитерская, чаеразвесочная, слюдяная, трикотажная и др. Потом заводы закрылись, на их месте появились торговые центры. Теперь они уже в таком количестве не нужны. И ничего с этим не поделаешь. Торговые центры живут, пока существует традиция их посещать. Но если поколение 20—30­летних уже 70—80% покупок совершают в Интернете, то нечего надеяться, что, повзрослев, они вдруг осознают прелесть хождения по бесконечным коридорам с бутиками.

Что дальше?

Прогнозировать будущее торговых центров в Иркутске очень трудно. Пока владельцы надеются, что кризис отступит и все будет по­прежнему. Хотя, скорее всего, по­прежнему уже не будет. И вот мы имеем тысячи квадратных метров неиспользуемых площадей. И что же с ними делать? Может, действительно открывать танцевальные классы и спортивные секции? Или модные креативные кластеры с художественными выставками и концертами? Также в мире есть опыт переоборудования пустующих помещений под хостелы или модные лофты (часть промышленного здания, переоборудованная под жилье, мастерскую, офисное помещение и т. д.). Пока это воспринимается утопично, но ведь в СССР тоже не верили, что когда­нибудь на территории завода будут продавать джинсы и кроссовки, о которых в те годы даже мечтать не могли.

Торговый центр «Меркурий» между улицами Рабочей и Некрасова. Если бы не освещение, ходить по пустым коридорам было бы несколько жутковато. Как будто ты попал в фильм ужасов Торговый комплекс в последнее время изнутри помолодел и похорошел. Появились скамеечки для отдыха и кадки с деревьями, и кофе-чай можно попить. Но та же беда — на верхних этажах много пустых площадей Торговый центр «Сезон» на углу улиц Карла Маркса и Пролетарской. Третий этаж наполовину пуст. Хотя там есть и кафе, и лазертаг, и великолепный вид с галереи Brand Hall в самом центре улицы Карла Маркса. Кто-то уже собрал вещи. Очень жаль Торговые центры пустеют не только в Иркутске. Так происходит во всем мире. Для примера, фотография заснеженного торгового центра Rolling Acres Mall в Огайо, США. Пять лет назад его решили закрыть. Неужели это наше будущее? Текст: Елизавета Старшинина , Фото: Олега Старшинина и из открытых источников
 
По теме
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — Доследственная проверка начата органами государственного пожарного надзора по обстоятельствам происшествия в крупном торгово-развлекательном центре Иркутска.
Игорь Кобзев: Иркутская область включила в проект «Волшебный Байкал» две локации - Baikal24.Ru Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев принял участие в совещании по вопросу создания федеральных круглогодичных курортов «Пять морей и озеро Байкал», которое провел Президент России Владимир Путин вечером 28 марта.
Baikal24.Ru
В Приморье возобновился мостопад - Baikal24.Ru В Приморском крае возобновился мостопад. Накануне полусгнивший мост на 22 километре дороги Уссурийск - Пограничный не выдержал один из первых весенних дождей и его деревянный настил обрушился.
Baikal24.Ru
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
Газета Шелеховский вестник