Только самолётом…

Фото: baikal-info.ru
Статус аэропорта Мамы может понизиться до посадочной площадки Из здания аэровокзала — напрямую к самолёту

Аэропорт посёлка Мама, отметивший в мае 70-летие, является для района стратегически важным объектом, поскольку авиасообщение здесь основной, а в период распутицы — безальтернативный вид связи с Большой землёй.

Жители посёлка Мама вспоминают, что когда-то их аэровокзалу завидовали многие крупные города. Рассчитанный на обслуживание 50 пассажиров в час, в 1970-х годах он перевыполнял план многократно. Искусственная взлётно-посадочная полоса позволяла принимать как пассажирские, так и грузовые воздушные суда. Однако развал Советского Союза и последующая перестройка кардинально изменили ситуацию не только в отечественном авиастроении, но и в авиационной отрасли в целом. Большие перемены не обошли стороной и Приангарье.

В апреле 1992 года реорганизовали 201-й Иркутский объединённый авиаотряд, через девять лет обанкротили организованную на его базе авиакомпанию «Байкал», а вскоре лишённая федеральной поддержки и не выдержавшая рыночной конкуренции аэродромная и аэропортовая сеть стала стремительно сворачиваться. За считанные годы только в нашем регионе ушли в небытие аэропорты Жигалово, Усть-Уды, Качуга, Хужира, Зимы… Многие, скорее всего, безвозвратно: их давно исключили из госреестра гражданских аэродромов, а некоторые, такие как Усть-Илимский, Казачинский, Железногорск-Илимский и Нижнеудинский, после пережитых банкротств перевели в посадочные площадки. Сегодня такая перспектива грозит и аэропорту посёлка Мама. Предприятию, преобразованному в 2009 году в результате конкурсного производства из акционерного общества в ООО «Мамский аэропорт», с трудом удаётся держаться на плаву. Нуждаются в срочном ремонте перрон, стоянки, требуют замены автомобильная техника и досмотровое оборудование, а средств у аэропорта, вынужденного зарабатывать на жизнь самостоятельно, катастрофически не хватает. Главная причина — сокращение числа авиаполётов, от которых напрямую зависит прибыль предприятия. Вторая — невозможность попасть ни в одну федеральную программу для получения господдержки.

— Если раньше на Маму самолёты летали ежедневно, то в последние годы число рейсов сократилось до двух в неделю, — объясняет генеральный директор ООО «Мамский аэропорт» Трофим Бутаков.

.— Только в летний период — с 1 июня до 1 сентября — количество пассажирских перевозок удваивается. Ставки сборов для нашего аэропорта рассчитаны на 150 рейсов в год, а в действительности выходит не более 120. При этом обязанности по содержанию инфраструктуры аэропорта (содержание зданий, сооружений и спецтехники, обеспечение безопасности, очистка ИВПП, перрона, стоянок в зимнее время, хранение авиатоплива) выполняются ежедневно и круглогодично. Летом, когда авиарейсов больше, мы рассчитываемся за долги по электроэнергии, за топливо, гасим задолженность по зарплате, а в зиму опять уходим без денег и снова начинаем копить долги.

Нехватка средств сказывается на всём, начиная от числа работающих до обеспечения безопасности авиаперевозок. Так, вместо положенных по штату 46 сотрудников в Мамском аэропорту работает всего 30. Каждый совмещает несколько должностей. Грузчик, например, одновременно выполняет обязанности газоэлектросварщика и пожарного спасателя, на заместителя генерального директора возложены функции начальника службы авиационной безопасности, инспектора по безопасности полётов и инженера по охране труда. Сам генеральный директор одновременно является руководителем аварийно-спасательных работ. При этом средняя зарплата сотрудников не превышает 26 тыс. руб. И это на Крайнем Севере, куда территориально относится Мамско-Чуйский район! Естественно, ни о каких премиях вообще речь не идёт. Набрать полный штат руководство не может не только из-за финансовых трудностей, но и из-за отсутствия квалифицированных кадров. К тому же обучение новичков платное, и оно вновь ложится на плечи самого предприятия.

Технические средства досмотра эксплуатируются с 2007 года, что превышает установленный срок. Чтобы приобрести новое оборудование, требуется 2,8 млн руб., которыми не располагает ни сам аэропорт, ни бюджет района, и без того являющегося высокодотационным.

Самолётные стоянки и перроны, после передела собственности оставшиеся «ничьими», также требуют срочного ремонта. Выкрошившиеся швы в плитах оператор аэропорта латает за свой счёт, выкраивая в своём скудном кошельке последние крохи.

Отсутствие технических средств досмотра, констатирует гендиректор, влечёт за собой перевод аэропорта посёлка Мама в статус посадочной площадки. Однако эта мера, по его мнению, крайне негативно скажется на интересах населения Мамско-Чуйского района. Во-первых, изменится тип воздушных судов, которые будут иметь право совершать взлёт и посадку. Более лёгкие самолёты сократят не только пассажировместимость, но и количество доставляемых грузов, не говоря о снижении комфорта и удорожании стоимости авиабилетов. Во-вторых, значительно увеличится время выполнения рейса, что небезопасно при транспортировке больных пассажиров в областной центр. (Например, рейс вертолёта санавиации в одну сторону займёт в три раза больше времени, чем сегодня выполняет Ан-24.) Наконец, закрытие аэропорта создаст социальную напряжённость во всём Мамско-Чуйском районе. Сокращение 30 рабочих мест для территории с повальной безработицей крайне негативно скажется на местных жителях.

Выходом из создавшегося положения, по мнению Трофима Бутакова, являются создание на базе министерства транспорта Иркутской области областного предприятия «Аэропорты Восточной Сибири», перевод аэропорта Мама в областную собственность или получение субсидий из областного бюджета, ведь в конечном счёте Мамский аэропорт имеет для региона стратегическое значение.

Комментарий министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области:

«В связи с сокращением населения Мамско-Чуйского района неизбежно сокращается ежегодное количество субсидируемых рейсов по маршруту Иркутск — Мама — Иркутск. Вследствие указанных причин возрастает целесообразность рассмотрения вопроса о переводе аэропорта в статус посадочной площадки.

По вопросу включения реконструкции аэропорта Мама в рамках одной из федеральных программ сообщаем, что в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)» до 2018 года были включены те объекты Иркутской области, где часть имущества (аэродромный комплекс) находится в федеральной собственности.

 Учитывая, что аэродромный комплекс аэропорта Мама находится в частной собственности, включение мероприятия по реконструкции в федеральную программу невозможно.

 В рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной политики в сфере управления транспортным комплексом Иркутской области» на 2014—2020 годы областной бюджет субсидирует услуги по пассажирским перевозкам местными авиалиниями. На 2018 год доведены лимиты бюджетных обязательств в объеме 207 045 700 рублей, что не позволяет реализовать ряд мероприятий подпрограммы в полном объёме, в том числе приобретение технических средств досмотра пассажиров, находящихся в аэропорту посёлка Мама. Приобретение необходимого оборудования возможно за счёт внебюджетных источников».

«Что вы будете делать, если Мамский аэропорт закроют?»

Кристина Щапова, 23 года, жительница п. Мама, технический редактор газеты «Мамский горняк»:

 — Это будет просто потеря потерь!!! Единственная наша постоянная связь с Большой землёй — это авиационная. Весь район только на этом и держится. Я выезжаю в областной центр со своим маленьким сыном, и для меня удобно и безопасно только самолётом. Я просто не представляю, как бы мы передвигались в город, ведь до ближайшего населённого пункта — г. Бодайбо — 100 километров: летом — по реке , зимой по ледовой переправе. Но и то лично для меня это очень затратное мероприятие по финансам и по времени.

Наталья Миркина, 44 года, жительница п. Мама, домохозяйка и её внучка Доминика:

 — Я уроженка Мамы, живу здесь 44 года. За это время ничего, кроме авиатранспорта, для выезда на Большую землю не придумали. А в областной центр мы мотаемся то в больницу с детьми, то в отпуск, тоже официально можно только авиатранспортом. Альтернативы у нас просто нет. Что будем делать, если аэропорт по техническим причинам прикроют, я не представляю! Станем заложниками нашего Севера. А ведь у нас асфальтированная взлётная полоса, даже у соседей-бодайбинцев, которые, как говорится, по золоту ходят, и то грунтовая взлётная полоса. Наш аэропорт нужно поддерживать и сохранять. Иначе — всё…

Состояние взлётки оставляет желать лучшего Зона досмотра Текст: Анна Виговская , Фото: Евгении Карасовой
 
По теме
Фото с сайта 38a.ru - Irk.Ru Фото с сайта 38a.ru Арбитражный суд Иркутской области признал законным требование комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутска о сносе самовольных строений на рынке «Знаменский».
19.07.2018
 
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — Аларский районный суд вынес приговор по уголовному делу в отношении жителя Ангарского городского округа, обвиняемого в незаконной рубке леса в особо крупном размере.
19.07.2018
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — По информации Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, завтра, 20 июля, в Иркутске ожидается облачная погода, дождь, ветер западный,
19.07.2018
 
Профилактическая работа в особый противопожарный режим показала высокие результаты - МЧС Иркутской области Особый противопожарный режим, действовавший на территории южных и центральных районов Прибайкалья с 15 апреля, а на севере области с 15 мая, позволил мобилизовать усилия по профилактике пожаров.
19.07.2018 МЧС Иркутской области
Жильцы недостроенной высотки на Синюшиной Горе не теряют надежды узаконить квартиры С основанием ЖСК в довесок к финансовому бремени на плечи дольщиков упала и колоссальная ответственность На 9-м этаже в доме без лифта м
19.07.2018 Газета СМ Номер один
Пытки в полиции: как из невиновных выбивают признания, и роль, которую играет «палочная» система Марину Рузаеву били по голове и жгли электрошокером Чтобы зафиксировать полученные травмы,
18.07.2018 Газета Копейка
Один из фигурантов уголовного дела в течение месяца прятался в лесу С большой кровопотерей, с колото-резаными ранами пострадавших доставили в больницу г. Ангарска Эта история началась с кражи мотоцикла.
19.07.2018 Газета СМ Номер один
Изображение - Сибирские новости Так писал Сергей Есенин. И большинство из нас тоже любят цветы и задаются тем же вопросом, что и известный поэт.
19.07.2018 Сибирские новости
«Пой, friend» - серебряный призер Международного фестиваля академических хоров IFAS-2018 в Чехии - ИрГТУ Народный вокальный ансамбль «Пой, friend» Центра культурно-массовой и воспитательной работы ИРНИТУ стал серебренным призером XXV Международного фестиваля академических хоров « IFAS»-2018, заняв второе место.
19.07.2018 ИрГТУ
В картине одну из ролей сыграл известный актер Дмитрий Назаров Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Стало известно, когда иркутяне увидят фильм о своем известном земляке футболисте Андрее Ещенко,
19.07.2018 Комсомольская правда
Премьера фильма об иркутском футболисте Андрее Ещенко «Главное – верить и мечтать» намечена на 13 сентября - Комсомольская правда В картине одну из ролей сыграл известный актер Дмитрий Назаров Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Стало известно, когда иркутяне увидят фильм о своем известном земляке футболисте Андрее Ещенко,
19.07.2018 Комсомольская правда
Около 150 млн рублей из средств «Народных инициатив» было направлено на обустройство дорожной сети в регионе - Законодательное Собрание За три года с 2016 по 2018-й около 150 млн рублей из средств «Народных инициатив» было направлено на ремонт и содержание автомобильных дорог, а также на ремонт внутриквартальных проездов в территориях Приангарья.
19.07.2018 Законодательное Собрание
Триумфом представителей Европы завершился чемпионат мира по футболу, финальная часть которого впервые проходила в России Французы во второй раз стали чемпионами мира по футболу.
18.07.2018 Газета Копейка
Ремонтные работы на дорогах Иркутска, Ангарска и Шелехова в самом разгаре.
18.07.2018 Газета Областная
В областном центре начались проверки автозаправочных станций Председатель правления ассоциации «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов: «Проверки будут для АЗС неожиданными, подготовиться к ним заправки не смогут».
18.07.2018 Газета СМ Номер один
Более ста сортов земляники и жимолости можно было увидеть на выставке клуба им.
18.07.2018 Газета Копейка
Около 150 млн рублей из средств «Народных инициатив» было направлено на обустройство дорожной сети в регионе - Законодательное Собрание За три года с 2016 по 2018-й около 150 млн рублей из средств «Народных инициатив» было направлено на ремонт и содержание автомобильных дорог, а также на ремонт внутриквартальных проездов в территориях Приангарья.
19.07.2018 Законодательное Собрание
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — В Иркутске в сквере Кирова 22 июля пройдет открытая массовая тренировка по боксу с ведущими спортсменами города, посвященная празднованию Международного дня бокса.
19.07.2018 38Rus.Com