Только самолётом…

Фото: baikal-info.ru
Статус аэропорта Мамы может понизиться до посадочной площадки Из здания аэровокзала — напрямую к самолёту

Аэропорт посёлка Мама, отметивший в мае 70-летие, является для района стратегически важным объектом, поскольку авиасообщение здесь основной, а в период распутицы — безальтернативный вид связи с Большой землёй.

Жители посёлка Мама вспоминают, что когда-то их аэровокзалу завидовали многие крупные города. Рассчитанный на обслуживание 50 пассажиров в час, в 1970-х годах он перевыполнял план многократно. Искусственная взлётно-посадочная полоса позволяла принимать как пассажирские, так и грузовые воздушные суда. Однако развал Советского Союза и последующая перестройка кардинально изменили ситуацию не только в отечественном авиастроении, но и в авиационной отрасли в целом. Большие перемены не обошли стороной и Приангарье.

В апреле 1992 года реорганизовали 201-й Иркутский объединённый авиаотряд, через девять лет обанкротили организованную на его базе авиакомпанию «Байкал», а вскоре лишённая федеральной поддержки и не выдержавшая рыночной конкуренции аэродромная и аэропортовая сеть стала стремительно сворачиваться. За считанные годы только в нашем регионе ушли в небытие аэропорты Жигалово, Усть-Уды, Качуга, Хужира, Зимы… Многие, скорее всего, безвозвратно: их давно исключили из госреестра гражданских аэродромов, а некоторые, такие как Усть-Илимский, Казачинский, Железногорск-Илимский и Нижнеудинский, после пережитых банкротств перевели в посадочные площадки. Сегодня такая перспектива грозит и аэропорту посёлка Мама. Предприятию, преобразованному в 2009 году в результате конкурсного производства из акционерного общества в ООО «Мамский аэропорт», с трудом удаётся держаться на плаву. Нуждаются в срочном ремонте перрон, стоянки, требуют замены автомобильная техника и досмотровое оборудование, а средств у аэропорта, вынужденного зарабатывать на жизнь самостоятельно, катастрофически не хватает. Главная причина — сокращение числа авиаполётов, от которых напрямую зависит прибыль предприятия. Вторая — невозможность попасть ни в одну федеральную программу для получения господдержки.

— Если раньше на Маму самолёты летали ежедневно, то в последние годы число рейсов сократилось до двух в неделю, — объясняет генеральный директор ООО «Мамский аэропорт» Трофим Бутаков.

.— Только в летний период — с 1 июня до 1 сентября — количество пассажирских перевозок удваивается. Ставки сборов для нашего аэропорта рассчитаны на 150 рейсов в год, а в действительности выходит не более 120. При этом обязанности по содержанию инфраструктуры аэропорта (содержание зданий, сооружений и спецтехники, обеспечение безопасности, очистка ИВПП, перрона, стоянок в зимнее время, хранение авиатоплива) выполняются ежедневно и круглогодично. Летом, когда авиарейсов больше, мы рассчитываемся за долги по электроэнергии, за топливо, гасим задолженность по зарплате, а в зиму опять уходим без денег и снова начинаем копить долги.

Нехватка средств сказывается на всём, начиная от числа работающих до обеспечения безопасности авиаперевозок. Так, вместо положенных по штату 46 сотрудников в Мамском аэропорту работает всего 30. Каждый совмещает несколько должностей. Грузчик, например, одновременно выполняет обязанности газоэлектросварщика и пожарного спасателя, на заместителя генерального директора возложены функции начальника службы авиационной безопасности, инспектора по безопасности полётов и инженера по охране труда. Сам генеральный директор одновременно является руководителем аварийно-спасательных работ. При этом средняя зарплата сотрудников не превышает 26 тыс. руб. И это на Крайнем Севере, куда территориально относится Мамско-Чуйский район! Естественно, ни о каких премиях вообще речь не идёт. Набрать полный штат руководство не может не только из-за финансовых трудностей, но и из-за отсутствия квалифицированных кадров. К тому же обучение новичков платное, и оно вновь ложится на плечи самого предприятия.

Технические средства досмотра эксплуатируются с 2007 года, что превышает установленный срок. Чтобы приобрести новое оборудование, требуется 2,8 млн руб., которыми не располагает ни сам аэропорт, ни бюджет района, и без того являющегося высокодотационным.

Самолётные стоянки и перроны, после передела собственности оставшиеся «ничьими», также требуют срочного ремонта. Выкрошившиеся швы в плитах оператор аэропорта латает за свой счёт, выкраивая в своём скудном кошельке последние крохи.

Отсутствие технических средств досмотра, констатирует гендиректор, влечёт за собой перевод аэропорта посёлка Мама в статус посадочной площадки. Однако эта мера, по его мнению, крайне негативно скажется на интересах населения Мамско-Чуйского района. Во-первых, изменится тип воздушных судов, которые будут иметь право совершать взлёт и посадку. Более лёгкие самолёты сократят не только пассажировместимость, но и количество доставляемых грузов, не говоря о снижении комфорта и удорожании стоимости авиабилетов. Во-вторых, значительно увеличится время выполнения рейса, что небезопасно при транспортировке больных пассажиров в областной центр. (Например, рейс вертолёта санавиации в одну сторону займёт в три раза больше времени, чем сегодня выполняет Ан-24.) Наконец, закрытие аэропорта создаст социальную напряжённость во всём Мамско-Чуйском районе. Сокращение 30 рабочих мест для территории с повальной безработицей крайне негативно скажется на местных жителях.

Выходом из создавшегося положения, по мнению Трофима Бутакова, являются создание на базе министерства транспорта Иркутской области областного предприятия «Аэропорты Восточной Сибири», перевод аэропорта Мама в областную собственность или получение субсидий из областного бюджета, ведь в конечном счёте Мамский аэропорт имеет для региона стратегическое значение.

Комментарий министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области:

«В связи с сокращением населения Мамско-Чуйского района неизбежно сокращается ежегодное количество субсидируемых рейсов по маршруту Иркутск — Мама — Иркутск. Вследствие указанных причин возрастает целесообразность рассмотрения вопроса о переводе аэропорта в статус посадочной площадки.

По вопросу включения реконструкции аэропорта Мама в рамках одной из федеральных программ сообщаем, что в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)» до 2018 года были включены те объекты Иркутской области, где часть имущества (аэродромный комплекс) находится в федеральной собственности.

 Учитывая, что аэродромный комплекс аэропорта Мама находится в частной собственности, включение мероприятия по реконструкции в федеральную программу невозможно.

 В рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной политики в сфере управления транспортным комплексом Иркутской области» на 2014—2020 годы областной бюджет субсидирует услуги по пассажирским перевозкам местными авиалиниями. На 2018 год доведены лимиты бюджетных обязательств в объеме 207 045 700 рублей, что не позволяет реализовать ряд мероприятий подпрограммы в полном объёме, в том числе приобретение технических средств досмотра пассажиров, находящихся в аэропорту посёлка Мама. Приобретение необходимого оборудования возможно за счёт внебюджетных источников».

«Что вы будете делать, если Мамский аэропорт закроют?»

Кристина Щапова, 23 года, жительница п. Мама, технический редактор газеты «Мамский горняк»:

 — Это будет просто потеря потерь!!! Единственная наша постоянная связь с Большой землёй — это авиационная. Весь район только на этом и держится. Я выезжаю в областной центр со своим маленьким сыном, и для меня удобно и безопасно только самолётом. Я просто не представляю, как бы мы передвигались в город, ведь до ближайшего населённого пункта — г. Бодайбо — 100 километров: летом — по реке , зимой по ледовой переправе. Но и то лично для меня это очень затратное мероприятие по финансам и по времени.

Наталья Миркина, 44 года, жительница п. Мама, домохозяйка и её внучка Доминика:

 — Я уроженка Мамы, живу здесь 44 года. За это время ничего, кроме авиатранспорта, для выезда на Большую землю не придумали. А в областной центр мы мотаемся то в больницу с детьми, то в отпуск, тоже официально можно только авиатранспортом. Альтернативы у нас просто нет. Что будем делать, если аэропорт по техническим причинам прикроют, я не представляю! Станем заложниками нашего Севера. А ведь у нас асфальтированная взлётная полоса, даже у соседей-бодайбинцев, которые, как говорится, по золоту ходят, и то грунтовая взлётная полоса. Наш аэропорт нужно поддерживать и сохранять. Иначе — всё…

Состояние взлётки оставляет желать лучшего Зона досмотра Текст: Анна Виговская , Фото: Евгении Карасовой
 
По теме
Актер Андрей Мерзликин, сыгравший Александра Вампилова представил иркутянам фильм «Облепиховое лето» - Комсомольская правда Премьера картины состоялась на кинофестивале "Человек и Природа" Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Знаменитый актер Андрей Мерзликин, как и обещал, приехал в Иркутск,
22.09.2018
 
Kotkjiyio7q_thumb_main - Sibnovosti.ru Впервые в этом году начавший обучать студентов Байкальский институт БРИКС пригласил преподавателей из-за рубежа для ведения уроков по облачным технологиям, блокчейну и большим данным, сообщает корреспондент Sibnovosti.ru.
22.09.2018
 
Движение поездов на Транссибе полностью восстановлено - РЖД - FlashSiberia источник: FlashSiberia фото: РИА Новости РЖД полностью восстановили движение поездов на Транссибе, прерванное в пятницу сходом вагонов грузового поезда, сообщает пресс-центр Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД,
22.09.2018
Сообщение об обнаруженном теле мужчины без признаков жизни на одной из улиц поселка Новобирюсинский поступило в дежурную часть отдела МВД России по Тайшетскому району утром 22 сентября.
22.09.2018 ГУ МВД Иркутской области
Суд обязал иркутянина снести самовольную постройку на крыше девятиэтажного дома Аккуратная дверь, стол, скамейки и мангал.
21.09.2018 Газета Пятница
Жители Бохана уверены, что знают, кто поджег здание После тушения пожар затаился под обшивкой, а когда уже все, казалось, было потушено, разошелся с новой силой.
20.09.2018 Газета СМ Номер один
3B den znaniy otkrivaet kniga 1 - ЦБС г. Ангарска 12+ 3 сентября в парке строителей специалисты библиотеки №3 проводили мероприятие для школьников под названием «День знаний открывает книга».
22.09.2018 ЦБС г. Ангарска
Актер Андрей Мерзликин, сыгравший Александра Вампилова представил иркутянам фильм «Облепиховое лето» - Комсомольская правда Премьера картины состоялась на кинофестивале "Человек и Природа" Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Знаменитый актер Андрей Мерзликин, как и обещал, приехал в Иркутск,
22.09.2018 Комсомольская правда
Солист Иркутского музтеатра стал обладателем Гран-при Международного конкурса теноров Андрей Данилов, солист Иркутского музыкального театра имени Загурского, пожалуй, стал самым знаменитым тенором страны на этой неделе.
21.09.2018 Газета Пятница
В поселке Магистральном при поддержке ООО «Газпром добыча Иркутск» открылась уникальная выставка народных художественных промыслов Подносы с цветочными композициями, лаковые шкатулки,
20.09.2018 Газета СМ Номер один
ВХЛ: ХК «Ермак» проиграл «Челмету в Челябинске. Фото: официальный сайт Высшей хоккейной лиги. - Комсомольская правда Ангарчане остаются на 25 месте в турнирной таблице Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Хоккеисты ангарского «Ермака» потерпели очередное поражение в Высшей хоккейной лиге.
22.09.2018 Комсомольская правда
Кубок России по бенди: «Байкал-Энергия» проиграла красноярскому «Енисею». Фото: Лали ЛОБАНОВА. - Комсомольская правда Бело-синие пока не могут одержать первую победу на турнире Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Хоккеисты иркутской «Байкал-Энергии» продолжают свое выступление в Кубке России в Кемерове.
22.09.2018 Комсомольская правда
География победителей регионального этапа Кросса нации с каждым годом расширяется Беседа победителей:
19.09.2018 Газета Копейка
Почти 20 лет Анатолий живет и выступает в Японии. Фото: личный архив Анатолия Михаханова. - Комсомольская правда На родине боевого искусства сумо, Анатолий Михаханов, вес которого 292 килограмма стал первым профессиональным спортсменом из России [фото] Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Встретив этого колоритного парня на улицах Токио,
22.09.2018 Комсомольская правда
Проект «Ворота Байкала» получит финансирование с 2019 года по ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» - Министерство экономики Проект туристско-рекреационного кластера (ТРК) «Ворота Байкала» получит финансирование с 2019 года по федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)».
21.09.2018 Министерство экономики
В поселке на берегу Братского моря готовят к самостоятельной жизни людей с ментальными нарушениями Вся команда первого выпуска тренировочной квартиры.
21.09.2018 Газета Пятница
Сотрудники Росстата интересуются условиями нашей жизни — в случайную выборку попали 945 адресов Иркутской области Иркутянин Максим Макаров встретил переписчика в одиночку — жена и дочь уехали в гости к родственникам.
20.09.2018 Газета Пятница
Исследования продолжаются, технология переработки шлам-лигнина не выбрана Общественные слушания по вопросу ликвидации отходов БЦБК собрали порядка 80 человек.
20.09.2018 Газета СМ Номер один
РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБРАННЫХ ДЕПУТАТОВ - Избирательная комиссия    Избирательная комиссия Иркутской области на своем заседании сегодня, 18 сентября, зарегистрировала депутатов Законодательного Собрания третьего созыва, избранных по областному округу.
18.09.2018 Избирательная комиссия