По мнению Сергея Тена, проблема заключается в неравномерности распределения финансирования.
"Фактически оно состоит из трех частей: федеральной, региональной и муниципальной. В прошлом году в рамках антикризисных мер снизилось поступление акцизов на автомобильное топливо в региональные дорожные фонды. Со 100% в 2016 году до 57,4% по плану в 2018 году. Президент озвучил, что с 2019 года акцизы вернут в полном объеме в дорожные фонды и к этому нужно готовиться, — отметил парламентарий.
По мнению Сергея Тена, реализация приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" в 2017 году показала слабые места с точки зрения подготовки и прохождения проектов на местах. Например, из федерального бюджета в 2017 году для Иркутской агломерации было выделено 625 млн рублей. Его реализация выявила необходимость разработки проектной документации не только для строительства и капитального ремонта, но и на ремонтные работы, контроля потребности основных строительных материалов, применяемых технологий, машин и механизмов.
"Без сомнения, проект показал, что необходимо проводить мониторинг выполненных работ. Нужна серьезная трансформация в управлении проектами и контролем. Это то, что сегодня успешно внедряется на уровне Росавтодора и должно быть взято на вооружение на уровне регионов", — подчеркнул депутат ГД.
В 2017 году завершается федеральная целевая программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Для области это была серьезная поддержка, но уже в 2018 году регион может остаться без новых объектов строительства и реконструкции. Поддержку от области ожидают и муниципальные районы, на субсидии которым в 2017 году было направлено более 2 млрд рублей.
"Финансирование дорог местного значения позволяет сдвинуть с места проблему их развития. Главное, необходимо выстроить стабильное финансирование из года в год. Не менее важными являются правильно расставленные приоритеты при реализации дорожных программ. Любой проект должен иметь положительный эффект. Это может быть прямая выгода в виде увеличения налогов, снижение выбросов, спасенные жизни, экономические выгоды участникам движения от сокращения времени в пути до затрат на ГСМ", — сказал Сергей Тен.
По его мнению, нужно рассматривать вопрос наполнения дорожных фондов не только от акцизов и транспортного налога, но также использовать средства бюджета региона. Нельзя терять из виду новые способы финансирования проектов, таких как ГЧП, отложенные налоговые отчисления. К дорогам необходимо научиться относится как к инструменту для развития.