«Каждый должен стремиться к пониманию своей души»

_Ким Балков: «Байкал для меня — это нечто одушевленное. Там, на его берегу, у меня есть маленький домик, построенный еще два века назад. Чаще всего я живу там один, люблю одиночество»
_Кимом Балковым зачитываются несколько поколений читателей. 7 сентября выходит его новая книга «Серебряная коновязь»
Фото: baikal-info.ru
О своем пути в писатели рассказывает Ким Балков

19 сентября в 16.00 в Иркутской библиотеке имени Валентина Распутина пройдет юбилейный вечер Кима Балкова. Лауреат Большой литературной премии России, победитель многих конкурсов, писатель из Бурятии известен нескольким поколениям читателей. К его 80-летию подготовлена яркая программа: коллеги-писатели зачитают отрывки из рассказов и романов, расскажут интересные факты из биографии, разделят со зрителями теплые воспоминания.

В интервью для нашего еженедельника Ким Николаевич рассказал о своем подходе к творчеству, поделился сокровенными мыслями о человеческой душе и вспомнил, как начинался его писательский путь.

— Если Господь дал мне прожить такой долгий срок, значит, я еще не все сделал, я нужен. И я делаю. Пишу рассказы о Байкале, о людях, что живут на его берегах. И люди эти, надо сказать, очень интересные. Рядом с моими образами всегда есть второй план: я — человек, я живу, но ведь до меня моя душа тоже где-то жила. Или, когда я умру, я непременно буду жить где-то еще, в другом мире, других пространствах. Приближенно или, напротив, отдаленно от богов. То есть человек мне интересен в пространстве. Поэтому я практически с самого начала своего творческого пути строю произведения на полумистике. Моя цель — видеть не людей, а то, как моя душа соприкасается с теми пространствами, в которых я еще не был. С Байкалом. Байкал для меня — это нечто одушевленное, я пишу о нем как о Байкале-батюшке. Там, на его берегу, у меня есть маленький домик, построенный еще два века назад. Чаще всего я живу там один, люблю одиночество. Там мне видятся люди, которых уже нет в живых: мои родные, те, с кем дружил, кого уважал, с кем общался в этой жизни. Я понимаю, что продолжение человеческой жизни существует. Она нематериальна и существует в духе. И буддисты правы, когда полагают, что человек бесценен и бесконечен в пространстве. Это мне интересно, я об этом наблюдаю и пишу.

Я помню, когда Валентин Распутин прочитал мой роман «Байкал — море священное», сначала слегка смутился, но после уверил, что это то, что надо читателю сейчас. Мое личное отношение к современной литературе неоднозначно. Я всегда читал избирательно. Когда в Союзе писателей России проходило обсуждение моего романа «Будда», Эдуард Володин, блестящий критик, философ, сказал, что сейчас наступило время, когда читатель отвык от литературы, отошел. Он уже мало что понимает из той серьезной литературы, что была раньше. Сейчас пользуются популярностью всякого рода детективчики, фантастика дурного пошиба. И вследствие этого «Будду», по его мнению, поймут только через век. Но я сделал вывод, что роман читают. Сложно, но все-таки читают. Я учел и отзывы о романе в Интернете, и слова, сказанные мне лично. Распутин сказал, что такой роман мог написать только человек, по которому течет восточная кровь. Но видна и «русскость» автора. Это совместилось и дало плоды в этом романе.

Ким Николаевич является обладателем многих наград , одна из которых Большая литературная премия России (2002 год ) за роман « За Русью Русь ». Всего в коллекции писателя одиннадцать романов .

— Я ищу и чувствую связь. Когда-то я написал роман-рапсодию «За Русью — Русь» — исторический роман о князе Владимире. Я его написал под влиянием того, что ранее я очень долго работал над романом «Будда». Я вдруг понял, что пути Владимира и Будды едины. Все то, что было у Будды, потом существовало в киевских лесах, у рапсодов, у священников. Они понимали человека пространственно, не верили в существование смерти. Человек очень сложный. И если ты видишь, что у него внутри, что он скрывает, грубоват ли, его дурной характер — определенно в душе он другой. Чаще всего душа человека чиста. Все пороки рождены нашим телом, но не душой. Поэтому каждый должен стремиться к пониманию своей души.

Как я пришел в писательство? Я всегда верил в наследственность. По отцовской линии мой дед был улигершином, отец — учителем русского языка и литературы. И в нашей семье всегда была творческая, вдохновляющая атмосфера, близкая к духовной, нравственной жизни. Я очень благодарен своей семье. В родных я нашел себя, а возможно, это они нашли меня, ведь я их продолжение. Моя дочь  поэт, она также продолжает наше родовое дело.

С университетскими друзьями мне просто повезло. С ними начался мой первый писательский опыт. Возможно, это год такой, 1937-й, подаривший городу и миру столько талантливых писателей. Я дружил с Александром Вампиловым, Валентином Распутиным, Андреем Румянцевым, Виталием Зоркиным. У нас был свой литературный круг, и, несмотря на то что развлекались мы, как и другая молодежь, не исключая алкоголя, важно то, что за каждой рюмкой стояла мысль, какое-то чувство, уводящее в будущее. Мы все видели себя мастерами и стремились ими стать. Это подталкивало нас. Наша молодость была полулитературная и одновременно полустуденческая.

После университета мы с друзьями под влиянием Игоря Петрова (однокурсник Кима Балкова, сейчас доцент кафедры журналистики и медиаменеджмента. — Прим . ред .) уехали в Бурятию работать в республиканском комитете по телевидению и радиовещанию. Параллельно я писал стихи и публиковался в студенческих молодежных газетах.

Первая прозаическая публикация Кима Николаевича состоялась в 1966- м на страницах газеты « Правда Бурятии ». А через три года в Улан - Удэ вышла его первая книга « На пятачке ». Талант начинающего писателя оценили по достоинству и в ближайшие пару лет приняли его в Союз писателей СССР . Сегодня Ким Балков носит звание заслуженного работника культуры Бурятии , лауреата Государственной премии Бурятии и лауреата Иркутского областного фонда культуры в области литературы .

— 7 сентября выйдет моя новая книга «Серебряная коновязь». Это сборник произведений, написанных за последние пять лет. Рассказы писались на Байкале и тематически также с ним связаны. Они о людях, проживающих на его берегах, потерявших многое из того, что имели, но сохранивших душевную открытость миру. Также есть повести на бурятскую тематику. Я люблю бурятскую речь — она очень напевна. Песни очень люблю слушать, и слов не надо знать — уже ощущаешь себя в пространной степи, мелькают маленькие юрты, в которых живут совсем не маленькие люди.

  • Светлана Ясникова
  • Иллюстрации:  _Ким Балков: «Байкал для меня — это нечто одушевленное. Там, на его берегу, у меня есть маленький домик, построенный еще два века назад. Чаще всего я живу там один, люблю одиночество» _Кимом Балковым зачитываются несколько поколений читателей. 7 сентября выходит его новая книга «Серебряная коновязь»
     
    По теме
    В Ангарском округе продолжается реализация проекта «Разговоры о семье». Его главная цель — познакомить жителей муниципалитета с традициями, культурой и обычаями разных народов, которые проживают на территории.
    ТКЦ «Братск-АРТ», ж. р. Центральный,  ул. Ленина, 28  С 10:00 – международная выставка кошек [0+]   Театр кукол «Тирлямы», ж. р. Центральный,  ул.
    «Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
    Администрация Шелеховского района
    Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
    Городская ЦБС
    Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
    Министерство социального развития