«Обманывайте, или вас заблокируют» — так несколькими словами можно описать содержание объемного сообщения, которое вот уже несколько недель переходит из телефонных СМС-посланий в чаты, из чатов — в социальные сети и наоборот. Тысячи клиентов Сбербанка дружно взялись распространять невесть откуда взявшуюся информацию о неких проверках, которые финансовое учреждение якобы устраивает своим клиентам. В рассылке заявляют, что таким образом банк помогает налоговым выявить теневой бизнес и нечестных коммерсантов. По словам авторов СМС, всем, кто не научится грамотно уходить от вопросов сотрудников Сбербанка, грозят штраф и налоговая. Кто автор послания и есть ли в его содержании правда, выясняла журналист «Пятницы».
Полное содержание рассылки таково (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.): «Важно! Поступила следующая информация. Сейчас идут проверки в Сбербанке о приеме денег за коммерч. деятельность на карты. Причем звонят не тому кому приходят оплаты, а тем кто вам переводит. Если кто-то скажет, что деньги перевел за услугу, даже за обучение, тогда вашу карту блокируют карту того, кто переводил тоже и после блокировки штрафы и налоговая. Людей предупреждать бесполезно, любой просто растеряется. Проверка по всем городам очень мощная. Инфо из первых рук. Сейчас очень плотно взялись за физ лиц и их доходы. Это дружеский совет. Донесите до ваших всех эту информацию. Если вдруг вам или Вашему получателю позвонят из Call-центра Сбербанка и попросят назвать ФИО получателя и цель платежа, ФИО он может назвать, но цель платежа всегда должен называть — перевод денег знакомому (родственнику) на подарок, либо возврат долга. Запрещено указывать, что он что то оплачивает.. В противном случае Сбербанк блокирует Вашу и его карту. Ни коем случае не указываем в комментарии какие либо данные, ни ФИО, ни счета. Донесите эту информацию до ваших клиентов, знакомых оплачивающих, на карты Сбербанка пожалуйста! PS Прозвоны из Call-центра Сбербанка начались с этой недели и идут по разным городам».
Информация из неизвестных источников разлетается, как вирус, по сотням и тысячам держателей карт Сбербанка. Некоторых людей полученные сведения не беспокоят — у них нет теневой деятельности, связанной с платежами по картам; другие искренне пугаются и начинают мысленно шифровать переводы на случай внезапного звонка из контакт-центра; а третьи и вовсе уже подумали отказаться от «пластика» и перейти на наличку — подальше от проблем. Обсуждения этой массовой рассылки идут на форумах в Интернете, из которых совершенно точно ясно — СМС облетели всю Россию, и клиенты хотят понять, что из сказанного правда и откуда растут ноги.
Представители Сбербанка свою причастность к происходящему отрицают: никаких необоснованных блокировок карт не проводится, никаких массовых опросов клиентов с целью выяснить, кто, кому и за что переводит деньги, не происходит. Есть предположения, что рассылка сделана с целью очернить репутацию банка и подорвать доверие клиентов.
— Сбербанк официально заявляет: информация о том, что Сбербанк якобы производит обзвон своих клиентов с целью блокировки карт за совершение переводов с карты на карту при оплате товаров и услуг, не соответствует действительности. Еще раз акцентируем внимание, что сотрудники колл-центра при общении с клиентом банка не запрашивают информацию о том, куда и зачем были переведены деньги, — сообщили «Пятнице» в пресс-центре Байкальского банка Сбербанка.
— При этом инициатор звонка — сам клиент! Таким образом отсекаются попытки мошенничества, — заверили в банке. В пресс-центре говорят, что информационная атака в данный момент прорабатывается спецслужбами банка, и еще раз напоминают, что для информирования клиентов посредством СМС Сбербанк использует номера 900 и 9000. Они являются официально зарегистрированными банковскими номерами. При этом с номера 900 приходит общая банковская информация, в том числе о состоянии счета и совершаемых операциях. С номера 9000 клиентам банка отправляются СМС-сообщения обратной связи о качестве банковского обслуживания. При любых подозрениях на утрату личной информации клиенту необходимо обратиться в контактный центр банка — его номер есть на обратной стороне вашей карты и на сайте Сбербанка.
На вопрос, сообщают ли сотрудники Сбербанка налоговым органам об обороте денежных средств по чьей-либо карте, в пресс-центре отвечают: «ПАО «Сбербанк» действует исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом юристы напоминают о существовании банковской тайны — вы не обязаны говорить даже сотруднику банка, куда вы направили денежные средства.
Блокировка ради безопасности?К слову, некоторые клиенты путают блокировку карты с блокировкой услуги «Мобильный банк». На днях иркутянка Надежда Ильюхина испытала стресс при возврате долга своей приятельнице. Женщина пришла с наличными деньгами в отделение Сбербанка, положила их на собственную карту и тут же, не выходя из помещения, через «Мобильный банк» направила деньги на карту знакомой.
Следом иркутянка получила такое сообщение: «Уважаемый клиент! Сбербанк беспокоится о безопасности обслуживания клиентов. В связи с подозрением на возможность мошенничества предоставление услуги «Мобильный банк» временно приостановлено. Для возобновления услуги, пожалуйста, обратитесь в контактный центр по телефону, указанному на обратной стороне карты. Ваш Сбербанк».
Наслышанная о блокировках и проверках клиентов иркутянка даже не поняла, что речь идет о блокировке услуги (!), а не карты.
— Я тут же позвонила в контактный центр, у меня спросили, делала ли я перевод несколько дней назад на такую-то сумму. Я подтвердила. Через несколько минут «Мобильный банк» вновь был активирован, а я была твердо уверена, что это как раз та самая проверка, о которой говорили в соцсетях, — рассказала «Пятнице» Надежда.
В пресс-центре Байкальского банка Сбербанка «Пятнице» пояснили, что таким образом банк старается уберечь клиентов от мошеннических действий, которые очень актуальны последнее время: «Отметим, что при блокировке услуги «Мобильный банк» у клиента сохраняется возможность перевести деньги с использованием карты через банкомат или с помощью сотрудника отделения банка».