В повестку 64-й сессии Законодательного собрания Иркутской области, которая начнёт свою работу сегодня, 27 июня, и продлится два дня, включено рекордное количество вопросов — более 80. Вероятнее всего, уважаемые читатели, в тот момент, когда вы будете держать этот номер в руках, дебаты в стенах областного парламента достигнут апогея. После вручения премии Заксобрания в различных номинациях по молодёжной политике, принятия изменений в устав Иркутской области с расширением круга субъектов, обладающих законодательной инициативой, настанет черёд рассмотрения самого спорного во всех смыслах пункта сессии. Речь идёт о принятом в первом чтении законопроекте о внесении изменений в закон «О статусе административного центра Иркутской области». С инициативой подкинуть Иркутску один миллиард рублей на выполнение функций административного центра Приангарья выступили депутаты Эдуард Дикунов и Владимир Чеботарёв.
Сумму субсидии предложено увеличить кардинальным образом — с 220 миллионов до 1 млрд руб., что составляет 1% от налоговых доходов.
И хотя парламентарии предлагали рассматривать финансовую помощь как инвестиции не только в областной центр, но и во всю область, их инициатива ожидаемо вызвала много споров и критики. В данной ситуации возникает по крайней мере два вопроса: где взять столь внушительную сумму и на какие проекты она будет потрачена?
Эксперты склонны к мнению, что инициатива Дикунова и Чеботарёва рассчитана на электоральный эффект: осенью пройдут выборы депутатов Заксобрания на очередной срок, и, несмотря на то, что официально избирательная кампания не стартовала, фактически борьба за кресла давно уже началась. Кроме этого, нельзя сбрасывать со счетов информацию о дефиците городского бюджета, который составляет 1,1 млрд рублей
Антон Логашов, заместитель председателя правительства Иркутской области: «Деньги должны быть целевыми и под конкретные проекты»
— Депутатами Заксобрания области Дикуновым и Чеботарёвым внесён законопроект об увеличении финансовой поддержки административного центра. Считаю, окончательное одобрение документа незамедлительно повлечёт корректировку бюджета, изменит межбюджетные отношения.
Областной центр имеет право на повышенное внимание, здесь проживает 1/3 населения Иркутской области. Но вариант, озвученный парламентариями — давайте дадим деньги, а они будут потом думать, куда их потратить, неприемлем. Деньги должны быть целевыми, под конкретные проекты, под то, что принесёт ощутимый эффект жителям города. Это очень важно.
В случае принятия закона об областном центре в редакции, предложенной депутатами, сумма выпадающих доходов из областного бюджета составит более 1 млрд рублей. Как человек, проработавший в администрации Иркутска почти три года, могу сказать, что у города есть проекты, но их необходимо актуализировать. Мы видим — строится Маратовская развязка, но не теми темпами, какими нам бы хотелось. Поэтому и предлагаем: покажите актуальные объекты, на которые необходимо потратиться.
Губернатором области Сергеем Левченко в данный законопроект внесена поправка, в которой говорится, что дополнительные вливания из областного бюджета должны напрямую зависеть от налоговых и неналоговых доходов Иркутска за прошлый период. Смоделируем ситуацию: будь принят закон в редакции, предложенной губернатором, то по итогам 2017 года Иркутск получил бы дополнительно примерно 347 млн рублей от того, что он достиг. Считаю, что сегодняшняя поддержка областного центра существенна: средства выделяются на комфортную городскую среду, на безопасные и качественные дороги, на канализационно-очистные сооружения, строительство и капремонт социальных объектов и т. д. Мы готовы увеличивать финансовую помощь, но под конкретные проекты, с наличием проектно-сметной документации. Если таковые будут, мы готовы к конструктивному диалогу.
Артур Сулейменов, министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области: «Региональное правительство учитывает интересы Иркутска»
— Для примера рассмотрим ситуацию с реконструкцией очистных сооружений (КОС) Правого берега. В 2016—2017 годах выполнен первый этап работ. Освоено 974,9 млн рублей. Здесь капиталовложения распределились следующим образом: из областного бюджета — 31 млн руб., из местного — 127,5 млн руб., из федерального — 702,9 млн руб., внебюджетные средства составили 113,5 млн руб.
Заказчик (Иркутский водоканал) не выполнил обязательств по соблюдению графика мероприятий, не обеспечил своевременного финансирования из бюджета Иркутска, поэтому Федеральное казначейство применило к бюджету Иркутской области меры принуждения на 70,3 млн руб.
Министерство обратилось в арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением о взыскании с МО «Город Иркутск» убытков в размере 70 291 730 руб.
Пропорция финансирования второго этапа реконструкции КОС изменилась: из федерального бюджета поступило 780,8 млн руб., из областного — 384,6 млн руб., из местного — 1,2 млн руб., внебюджетные источники — 10,3 млн руб.
На следующий этап реконструкции КОС Правого берега в 2018 году предусмотрено в общей сложности более 1 млрд руб. Федерация перечислит 888,7 млн руб., область — 118,1 млн, город — 118,1 млн руб.
На начало четвёртого этапа: 276,2 млн руб. из федерального бюджета, по 36,7 млн — из областного и местного бюджетов.
Лимиты были доведены Иркутску 1 марта 2018 года, но конкурсные процедуры не проведены до настоящего времени.
В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» Иркутск в 2017 г. получил из федерального бюджета 143,2 млн руб., из областного — 70,5 млн руб., местный бюджет предоставил 53,4 млн руб. В 2017 г. в областном центре выполнены работы на благоустройстве 87 дворовых и 13 общественных территорий. Работы на некоторых объектах затянулись до холодов.
На 2018 год для реализации этого проекта федерация выделяет 187,6 млн руб., областной и местный бюджеты — по 73,8 млн руб.
Светлана Свиркина, министр строительства, дорожного хозяйства Иркутской области: Дороги, школы и больницы
— Поддержка Иркутску по линии министерства строительства, дорожного хозяйства разделена на два направления. Первое: в рамках программы развития административного центра мы предоставляем субсидии на дорожное хозяйство и выделяем средства на объекты капитального строительства.
Второй год Иркутск получает средства по президентскому проекту «Безопасные и качественные дороги». В этом году — почти 700 млн рублей, из них 413 млн руб. из федеральной казны, 242 млн руб. из областной. На эту сумму должны отремонтировать более 32 км дорог, плюс пешеходные мосты и бордюрные ограждения. На сегодняшний день городом не соблюдены контрольные сроки, установленные федерацией, один муниципальный контракт до сих пор не заключён. В соответствии с требованиями федерации если до 1 ноября работы не завершатся, то в следующем году субъект лишится поддержки по проекту, а это порядка 680 млн руб.
Один из самых проблемных проектов на данное время — переход на улице Боткина. В 2017 году городу предоставили субсидию на его строительство в размере 17,8 млн руб. Объект ввели в эксплуатацию в феврале 2018 года, по нему есть много вопросов, на которые мы пока не получили ответов. Они связаны с лифтом, вентиляцией, некачественным выполнением лестниц и т. д. На следующей неделе мы проедем в Правобережный округ и Ленинский район.
Серьёзная поддержка Иркутску оказывается по объектам капитального строительства. В этом году будет сдана поликлиника № 8 стоимостью 592 млн руб. Немногим дешевле обойдётся поликлиника № 9.
Мы проектируем филиал 1-й больницы на улице Дыбовского, а также филиал поликлиники № 10, травмпункт — филиал 3-й больницы. По окончании проектных работ в областном бюджете будут предусмотрены средства на строительство указанных объектов. Буквально на днях подписано концессионное соглашение на строительство радиологического корпуса.
Год назад начато строительство ФОКа с плавательным бассейном на бульваре Рябикова: на этот год заложено 25 млн руб., на следующий год — 45 млн. В целом стоимость объекта составляет 172 млн. Приступаем к строительству Центра по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта с искусственным льдом .
Один из масштабных проектов — школа № 19, средства на которую получаем из федерального бюджета (программа «Большая перемена»). В мае текущего года мы были готовы обеспечить финансирование со стороны областного бюджета, но в связи с изменениями условий финансирования со стороны федерации вынуждены заключить дополнительное соглашение с федеральным Министерством образования. До конца июня средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на строительство 19-й школы, будут направлены в Иркутск для оплаты фактически выполненных работ на объекте.
Текст: Василий Петров , Фото: Лидии Гергесовой