В состоянии хронического конфликта

Фото: baikal-info.ru
История о том, как мама шестиклассницы одной из шелеховских школ держит в постоянном стрессе и напряжении учителей, детей и родителей Сразу объясним читателям: мы знаем, о какой школе, каком классе, каком ребенке и какой маме идет речь. Мы обладаем ФИО всех участников, копиями документов, фотографиями, видео-записями. Но читать эту историю вы будете без имен, фамилий и фотографий героев: закон стоит на стороне несовершеннолетнего. И это правильно. Тем более речь, похоже, идет о неадекватном поведении взрослого человека, заигравшегося в сутяжничество

«Ее остановит только страх потери ребенка»

Прокомментировать поведение матери шестиклассницы мы попросили детского психолога частного учреждения дополнительного образования «Виктория» Александру Приемских:

— Вероятнее всего, мать девочки подвергалась в детстве травле со стороны одноклассников или со стороны учителей. Она сама жертва, имеет очень сильную детскую травму, и сейчас она просто мстит. Здесь нет речи о защите собственного ребенка — женщина использует дочь для отработки своих детских травм. Полагаю, мать находится в неврозе, а может быть, даже в психозе. Очень часто такие матери сами применяют к детям и физическое, и моральное насилие. Страх того, что их могут изобличить, выливается в обвинение всех вокруг. Ребенок находится в крайне нездоровой обстановке, девочка попала в классический треугольник: жертва, тиран, спасатель. Мать изображает, что она жертвует многим ради спасения дочки, а на самом деле является тираном.

Женщине необходимо постоянное самоутверждение, она считает себя недооцененным гением. Очень странно, что учителя и администрация школы позволили ей воплощать все задуманное. Метод пресечения — самый правильный в отношениях с подобными людьми, а здесь, грубо говоря, открыли ворота и пригласили войти. Теперь избавиться от этого будет очень сложно, договариваться с такими людьми бесполезно. Девочка недополучает маминой любви, при этом она знает, что если мама не разрядится на других, то достанется ей, именно поэтому она помогает создавать те самые конфликтные ситуации. Ребенка в этом винить нельзя, она жертва своей матери, у нее нет выбора — это ее способ выжить. Дочка глубоко травмирована.

Если из матери прет внешняя агрессия, то у девочки все наоборот — ее агрессия направлена на причинение вреда себе. Сейчас это выражается в виде астмы, но может закончиться самым страшным. Семьей нужно плотно заниматься, иначе дальше все будет гораздо хуже. Матери мог бы помочь психолог справиться с ситуацией, но такие люди никогда не признают, что они не в порядке. Поэтому делать это нужно принудительно — через комиссию по делам несовершеннолетних, через администрацию школы, через общественность, через СМИ. Ребенка должен обследовать независимый психолог, также нужно узнать, может ли она посещать школу в связи со здоровьем или ей необходимо снова уйти на домашнее обучение. Родителям остальных детей класса можно рекомендовать купить видеокамеры и оборудовать ими класс — тогда все будет на виду: и поведение девочки, и остальных детей, и матери, которая переходит границы. Ее может остановить только страх потерять ребенка, а ненадлежащее поведение может стать тому причиной. Разумеется, школа должна исключить доступ матери в школу — только по заявлению, по записи и с объяснением причин. Снимать на видео детей она не имеет права, с этим также можно обратиться в соответствующие органы. К сожалению, таких родительниц много. И люди должны знать, как с ними общаться, чтобы не допустить ошибок, которые произошли в этой школе.

От этого класса едва не отказался классный руководитель. Уже ушли несколько педагогов. Класс покинули пятеро ребят — выдержать постоянный прессинг способны не все. А все потому, что мама одной из учениц как заведенная строчит заявления с жалобами в адрес директора и департамента образования Шелеховского района. Ей не нравится все: четверки в тетрадях дочери, питание в столовой, «предвзятое» судейство на конкурсе проектов и многое другое. Одна из последних разборок, которую устроила мать школьницы: почему не все одноклассники аплодировали дочери на уроке литературы после чтения стихов? Думаете, это не может стать поводом для конфликта? Ошибаетесь.

От концертов до скандалов

— О том, что мы попали с дочерью этой женщины в один класс, мы узнали летом. Шелехов — город маленький. Едва ли не каждому родителю знакомые, дети которых были в одной группе детсада с этой девочкой, рассказывали — вас ждут скандалы, заявления и разборки от ее мамы, — начинают свой долгий рассказ родители, специально собравшиеся, чтобы рассказать журналисту «Пятницы» о невыносимой атмосфере, в которой живет 6-й класс одной из шелеховских школ.

Родители 24 детей против одной матери. У каждого — своя история столкновений с ней.

В первом классе все начиналось довольно мирно. На первом же школьном мероприятии семья девочки выступила с концертом — около часа они пели под гитару, показывали домашние заготовки. И если в первый раз многие искренне аплодировали, то на второй, третий, пятый концерты приходить уже не хотелось.

— Каждый праздник мы были обречены слушать их выступления. Ко второму классу многие перестали ходить на школьные мероприятия, родительские собрания: все знали — впереди концерт, который никто не заказывал, — вспоминают родители. — А потом вспыхнул первый конфликт: девочка поссорилась с одноклассницей, стала задираться, щипать ее, та ей отвечала. В итоге она же пожаловалась маме, и начался затяжной скандал. Родительница обрушилась на одноклассницу, просклоняла учителя, настрочила заявление директору…

С тех пор подобные истории стали регулярными: эти две девочки ссорятся, мать устраивает разборки. К 4-му классу уставшие родители (на которых беспрерывно жаловалась конфликтная мама) перевели свою дочь в другую школу.

Но все же в начальной школе конфликты не выходили за рамки. Учитель оказалась женщиной сильной, и любые попытки затеять свару пресекались ею на корню. Директор школы стоически отвечала на письменные и устные запросы и жалобы матери девочки и действовала в рамках законодательства. Потакать капризам и идти у нее на поводу не позволяла ни себе, ни коллективу.

Когда дети перешли в 5-й класс, рассказывают собравшиеся родители, мать школьницы развернулась в полную силу — предметов и учителей стало больше, а значит, и количество поводов для жалоб увеличилось в разы. Девочке поставили четверку. Что делает мама? Пишет заявление, требует снять учителя, так как он некомпетентен и незаконно занизил оценку. После конкурса школьных проектов она требовала предоставить фамилии членов жюри и протоколы решений, уверенная, что проект дочери недооценили… Не хватило котлеты в столовой — еще более серьезный повод для разбирательств: заявления автоматически направляются директору и в департамент образования администрации Шелеховского района. В каждом из них первое требование — уволить! И одно из любимых требований — принести извинения.

Еще пример: девочка на перемене выбежала из-за угла, в это же время с другой стороны выскочил ученик — они столкнулись. Мальчик, как положено джентльмену, помог девочке подняться, извинился, проводил до класса. А уже через несколько минут ее мать носилась по кабинетам с требованием разобраться с учеником, который едва не погубил ее ребенка. Позже она за-
явила, что у дочери диагностировали серьезный ушиб, сотрясение головного мозга и другие проблемы со здоровьем, которые она получила из-за удара головой о пряжку ремня школьника (позднее выяснится, что ремни парень не носит вовсе), и потребовала возместить моральный ущерб.

Немаловажная деталь — все происходящее мать девочки снимает на телефон. В распоряжении родителей есть запись разбирательства из-за того, что дети в школе якобы находятся в антисанитарных условиях, кругом все в пыли, и это спровоцировало приступ астмы у ребенка. На съемке видно, что сама девочка плачет, пытается приблизиться к матери, просит: «Мамочка, не надо». Но та заталкивает дочь за дверь какого-то кабинета и продолжает выяснять отношения с врачом, соцпедагогом: «Я охраняю права своего ребенка. Кто ее довел, почему она в нервном срыве? Она астматичка!» На вопрос, что она делает в стенах школы, женщина отвечает: «Я ожидала на вахте».

Кстати, все видеосъемки любительница разборок грозится отправить на Первый канал — видимо, мода сейчас такая. Нужно заметить, что женщина замужем и у нее двое детей, тем не менее времени на постоянное поддержание градуса кипения у нее достаточно.

Меняет учителей
и директоров

— Своими жалобами и поклепами она сменила всех сотрудников столовой, от класса отказались уже пять или шесть учителей-предметников. Наша классная написала отказ от руководства и попала на долгосрочный больничный. А в прошлом учебном году эта мама добилась снятия директора школы, — обреченно рассказывают собравшиеся родители. — Увольнение было незаконным, и через суд бывший директор добилась восстановления в должности. Но работать в нашей школе больше не захотела. Новый директор по отношению к родительнице-сутяге заняла другую позицию: сделаем как просит, лишь бы не скандалила.

По словам родителей, новый руководитель школы распорядилась минимизировать количество поводов для агрессии матери шестиклассницы. С тех пор педагоги завышают девочке оценки, закрывают глаза на многочисленные пропуски занятий и откровенно хамское поведение.

— Девочка — отличница, хотя реальные знания по некоторым предметам вряд ли дотягивают до тройки, — уверяют родители. — Благодаря скандальной матери ей многое сходит с рук. Она не бывает на контрольных — у нее то болит живот, то зрение упало, то давление поднялось. Учителя выдают ей контрольные на дом, и в итоге она получает 5. Девочка не была ни на одной всероссийской проверочной работе, как-то раз она случайно оказалась на контрольной, так учитель подходил и помогал ей выполнять задания. Ни у кого в классе таких поблажек нет. Если ребенок забыл тетрадь, он получает два, а она получает листочек и право писать на нем. Она может достать чипсы и хрустеть ими на уроке. Всему классу запрещено выкладывать телефоны на парты, а у нее он всегда на столе — играет или строчит эсэмэски. Она может встать и выйти без объяснения причин, достать фен и сушить волосы после бассейна прямо во время следующего урока. А на замечания учителей не реагирует.

С девочкой никто в классе не общается — это чревато проблемами от мамы. Школьница сидит одна за партой — мама бывшего соседа написала заявление на имя директора с просьбой отсадить мальчика.

На пару месяцев шестиклассницу переводили на домашнее обучение по инициативе мамы, разумеется. Учителя преподавали ей на дому, а детей заставляли ходить к ней в гости… Но дома ее маме стало слишком скучно, и девочку снова отправили в класс.

История одного конфликта

— У нее постоянно кто-то в опале. Расквиталась с одним — перекидывается на другого. Теперь в опале моя дочь, — рассказывает мама одной из девочек. — Началось с того, что мать девочки обвинила мою дочь в намерении убить ее ребенка. Об этом мне сообщила классный руководитель и сказала, что есть аудиозапись, которая это подтверждает.

Почему директор школы не потребовала предъявить этот файл, не прослушала его сама, а сразу организовала общее собрание, непонятно.

— Я позвонила этой маме, выслушала все о своем ребенке: «кого ты воспитываешь», «как ты ее растишь», «сегодня она говорит, а завтра убьет» и далее по списку. Она сразу потребовала, чтобы моя дочь публично извинилась перед ее дочерью, мне было велено извиниться по телефону. Я оборвала этот спич, договорились встретиться у директора.

В середине апреля собрались обе матери с девочками, школьница, записавшая «угрозу» со своей мамой, а также временный классный руководитель и директор. На пленке оказалась фраза: «Она убьет любого за оценку». Несмотря на то что никаких угроз не было, мать девочки разразилась гневной тирадой и стала требовать извинений за такое свободомыслие в адрес ее дочери. Директор ее поддержала и полушепотом ненавязчиво предложила другой маме: «Будьте умнее, извинитесь».

В итоге дело дошло до комиссии по делам несовершеннолетних — мать «опальной» школьницы написала заявление: «Дочь стрессанула так, что нам пришлось обратиться к неврологу и психологу. Я считаю недопустимым устраивать подобные разборки с переходом на личности при детях по таким вот поводам. И раз администрация школы и департамент образования не могут нас оградить от этого, значит, эту ситуацию должны взять под контроль полицейские».

Любительница разборок подала встречное заявление, написав, что ее дочь столкнули с лестницы. Когда за дело взялись сотрудники ПДН, выяснилось, что директор исправила протокол того самого собрания, и против нее также начали разбирательство… Кстати, один из инспекторов чем-то не угодил конфликтной родительнице, она написала заявление — и инспектора заменили…

— Конкретно в нашем случае, по-моему, причина нападок в том, что мэром класса дети выбрали мою дочь. Тут заявление не напишешь и не потребуешь пересмотреть результаты выборов, некому жаловаться, — размышляет женщина, в руках которой — толстая папка собранных ею бумаг, чтобы доказать, что ее дочь вовсе не агрессор.

Еще одно замечание в адрес «опальной» школьницы прозвучало недавно после урока литературы: она не похлопала после того, как одноклассница (та самая девочка) прочитала стихотворение. Класс аплодировал, а она нет. И уже к концу занятий мама — любительница разборок была в школе с готовым заявлением. В нем были две претензии: не похлопала и высокомерно смотрела...

— Дочь позвонила мне испуганная! Всех попросили выйти из кабинета, ее оставили, пришли классная и мать той девочки! Я схватила младшего трехмесячного ребенка и пулей побежала туда, но было уже поздно. Мать девочки я встретила на выходе, она уже все высказала и снова потребовала извиниться! А директор поддерживает ее: «Не переживайте вы так, будьте умнее, не пишите никаких бумаг, извинитесь и все!»

Извиняются в итоге все — и учителя, и директор, и персонал школы… Один из учителей, например, приносил извинения за общеобразовательный фильм о выживании в различных условиях. По мнению родительницы, нельзя такое кино показывать детям, он нанес им психологическую травму...

Где выход?

Такое впечатление, что все в школе поддались влиянию и потеряли рассудок. Никому ни с кем не хочется связываться. Директор, вероятно, не хочет потерять работу, тем более есть опыт с предшественницей. У педагогов, закрывающих глаза на реальный уровень знаний шестиклассницы и ставящих пятерки, есть свои причины — премиальный фонд, который распределяет руководитель, никто не отменял.

Все родители класса просили директора перевести девочку в другой класс, но сделать это невозможно без согласия ее родителей. Тогда родители написали заявление с просьбой вывести всех детей из класса. Сделать это тоже невозможно, поскольку не может быть сформирован класс с новой литерой, когда в другом — всего один ученик.

— Мы не знаем, что нам делать, — признаются родители. — Мы устали от этой вечной борьбы, от скандалов, которые вспыхивают на ровном месте, отвлекают от занятий, нарушают детскую психику. Нам жалко наших детей, нам и девочку жалко — мать превратила ребенка в инструмент реализации своих непонятных потребностей. Очевидно, что она, взрослая женщина, регулярно подговаривает девочку устраивать различные провокации. Иногда она приводит дочь в школу, но не уходит: ждет реализации намеченных планов и появляется тут же на месте «событий» с новым заявлением и угрозами.

По мнению родителей, нужно запретить женщине свободное посещение школы. Может, если она не сможет разгуливать по коридорам и врываться в кабинеты, скандалы утихнут сами собой? К слову, во многих школах родители не имеют права проходить дальше охранника или вахтера, дожидаются детей у входа. Но чтобы принять такое решение и озвучить его матери девочки, а затем сдерживать натиск, нужен сильный руководитель. Похоже, такого в школе сейчас нет.

— Скоро начнутся каникулы. Руководство школы, наверное, считает, что за лето страсти улягутся и с 1 сентября все пойдет по-другому. Но если ничего не предпринять, все продолжится. Два прошедших учебных года тому доказательство, — вздыхают родители. — На прошлой неделе мы написали обращение в районный департамент образования, министру образования Иркутской области, уполномоченному по правам ребенка и прокурору области. Мы просим установить баланс между соблюдением прав одного школьника и нарушением прав других, создать в нашем классе условия для реализации права на образование, защитить наши права и свободы, а вместе с тем права учителей. Мы будем отстаивать свободу мысли и слова, право выбора! Очень надеемся найти поддержку, коль так вышло, что в школе мы найти ее не смогли.

«Пятница» будет следить за развитием событий.

P.S. Когда верстался номер, который вы сейчас держите в руках, стало известно, что с больничного вернулась классный руководитель и отозвала заявление об отказе от класса. На сколько хватит терпения женщины, пока неясно. От директора поступило предложение о расформировании класса, но родители от этого намерены отказаться: «У нас дружный и сильный класс, мы не хотим расформирования. Да и проблема вовсе не в девочке, а в ее маме».

Текст: Ирина Покоева
 
По теме
<a href="http://liveangarsk.ru/files/news/501731/edc-p1celcvrrtremoku4pnbbn1dfi4.jpg">Скачать оригинал</a> - LiveAngarsk.Ru Накануне в профильном классе Росгвардии, который существует чуть меньше года в школе № 37 г. Ангарска, состоялось отчетное собрание с участием родителей, учителей,
29.05.2018
Последние звонки раздались в усольских школах - Usolie.Info Последние звонки отгремели для учеников 11 классов, в Усолье-Сибирском. На столь радостное событие никаким образом не повлияла ни погода, ни волнение перед наступающими экзаменами.
25.05.2018
 
Нашли пропавшую школьницу - ТРК Братск Пропавшую 21 мая первоклассницу из 37 школы нашли живой и невредимой. Все социальные группы, весь город наполнен был с вечера информацией с просьбой помочь найти ребенка.
22.05.2018
 
 
Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС по Иркутской области - Irk.Ru Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС по Иркутской области Группа из пяти девушек в начале августа отправилась на Хамар-Дабан, маршрут они зарегистрировали в пожарно-спасательной службе Иркутской области.
16.08.2018
 
Разыскиваем героя! - МЧС Иркутской области Главное управление МЧС России по Иркутской области разыскивает девушку, которая спасла тонущего подростка.
15.08.2018 МЧС Иркутской области
Иркутянка, которая лишилась дочери и внука, ставших жертвами жесткого убийства, выступила в суде Подсудимый не выглядел подавленным, он требовал, чтобы журналисты «убирались», и выдвигал обвинения в адрес убитой жены.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
Татьяна Качесова была уверена, что прошла совсем немного, но на самом дела она удалилась от родного поселка на 100 км.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
До очага возгорания смогла протиснуться лишь одна автоцистерна По факту пожара в отношении собственников зданий будет проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения пожарной безопасности.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
Фотограф, работавший в долине Амазонки, рассказал о своих приключениях Дети индейцев обожают носить в волосах обезьянок-игрунок.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
В поселке Мама необычный краеведческий музей. Начинался он с коллекции минералов, собранных геологами, и только через 30 лет стал пополняться другими экспонатами.
15.08.2018 Газета Областная
Писатель и критик Василина Орлова учится на антропологическом факультете Техасского университета.
15.08.2018 Газета Областная
Дожди, грозы, усиление ветра придут в Приангарье в ближайшие два дня - МЧС Иркутской области По данным Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 14 августа в западных, северо-западных районах, в горах Восточного Саяна, днем и в центральных районах,
13.08.2018 МЧС Иркутской области
168 008 - Администрация Иркутского района Команда Иркутского района приняла участие во II Летней спартакиаде работников агропромышленного комплекса Иркутской области, которая прошла на берегу Братского водохранилища в селе Усть-Алтан Осинского района.
16.08.2018 Администрация Иркутского района
На турнире памяти Елбаскина мастерство показал Федор Балтуев Федор Балтуев на каникулах не расслабляется.
15.08.2018 Окружная правда
Челночный бег, прыжки в длину, стрельба из винтовки… В минувшие выходные на иркутском стадионе «Труд» каждый желающий мог сдать нормативы ГТО и поучаствовать в разминке, которую провела чемпионка России,
15.08.2018 Газета Областная
В Нукутском районе состоялся второй областной школьный Сур-Харбан Мини-футбол — один из неизменных видов программы Сур-Харбана Победитель борцовской абсолютки Александр Баинов и его главный приз Лучшая волейбольная дружи
15.08.2018 Газета Копейка
В Иркутске сотрудники отдела организации применения административного законодательства управления по охране общественного порядка ГУ МВД России по Иркутской области определили источник поступления в торговые точки города
15.08.2018 ГУ МВД Иркутской области
Губернатор Сергей Левченко призвал участников Регсовета крайне взвешенно подходить к теме перераспределения налоговых и неналоговых доходов. - Газета СМ Номер один Губернатор обсудил с мэрами приоритетные вопросы Губернатор Сергей Левченко призвал участников Регсовета крайне взвешенно подходить к теме перераспределения налоговых и неналоговых доходов.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
Эксперты и общественники оценили усольский бензин Так выглядит топливо, которое будет передано на экспертизу.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
Жители Усольского района изготовили сувениры, подготовили спектакль о Мальтинской стоянке, представили выставку с артефактами Скульптура семьи мамонтов уже давно пользуется большой любовью жителей Приангарья.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
Регистрация туристической группы – залог оперативной помощи. Спасатели помогли туристической группе спуститься с хребта Хамар-Дабан - МЧС Иркутской области В начале августа туристическая группа в составе пяти девушек отправилась покорять вершину хребта Хамар-Дабан.
16.08.2018 МЧС Иркутской области
Фото с сайта irkut.com - Irk.Ru Фото с сайта irkut.com Президент Объединенной авиастроительной компании Юрий Слюсарь заявил о намерениях Минобороны РФ подписать новый контракт на поставку истребителей Су-30СМ с Иркутского авиационного завода.
16.08.2018 Irk.Ru