Чернышев: Создание условий по сохранению объектов культурного наследия - это комплексная проблема

Депутат Государственной Думы выступил с инициативой ликвидировать пробелы в федеральном законодательстве в части утвержденных форм государственно-частного партнерства и внести ряд поправок в действующие правовые акты

В Государственной Думе проходят парламентские слушания, в которых принимают участие депутаты нижней палаты парламента, члены Совета Федерации, Счетной Палаты, Правительства РФ, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, ученые, общественники, эксперты.  Мероприятие организовано Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. В числе приглашенных от Приангарья -  генеральный директор ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» Ирина Кравец.

На Слушаниях рассматривают актуальные вопросы разработки оптимальных моделей государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющих реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы при сохранении надзорных функций государства в отношении таких объектов, существующие формы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и частных инвесторов, а также примеры лучших практик реализации проектов ГЧП в отношении объектов культурного наследия.  

Говоря о законодательстве в сфере ГЧП, Андрей Чернышев отметил, что в действующем федеральном законе №224-ФЗ (Соглашение о государственно-частном или о муниципально-частном партнерстве) не учтены объекты культурного наследия.

- Поскольку законодательство о ГЧП сферу ОКН не рассматривает, целесообразно в ст. 6. «Элементы соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве» (п.2) в качестве элемента соглашения о ГЧП определить: реставрацию, воссоздание и приспособление для современного использования ОКН, - сообщил Андрей Чернышев, - следовательно, в ст. 7. «Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты соглашения о муниципально-частном партнерстве» (п.1) необходимо обозначить,  что объектом Соглашения о ГЧП могут быть ОКН, которые не предполагается сохранять в федеральной, региональной либо муниципальной собственности. Также, необходимо в данной статье применить исключение из общего правила (п. 5) о том, что частному партнеру может быть передано имущество (ОКН), которое на момент заключения соглашения принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения,  либо государственному или муниципальному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, если предприятие или учреждение специально создано для обеспечения сохранения и воссоздания ОКН (например, АУИПИК).

Также, Андрея Чернышев отметил, что применительно к ОКН частным партнером может быть не только российское юридическое лицо, ст. 3. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (п. 5)», но физическое лицо (гражданин РФ), а также иностранное лицо, как юридическое, так и физическое.

- Участие иностранного лица объясняется тем, что применительно к ОКН главной является задача его сохранения и воссоздания, следовательно, участие в её решении иностранного капитала с последующим владением и использованием памятника не является хоть сколько-нибудь критичным для интересов государства и граждан страны, - пояснил депутат, - а вот неспособность надлежащим образом содержать достояние народа как раз и наносит государству серьезный репутационный урон.

При определении сторон правоотношений также целесообразно принять ряд исключений. В частности, ст. 5. «Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве (п.2, пп. 4,5)».

- Применительно к ОКН частными партнёрами могут являться хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, если основной целью их деятельности является сохранение ОКН (например, РДМК, АРПИ). Условие участия таких хозяйственных субъектов: в проекте ГЧП могут использоваться только собственные финансовые ресурсы, но не бюджетные средства.

Такое исключение позволит указанным хозяйствующим субъектам объединять в единые кластеры ОКН, к примеру, расположенные на смежных территориях, но относящиеся к различным формам собственности (региональной, муниципальной и частной), что значительно расширяет инвестиционные перспективы.

Необходимым представляется также исключение другого порядка, уже имеющееся в законе №115-ФЗ (ст. 5, п.п. 1.1 и 1.2): на стороне публичного партнёра в статусе стороны Соглашения о ГЧП могут быть унитарные предприятия и бюджетные учреждения, если они на законных основаниях являются владельцами ОКН.

Данное исключение связано с тем, что очень многие ОКН пользуются такими субъектами и при этом находятся в неудовлетворительном состоянии, поскольку владельцы, в силу разных причин, не обеспечивают их надлежащее содержание. Было бы ошибкой предоставить ГУП, МУП и ГБУ статус самостоятельного публичного партнёра, но в связке с уполномоченным государственным органом двойственность сторон Соглашения о ГЧП вполне оправданна.

Важным представляется также вопрос о земельных правоотношениях в рамках Соглашения о ГЧП. В частности, в статье 33. Предоставление частному партнеру земельного участка, лесного участка, водного объекта, части водного объекта, участка недр и их использование желательно упоминание что: земельные участки, на которых расположен ОКН в той части, на которой он ранее размещался и функционировал (например, ландшафтный парк), также должны быть объектом ГЧП (если это юридически возможно). В остальных случаях земельные участки используются на общих основаниях, т.е. на условиях долгосрочной аренды.

Также представляется необходимым внести в закон №224-ФЗ оговорку, уже имеющуюся в законе №115-ФЗ (ст. 4, п.4): если объект действующего Соглашения о ГЧП включается в прогнозный план приватизации, то частный партнёр получает право его преимущественного выкупа. Это будет являться одной из существенных гарантий соблюдения прав инвестора государством, тем более, что концессионер такое право имеет.

- Создание условий по сохранению объектов культурного наследия - это комплексная проблема и её эффективное решение не ограничивается корректировкой лишь законодательства о государственно-частном партнерстве, - подчеркнул Андрей Чернышёв, - поэтому необходимо одновременно внести изменения и в некоторые другие законодательные акты.

В их числе: изменения к закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ, ст. 29 «Особенности приватизации объектов культурного наследия, включённых в реестр объектов культурного наследия». Необходимо решение о приватизации ОКН, не включенных в реестр объектов культурного наследия и находящихся в статусе «выявленных объектов культурного наследия». Статус таких объектов регулируется Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», приватизация их возможна лишь после проведения историко-культурной экспертизы, которая требует значительного времени и выделения бюджетных средств. До проведения указанных мероприятий состояние памятника приходит в негодность, и к моменту принятия решения о включении объекта в реестр объектов культурного наследия его состояние признается «неудовлетворительным».

Напомним, Андрей Чернышев входит в рабочую группу по вопросам законодательного обеспечения развития ГЧП, которая создана при комитете по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Последние новости Иркутской области по теме:
Чернышев: Создание условий по сохранению объектов культурного наследия - это комплексная проблема

- Иркутск
В Государственной Думе обсудили проблемы государственно-частного партнёрства в сфере сохранения объектов культурного наследия Экологическая экспертиза, на которой настаивают власти Иркутской области,
22:30 20.06.2017 IrkutskMedia.Ru
Чернышев: Создание условий по сохранению объектов культурного наследия - это комплексная проблема - Иркутск
Депутат Государственной Думы выступил с инициативой ликвидировать пробелы в федеральном законодательстве в части утвержденных форм государственно-частного партнерства и внести ряд поправок в действующие правовые акты
18:43 20.06.2017 Единая Россия
 
По теме
Участники парламентских слушаний «Перспективы и возможности использования механизма государственно-частного партнерства для целей сохранения и воссоздания объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) нар
21.06.2017
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — На заседании комитета по здравоохранению и социальной защите, которое прошло 23 мая под председательством вице-спикера Андрея Лабыгина,
23.05.2018
 
В Иркутском Заксобрании выбивают деньги для агропрома на посевную и уборочную - Иркутская торговая газета Вице-спикер Заксобрания Иркутской области, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров в рамках парламентского контроля оценил ход посевных работ в регионе.
23.05.2018
Сергей Тен – о том, кто, зачем и почему назначен в новом правительстве - Иркутская торговая газета Госдума РФ 22 мая на пленарном заседании утвердила на пост председателя Счетной палаты Алексея Кудрина – его кандидатура была предложена президенту фракцией «Единая Россия» .
23.05.2018
Иркутская область , 23.05.18 (ИА «Телеинформ»), - В Законодательном собрании Иркутской области началась подготовка итоговых отчетов депутатов регионального парламента о работе за созыв, начиная с сентября 2013 года.
23.05.2018
 
Ход подготовки к предварительному голосованию в различных территориях России, где 9 сентября 2018 года пройдут выборы представительных органов власти,
23.05.2018 Газета Областная
В Иркутске возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство 40-летней женщины - Следственный комитет Следственным отделом по Ленинскому району города Иркутск Следственного управления Следственного комитета Российской    Федерации по Иркутской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления,
22.05.2018 Следственный комитет
Сгоревший автомобиль. Фото предоставлено читателем poli - Irk.Ru Сгоревший автомобиль. Фото предоставлено читателем poli Пожар произошел 21 мая в 16:47 на подземной парковке на улице Александра Невского, 2. Как сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Иркутской области,
23.05.2018 Irk.Ru
Следственным отделом по Ленинскому району города Иркутск Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления,
23.05.2018 Газета Время
Столб дыма над городом переполошил иркутян Спустя пять часов после начала пожара продовольственный склад по-прежнему дымит.
21.05.2018 Газета СМ Номер один
Мужчина получил сильные ожоги Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov С серьезными ожогами от удара электрическим током поступил на днях в больницу 47-летний житель Усольского района.
23.05.2018 Комсомольская правда
Как развивается дополнительное образование - Окружная правда Дети округа показали, чему они научились за год В поселке Усть-Ордынском 18 мая областной центр дополнительного образования детей провел несколько мероприятий: конкурс фольклорных коллективов «Наследники традиций»,
23.05.2018 Окружная правда
Местные скульпторы неожиданно поменяли «Лукоморье» на Свирск. Почему?
23.05.2018 Газета Копейка
Резчики из степной страны завоевали два первых места на VIII Международном фестивале деревянной скульптуры,
23.05.2018 Газета Копейка
Более 390 детей стали участниками финала ежегодного областного фестиваля для творчески одаренных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов «Байкальская звезда – 2018»,
23.05.2018 Газета Областная
Иркутские студенты на городской олимпиаде показали отличное знание финансов и налогов - УФНС по Иркутской области В Байкальском государственном университете состоялся финал второй городской олимпиады «Финансовая грамотность» среди студентов семи высших учебных заведений Иркутска.
22.05.2018 УФНС по Иркутской области
22 мая Мэр Иркутского района Леонид Фролов принял участие в совещании по вопросам реализации мероприятий по водоснабжению и водоотведению на территории Иркутска и Иркутского района.
23.05.2018 Администрация Иркутского района
В январе 2018 года неоднократно судимый житель с. Баяндай, с целью уклонения от административного надзора, самовольно, без разрешения органа внутренних дел, покинул своё место жительство, выехав из с. Баяндай в г. Иркутск,
23.05.2018 Прокуратура Иркутской области