Служение профессии

10.jpg
20.jpg
Фото: baikvesti.ru

Юрий Сергеевич Десницкий принадлежит к старшему поколению труппы Иркутского академического театра имени Н.П. Охлопкова. Без его участия трудно представить спектакли, поставленные в разные годы по русской и зарубежной классике. Актер создавал в ней образы разорившихся помещиков, богатых купцов, лордов и герцогов, жалких приживал, мелких шулеров и менял. Образы, без которых не могли обойтись А.П. Чехов в «Вишневом саде», А.Н. Островский в «Лесе», Н.В. Гоголь в «Игроках» и «Ревизоре», У. Шекспир в своих великих трагедиях.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Есть только миг…

Десницкий, актер эпизода, одного из сложнейших театральных амплуа,  призванного показывать на сцене персонажей, из множества которых и состоит канва пьесы, разнообразие характеров ее героев. Он необходим театру в ролях второго плана, которые часто определяют повороты сюжета, развитие действия пьесы. Актер умеет в промежутке короткого времени создать на сцене человеческую судьбу, образ человека, жизнь которого наполнена радостью или страданием, широтой души или ранимостью сердца.

Юрий Сергеевич прожил долгую жизнь, и, отмечая 70-летний юбилей, он все чаще мыслями уносится в годы юности, анализирует собственные поступки, вспоминает те чувства, которые забыть невозможно. В его жизни было столько событий, что хватило бы их на многие страницы повествования, в котором романтизм переходил бы в реализм и продолжался бытописанием судьбы доброго, отзывчивого, всепонимающего и милосердного человека. Самые яркие воспоминания относятся к яркой, полной неожиданностей юности.

«В черной шинели с белым шарфом на груди…»

Влюбленный в театр с детства, Юра почти не раздумывал, какую профессию выбирать, — только театральное училище. Поступал на курс Василия Васильевича Лещёва, актера драматического театра. Учился старательно и прилежно до третьего курса. Пока не пришла повестка в армию.

На призывном пункте новобранцы как зачарованные смотрели на красавца офицера в черной шинели с белым шарфом на груди. Моряк! Заиграло воображение: причудились просторы океанов, шум морского прибоя. Даль неоглядная поманила властно и решительно.

Спортивного, тренированного Десницкого в числе немногих взяли служить на Тихоокеанский флот. В школе связи на знаменитом острове Русский он стал учиться искусству пеленга, потом был направлен на корабль «Владивосток».  Дальше события развивались стремительно: он оказался в Севастополе, а далее — в плавании длиной более полугода.

По Индийскому океану проходили вдоль берегов Африки, были в Индии и Шри-Ланке. На каждой стоянке моряков отпускали на берег. Память юноши-сибиряка запечатлела взгляды черных женщин, похожих на статуэтки, крики торговцев на базарах, гомон пестрой толпы и прочую экзотику чужих стран.

Гимн Нигерии и большие джазовые гастроли

В Нигерии русских моряков попросили выступить с концертом перед сотрудниками дипломатического корпуса. Начались шумные и радостные приготовления — от умеющих петь, плясать, читать стихи и сочинять куплеты не было отбоя. Оркестр репетировал марши, мазурки, полонезы. В последнюю минуту вспомнили, что на официальных приемах необходимо исполнять гимн принимающей стороны. Но какой он, нигерийский гимн, даже приблизительно никто не знал. Сделали запрос в Москву: Юра всю ночь принимал «до-диез мажоры» по азбуке Морзе.

Пригодился и актерский опыт Десницкого — он стал организатором концерта и его ведущим. «Дамы и господа, леди и джентльмены! Вас приветствует художественная самодеятельность бригады кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота Союза Советских Социалистических Республик!»

Юрий Сергеевич до сих пор помнит свое волнение, гордость за великую державу, великий народ, представителями которого они были в Африке…

Потом пришли во Владивосток. Служить бы дальше Десницкому на корабле, но именно в это время адмиралтейство Дальневосточного флота по примеру Утесова решило организовать свой симфоджаз. В его составе, кроме скрипачей, валторнистов и саксофонистов, необходим был и ведущий программы. Им стал Юра. С музыкантами оркестра он объехал почти всю страну, был на гастролях и в Иркутске, где на него пришли посмотреть не только родители, друзья, но и педагоги театрального училища во главе с директором Аей Зиновьевной Левиковой.

Романтика целины

После демобилизации в училище он вернулся на курс Владимира Симоновского, по окончании мог бы остаться работать в ТЮЗе или драме, но ветер странствий и романтики снова поманил в дальние края. В журнале «Театр» он прочел, что выпускники школы-студии Малого театра организовали на целине театр. Захотелось быть причастным к историческим событиям.

Поехал в Павлодар, но знаменитый коллектив к тому времени почти распался. Доигрывали оставшиеся спектакли, колесили по поселкам и деревням всей области. Миражи запомнились на всю жизнь: водопады, дворцы, зеленые оазисы — они возникали среди пустыни, потом пропадали в клубах черной пыли. На целину Десницкий приехал поздно: романтика закончилась, остались трудовые будни. Вместе с другими актерами Юрий Сергеевич перебрался в Томск. В театре Десницкого ждали, он сразу был назначен на роль Бусыгина в «Старшем сыне» Вампилова, сыграл несколько ролей в «Клопе» Маяковского, был занят в спектакле «Соленая падь» Залыгина. Вместе с режиссером Феликсом Григоряном и другими актерами его выдвинули на соискание Государственной премии, но дождаться правительственного решения не успел: в Иркутске тяжело заболела мама. Тоска по родному городу тоже истерзала душу.

Незабываемые эпизоды

В 1984 году с женой и двумя дочками он перебрался в Иркутск. На работу в драматический театр имени Н.П. Охлопкова его брал режиссер Григорий Жезмер, заручившись творческой характеристикой из Томска. С той поры главных ролей у Юрия Десницкого почти не было. Зато были яркие, незабываемые эпизоды в спектаклях итальянской, французской, английской драматургии. Были, есть и остаются замечательные персонажи с сермяжной сутью, название которым — народ. Попробуй обойдись без них и в жизни, и в театре. Острохабовы, Базаевы и Ивановы, на которых земля держится, российские мужики с круто замешанными характерами.

Роль Эусебьо в спектакле «Дикарь» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона, кажется, ошеломила и самого актера: режиссер Сергей Тищенко начал его действие с момента, когда герой Десницкого выскакивает весь мокрый из фонтана, как водяной из родной стихии.

Солдат в спектакле «Соловьиная ночь» Валентина Ежова у Юрия Десницкого был выверен до мелочей, до фронтовой потертости гимнастерки, изношенных сапог, в которых он прошагал пол-Европы. Иван Иванович в «Елизавете Бам» Даниила Хармса стал настоящим воплощением чинуши, дотошного кагэбэшника, следящего за инакомыслием. В спектакле «Закат» несколько персонажей, в которые перевоплощался Десницкий, органично вливались в стихию игры, предложенную режиссером Олегом Пермяковым в пьесе Исаака Бабеля.

Чтобы ощутить себя незаменимым в жизни, актеру нужно немного — роли и спектакли, в которых он мог бы почувствовать себя уверенно и свободно, радуя зрителей своей вдохновенной игрой. Творчество, дружба с коллегами по работе, забота о семье для Десницкого стали основой бытия, верности своей профессии и театру, служению которому он отдал более тридцати лет.

С юбилеем Вас, дорогой Юрий Сергеевич. Многие вам лета!

Светлана Жартун, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива Иркутского академического
драматического театра имени Н.П.  Охлопкова.

Фото: Юрий Десницкий;

Одна из ролей — Купец в спектакле «Аленький цветочек» 

 

 

 
По теме
В Ангарском округе продолжается реализация проекта «Разговоры о семье». Его главная цель — познакомить жителей муниципалитета с традициями, культурой и обычаями разных народов, которые проживают на территории.
ТКЦ «Братск-АРТ», ж. р. Центральный,  ул. Ленина, 28  С 10:00 – международная выставка кошек [0+]   Театр кукол «Тирлямы», ж. р. Центральный,  ул.
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Министерство социального развития