Счастливый жребий

Фото: baikvesti.ru

Негероические роли Анатолия Лацвиева

Есть в каждом театре, в каждой отдельной труппе, столичной и провинциальной, артисты, не заявленные на главные роли, не претендующие на записные титанические образы. Это безотказные служители Мельпомены, готовые работать и во втором, и в третьем ряду, и в небольшом эпизоде. Работать так искренно и самозабвенно, что зритель запоминает их навсегда, даже с одного выхода, порой с одной правдиво сказанной фразы, а бывает — и с лихо отыгранной бессловесной пантомимы. Таких мастеров «негероического» амплуа недаром узнают и любят театралы, ценят и берегут умные режиссеры, жалуют товарищи по цеху. Эти артисты на сцене никогда не «продают себя», жертвуя на алтарь постановки все свои силы, весь опыт и весь отмеренный Богом талант.

Заводской парнишка

В Иркутском театре драмы с 1986 года служит Анатолий Лацвиев, хорошо знакомый иркутской публике еще прежде, по запоминающимся работам на сцене ТЮЗа. 16 ноября актер отметил 70-летие. В юбилейный вечер, как и в любой другой, Анатолий Яковлевич вышел на сцену. Его ждала маленькая роль в большом эпическом полотне «Прощание с Матёрой». Маленькая, но важная в ансамблевом звучании спектакля. Как и любая другая в его несольном репертуаре. В этот вечер артист пришел в гримерку задолго до первого звонка, чтобы подготовиться к встрече со зрителем, настроиться на своего персонажа, собраться для выхода на сцену. Будет волноваться. Как всегда, от вечера к вечеру, год за годом — без малого полвека своей театральной биографии. 

Совсем недавно видела его в «Елизавете Бам» по тексту Даниила Хармса. Лацвиев-Нищий вышел на площадку всего на пару минут. Успел озвучить, с неожиданным достоинством, потребность в подаянии: «Копеечку… БЫ…». Сделался отчаянно «веселым» объектом буффонадного избиения. Судорожно упал, расстрелянный палачами. И объявил с поклоном: «На этом моя роль окончена: меня убили». Недолго Нищий «танцевал». Но как остро и выпукло, как емко и метафорично. Как жестко, плакатно окрашена судьба собирательного героя — жертвы подвалов ЧК. Как многозначительна сама мимолетность его появления и моментальность ничем не обоснованной расправы. В джазовой партитуре абсурдистского спектакля это было, несомненно, соло, короткое, но пронзительное, исполненное истинным виртуозом.

  Анатолий Лацвиев родился и вырос в Новосибирске. Родители его трудились на аффинажном (золотообрабатывающем) заводе, эвакуированном сюда в 1941 году из Москвы. Дед, репрессированный и сосланный в Сибирь перед войной, этот завод охранял. О том, за что дед впал в немилость к советской власти, в семье не говорили, внук знал только, что мамин отец — бывший кадровый военный в офицерском звании, возможно из «бывших». Однажды, когда парнишке было лет шесть, вместе с другими детьми заводчан Толика по случаю Нового года привели в ТЮЗ на «Красную Шапочку». Зачарованный мир за рампой произвел на мальчика незабываемое впечатление.

— Я увидел — зимой! — зеленый ковер травы, выросшей словно по волшебству, — вспоминает наш герой, — а там еще и гриб красовался, елки стояли, как живые! Хотелось разглядеть во всех подробностях, съесть глазами это невозможное чудо. Чудесный театральный свет, музыка, удивительная жизнь, которая творилась на сцене, — все меня повергло в счастливый шок. Я был захвачен с потрохами.

Та сказка ярко запечатлелась в сердце будущего лицедея. Хотя он долгие годы об этом не помышлял и жил с театром на большой дистанции. Старт биографии у парнишки был пролетарским. ПТУ, армия, станкостроительный завод. К счастью, он быстро понял, что в этой среде обитания не приживется. И пришел в театр. Сначала монтировщиком, а вскоре переучился на осветителя. Не нужно было много времени, чтобы «яд» театральной атмосферы проник во впечатлительную душу молодого технаря. 

— Конечно, «зараза» эта вползла, — резюмирует Анатолий Яковлевич. — А тут еще и случай подгадал: меня ввели в один спектакль. Не с ролью, упаси бог, какая там роль! АлебардУ дали подержать. Стой где поставили — вот вся твоя задача. Мы с товарищем потом с этой алебардОй еще в оперном театре подрабатывали. Три рубля за один «постой». Это богато: с девушкой можно было кофе выпить в Доме актера.

Немного погодя Лацвиева включили в другой спектакль, уже в танцевальный фрагмент. Он с малолетства хорошо двигался, вальсировать научила мама Зинаида Васильевна. Главный режиссер театра «Красный факел» Владимир Кузьмин заметил красивого и пластичного молодого человека, посоветовал поступить на актерский факультет. В Новосибирское театральное училище его не взяли, он поехал в Иркутск и был зачислен здесь на курс главного режиссера Иркутского ТЮЗа Льва Дмитриевича Титова. К нему же, к Титову, в труппу и пришел работать, получив актерский диплом. В Театре юного зрителя артист прослужил ни много ни мало двенадцать сезонов.

Сценический «негодяй»

— Самая положительная роль у меня была — ослик Симон в «Сокровище Бразилии» Машаду, — шутя признается наш собеседник. — Я переиграл всех негодяев, мерзавцев и отщепенцев, начиная Де Жюссаком — главой гвардейцев кардинала в «Трех мушкетерах» и заканчивая Шмарём из пьесы Валерия Аграновского «Остановите Малахова» — криминальным «покровителем» юного главного героя, которого он норовит превратить в настоящего бандита. Играл претенциозного приказчика Наркиса при купце-самодуре в комедии Островского «Горячее сердце». Это был мой любимый спектакль Льва Дмитриевича Титова. Там такая «банда» сыгралась мощная. Были заняты Валерий Елисеев, Владимир Абашев, Владислав Казименко, Владислав Стёпкин — очень талантливые артисты. Спектакль шел много сезонов, был любим иркутянами. Мы все с удовольствием его играли.

Анатолий Яковлевич всегда ценил в своей профессии это удивительное чувство исполнительского ансамбля, на котором держится хорошая постановка. Всегда точно и с радостью попадал в ритм «единого дыхания» всех участников театрального действа. Дорожил актерским братством. Вот почему так болезненно среагировал, когда с уходом Титова из ТЮЗа начала рассыпаться завидная команда его профессионалов. Один за другим ушли Виталий Зикора, Казименко, Стёпкин, а затем и Лацвиев. В 1986 году он перешел в труппу Иркутского драмтеатра имени Охлопкова, где, как он сам признается, за ним еще долго тянулся «шлейф тюзятины».

— Меня вводили во все сказки. Сейчас у нас к Новому году готовят новую постановку «Василисы Прекрасной». А я в свое время столько играл в этой пьесе Кота — и не сосчитать! Сказочный багаж у меня будь здоров. И это для артиста, я считаю, совсем неплохо. Это крепкая, честная школа: детей не обманешь, с ними «кое-как» не пройдет. Я никогда не жаловался на «несерьезные» роли, и нежеланных ролей у меня не было. Назначил режиссер — значит, так Богу угодно. Что в нашем, актерском, деле где-то близко.

Юбиляр не лукавит. В театре знают, что он никогда не гонялся за ролями, не капризничал и не хандрил. И к любой актерской задаче относился предельно ответственно. В чем-чем, а в «спустярукавашности» не уличен за весь долгий сценический путь.

Мастер тонких нюансов

И как следствие, как заслуженная награда, роли, полновесные, знаковые, согретые драгоценным признанием зала, у него в актерской копилке есть. Самая долгожданная, возможно, — Лебедев в «Идиоте» Достоевского. Этот важный в структуре философского романа герой — сюжетный центр «шутовской» группы персонажей, олицетворяющих уродство бездуховности, потерю нравственного ядра, внутренней сердцевины. В инсценировке у театрального Лебедева отняты почти все ключевые для него эпизоды и монологи. И в помине нет толкований Апокалипсиса, которыми на досуге занимается ходатай по темным делам и угодник толстосумов. Ограниченный сценическим временем спектакль все это оставляет за кадром. Но опытный, вдумчивый артист из лимита отведенных ему «нот партитуры» создает яркие вариации на тему ложного юродства, цинизма и деромантизации высоких идеалов, которые и составляют суть смутной души Лебедева, измученного собственным мелкодушием и бесстыдством, мучительно тоскующего по безвозвратно утраченной чистоте.  

Любимая зрителями комедия положений «Он, она, окно» Рея Куни просто невозможна без филигранного комического минимализма и завидной гуттаперчевости артиста Лацвиева, который играет Тело — мнимого покойника, перетаскиваемого с места на место и выдаваемого за приболевшего родственника. Не забудет зритель и беззвучные слезы Ребе из «Поминальной молитвы» Григория Горина — одинокую фигуру в сакральном белом талесе с синими полосками, поникшую под вековой ношей многострадального народа. В считанных секундах этой мизансцены мы видим глубочайшего драматического актера.

В «Ретро» Александра Галина Анатолий Яковлевич играет гламурного подонка Леонида — самый отрицательный образ. За внешним лоском и «благими намерениями» прохиндея мы безошибочно распознаем ледяное сердце. «Нестатусный» тесть не вписывается в обстановку роскошного антиквариата, которой окружил себя высокопоставленный зять, а стало быть, старика нужно технично сбагрить, чтобы не диссонировал с престижным интерьером. Именно Леонид Лацвиева нагружает нехитрую бытовую комедию остротой серьезного нравственного конфликта, приглашает нас к ревизии собственных ценностей и отношений.

Мне удивительно импонирует работа юбиляра в хрестоматийной пьесе Островского «Волки и овцы». Очень немногословный, «антуражный» образ слуги Мурзавецкой Павлина Савельича удался артисту на славу. После гениального фильма Игоря Масленникова по детективам Конан Дойля невозможно представить Баскервиль-холл без колоритной фигуры дворецкого Бэрримора в исполнении Александра Адабашьяна. Вот так же захолустное помещичье гнездо теперь немыслимо для меня без величавого лакейства Павлина-Лацвиева. Чего стоят его плавные вышагивания, элегантные поклоны, его безупречная манера носить идеально пригнанную ливрею, а главное — невозмутимая физиономия с едва уловимой иронией по отношению к той «человеческой комедии», которая разворачивается у него на глазах. 

Нельзя не вспомнить и о водевильном персонаже Бату из лирической истории «Немного нежности» Альдо Николаи. Здесь мы видим любимого артиста карикатурно хромым, но шустрым, искрометным и озорным. Обитатель последнего приюта для стариков сам всеми силами старается праздновать оставшиеся дни и провоцирует на это своих соседей. Он даже помогает престарелому Ромео похитить почтенную Джульетту — и готов дать антраша по поводу удавшейся авантюры. Приятно видеть, с каким явным удовольствием ветеран охлопковской сцены играет эту клоунаду. На поклоне он непременно презентует публике танцевальное па, чтобы показать, что с ногами у него все в полном порядке.

— Играть старика в этой комедии я к режиссеру практически напросился, — делится мой собеседник. Геннадий Шапошников сомневался, что я смогу убедительно шаркать и хромать. Сомненья прочь! Я еще в ТЮЗе играл подагрического старика, когда мне и тридцати не было. Просто приседал на сдвинутые коленки — и весь фокус. Это я подглядел в «народе». Получалось и натурально, и смешно.

Счастье мастерства

Да, наш юбиляр молод, это не требует доказательств. Он в превосходной профессиональной форме. В самом расцвете творческих сил. Подытоживая прожитое, как и водится в дни больших годовщин, судьбой своей доволен. Главное, не промахнулся с выбором дела жизни. Не проглядел свое призвание. Он вырастил сына, крепко дружит с внуком-подростком. Обласкан в браке, повторном — и очень счастливом. Много и с радостью путешествует с любимой супругой.

— В Анатолии, на своей семантической родине, имел удовольствие насладиться изумительным хореографическим искусством ансамбля «Огни Анатолии», — хвастает давний балетоман. — Отбил ладошки на «Лезгинке», с упоением просмотрел весь концерт, забыл про жару, потерял время. Какое счастье — видеть на сцене настоящее мастерство!

Тут с нашим героем нельзя не согласиться. Мы знаем это счастье. Мы рады благодарить за него и прославленных звезд мирового уровня, и своих родных  артистов-земляков. Среди которых всегда узнаваем и мил нашему зрительскому сердцу неувядаемый охлопковец Анатолий Лацвиев.

Марина Рыбак, специально для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова

 

 

 
По теме
«Собака больше человек, чем сам человек» - NewIrkutsk.Ru Актриса Камчатского театра драмы и комедии Елена Зорина в качестве режиссера представила иркутскому зрителю на XI Международном театральном фестивале современной драматургии им.
17.11.2017
 
 
Молодежный камерный театр «Подвал»: Иркутский зритель не просто готов к экспериментам, он их требует - Комсомольская правда Один из самых популярных спектаклей - черная комедия «Цианистый калий…с молоком или без?» [фото, аудио] Алена ЧИЧИГИНА «Кофе с молоком на завтрак я бы, наверное, не смогла приготовить...
13.11.2017
Фото: irkutsk.er.ru - Единая Россия Фото: irkutsk.er.ru Премьера кукольного спектакля для детей по мотивам русских народных сказок «Сказочки на лавочке» состоится в Усть-Илимском театре драмы и комедии.
10.11.2017
1.jpg - Байкальские Вести 25 октября Иркутский театр юного зрителя открыл премьерным спектаклем «Сарафановы» («Старший сын») юбилейный 90-й театральный сезон, совпавший в этом году с 80-летием Александра Вампилова, чье имя носит ТЮЗ,
07.11.2017
 
1.jpg - Байкальские Вести Коллектив Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова вернулся с гастролей в Москве Без преувеличения, можно сказать,
31.10.2017
19 октября в Иркутске завершились гастроли Государственного русского драматического театра имени Н.А.
31.10.2017
Смертельная пятница - Газета Пятница Пять человек погибли 10 августа на дорогах Иркутской области В одной из аварий в этот день погиб подросток.
16.08.2018 Газета Пятница
Массивная деревянная балясина, упавшая с крыши старинного здания, едва не убила иркутянку, шедшую по тротуару у остановки «Дом Кузнеца». 64-летняя женщина получила тяжелейшую черепно-мозговую травму, пережила сложную трехчасовую операцию. Уже больше недели она находится в реанимации. В министерстве здравоохранения Иркутской области говорят: «Женщина в крайне тяжелом состоянии, в реанимационном отделении. Врачи борются за жизнь пациентки». А родные каждый день утром и вечером приходят навестить маму и бабушку и надеются, что в скором времени она пойдет на поправку - Газета Пятница Иркутянка, пострадавшая от отвалившегося со здания декора, до сих пор находится в реанимации Массивная деревянная балясина, упавшая с крыши старинного здания, едва не убила иркутянку, шедшую по тротуару у остановки «Дом Кузнеца».
16.08.2018 Газета Пятница
Подсудимые Валерий Михалев и Руслан Сабиров продолжают настаивать на том, что не причастны к преступлению и не убивали Алену Чернигову и ее дочь Дашу. Однако по версии следствия их вина доказана и не подлежит сомнению - Газета Пятница Дело об убийстве в Усть-Орде вышло на финишную прямую Подсудимые Валерий Михалев и Руслан Сабиров продолжают настаивать на том, что не причастны к преступлению и не убивали Алену Чернигову и ее дочь Дашу.
16.08.2018 Газета Пятница
Иркутянка, которая лишилась дочери и внука, ставших жертвами жесткого убийства, выступила в суде Подсудимый не выглядел подавленным, он требовал, чтобы журналисты «убирались», и выдвигал обвинения в адрес убитой жены.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
Татьяна Качесова была уверена, что прошла совсем немного, но на самом дела она удалилась от родного поселка на 100 км.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
vseznayka - ОАО СибЭкспоЦентр В выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» 15 августа состоялось открытие пятой выставки-ярмарки «Всёзнайка» .
16.08.2018 ОАО СибЭкспоЦентр
Фотограф, работавший в долине Амазонки, рассказал о своих приключениях Дети индейцев обожают носить в волосах обезьянок-игрунок.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
В поселке Мама необычный краеведческий музей. Начинался он с коллекции минералов, собранных геологами, и только через 30 лет стал пополняться другими экспонатами.
15.08.2018 Газета Областная
Писатель и критик Василина Орлова учится на антропологическом факультете Техасского университета.
15.08.2018 Газета Областная
В Иркутске сотрудники отдела организации применения административного законодательства управления по охране общественного порядка ГУ МВД России по Иркутской области определили источник поступления в торговые точки города
15.08.2018 ГУ МВД Иркутской области
Иркутские активисты ОНФ добились установки ограждения на участке объез... - ОНФ в Иркутской области Иркутские активисты Общероссийского народного фронта добились установки барьерного ограждения в областном центре на участке объездной дороги в Ново-Ленино в районе кирпичного завода.
15.08.2018 ОНФ в Иркутской области
"День М" в Энергетике перенесли - Братская Студия Телевидения Мероприятие состоится 21 августа. На Правом берегу марафон пройде без изменений Мероприятие состоится 21 августа.
16.08.2018 Братская Студия Телевидения
На турнире памяти Елбаскина мастерство показал Федор Балтуев Федор Балтуев на каникулах не расслабляется.
15.08.2018 Окружная правда
Челночный бег, прыжки в длину, стрельба из винтовки… В минувшие выходные на иркутском стадионе «Труд» каждый желающий мог сдать нормативы ГТО и поучаствовать в разминке, которую провела чемпионка России,
15.08.2018 Газета Областная
В Нукутском районе состоялся второй областной школьный Сур-Харбан Мини-футбол — один из неизменных видов программы Сур-Харбана Победитель борцовской абсолютки Александр Баинов и его главный приз Лучшая волейбольная дружи
15.08.2018 Газета Копейка
Регистрация туристической группы – залог оперативной помощи. Спасатели помогли туристической группе спуститься с хребта Хамар-Дабан - МЧС Иркутской области В начале августа туристическая группа в составе пяти девушек отправилась покорять вершину хребта Хамар-Дабан.
16.08.2018 МЧС Иркутской области
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — Подготовка объектов жилищно-коммунального и теплоэнергетического хозяйства к отопительному сезону 2018-2019 года в Черемхово ведется в соответствии с графиком.
16.08.2018 38Rus.Com