Александр Чухлебов: Фундамент благополучия России создается системой образования

Фото: cdn2.primamedia.ru
Лидер общественного движения "Возрождение" рассказал ИА IrkutskMedia о состоянии образования в стране Как успешность каждого человека закладывается в глубоком детстве, так и фундамент благополучия страны создается системой образования. Но можем ли мы сейчас, когда мир стоит перед множеством различных вызовов, строить желаемый образ будущего России на основе старой образовательной парадигмы? Материал о состоянии образования в стране, подготовленный лидером общественного движения "Возрождение" Александром Чухлебовым , публикует ИА IrkutskMedia.

Всякий раз, заводя речь о состоянии российского образования, мы сталкиваемся с двумя противоположными точками зрения. Первая гласит: "Наше образование находится в упадке и нуждается в реформировании". Вторая возражает: "Нам удалось сохранить достойный уровень образования, и все, что нужно, – это вернуться к прежней системе в полном объеме".

Как ни странно, и та, и другая точки зрения обоснованы и вполне отражают действительность. Для того, чтобы объяснить этот парадокс и найти его приемлемое решение, необходимо понять: а что, собственно, представляет собой образование, каково его значение для общества?

Человек, в отличие от животных, наделен разумом. Тем не менее, мы по-прежнему остаемся существами, чье выживание обусловлено нахождением в обществе себе подобных, в сообществе разумных, то есть в социосистеме.

Это второй, высший уровень бытия: подобно тому, как прочие биологические формы существуют в экосистемах, базирующихся на потреблении природных ресурсов, любая социосистема базируется на потреблении знаний, то есть особым образом организованной информации. Социосистемы потребляют информацию и конвертируют ее в иные виды ресурсов, в том числе в пищу.

Первые человеческие сообщества были немногочисленны. Их рост начался только тогда, когда люди научились сообща охотиться, а затем – выращивать сельскохозяйственные культуры. Для того чтобы случайно найденные технологии выслеживания и охоты, разведения пшеницы и других злаков, не ушли в небытие вместе со своими первооткрывателями, требовалось передать знания новому поколению.

Таким образом, образование – то есть, воспроизводство информации – является критическим процессом, жизненно необходимым для существования человеческих сообществ. В качестве такового, состояние образования отвечает (или, по крайней мере, должно отвечать) текущему состоянию общества.

"Образование – то есть, воспроизводство информации – является критическим процессом, жизненно необходимым для существования человеческих сообществ".

За тысячи лет человечество сменило несколько образовательных канонов и выработало множество моделей образования, в том или ином виде используемых до сих пор. Рассматривать их все не имеет смысла – тем более что, по подсчетам специалистов, в мире существует свыше 40 тысяч образовательных моделей.

Главное для нас – в том, что большинство их базируется на античном образовательном каноне, родившимся в период первой информационной революции, когда культурный код цивилизации памяти, основанный на изустной передаче информации, благодаря изобретению письменности сменился каноном цивилизации книги.

В течение более чем двух тысяч лет человечество вполне устраивал античный образовательный канон, базирующийся на сочетании мышления и коммуникации с заучиванием в основе учебного процесса. Однако сейчас есть серьезные основания считать, что античный канон полностью себя исчерпал. И связано это с переходом к шестому технологическому укладу и второй информационной революцией.

Снижением уровня образования озабочены не только в России: в так называемых развитых странах этот процесс заметили намного раньше. Еще в конце 90-х годов там обнаружили, что возраст потери познавательной активности сместился от 14-15 лет, как это было поколением назад, к 11 годам.

Возникший кризис породил целый комплекс проблем, связанных с тем, что, с одной стороны, общество перестало нуждаться в школе как инструменте по включению детей в процесс индустриального производства (одной из важных функций образования). С другой стороны, и дети потеряли интерес к школе как к инструменту социализации.

Это стало следствием провозглашенной в странах "золотого миллиарда" парадигмы развития в рамках постиндустриального (пятого) технологического уклада. Вынос производств в развивающиеся страны обессмыслил предметное образование.

Стремление элит к формированию управляемого общества, во-первых, породило борьбу с проявлениями детской пассионарности. Во-вторых, снизило планку требований к оценке знаний и умений учащихся. Широкое распространение альтернативных поставщиков информации – телевидения, компьютеров, сети Интернет – ускорило процесс отмирания цивилизации книги, а вместе с ней – античного канона образования.

Несмотря на то что на Западе первыми осознали наличие образовательного кризиса, там так и не смогли найти на него адекватный ответ – поскольку пытались обойтись косметическим ремонтом там, где требуется коренная реконструкция.

"На Западе не смогли найти ответ на кризис образования, поскольку пытались обойтись косметическим ремонтом там, где требуется коренная реконструкция".

Бросившись догонять так называемые развитые страны после 70 лет обособленного развития, мы с разбегу угодили в то же болото, в котором уже находится западная цивилизация, перешедшая к постиндустриализму, но не нашедшая в себе сил отказаться от античного образовательного канона.

Между тем, именно в нашей стране сложился альтернативный, советский образовательный канон. Его отличительная черта – построение общества на основе сознательного труда и постановка мышления на основе языка математики.

Сегодня советский образовательный канон в том или ином виде практикуется в Индии, Китае, некоторых других странах азиатско-тихоокеанского региона. Но и он по ряду причин не может быть признан полностью отвечающим требованиям перехода к шестому технологическому укладу.

Поэтому российскую систему образования придется реформировать в любом случае. Либо мы, по-прежнему пребывая в хвосте глобального процесса, столкнемся с этой необходимостью как аутсайдеры, либо возглавим процесс построения нового канона образования.

"Российскую систему образования придется реформировать в любом случае. Либо мы столкнемся с этой необходимостью, как аутсайдеры, либо возглавим процесс построения нового канона образования".

В конце концов, нам не привыкать быть первопроходцами. Еще русский философ Петр Чаадаев утверждал: "На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение".

Какими же чертами будет обладать новый образовательный канон, и что необходимо сделать для его становления?

Поскольку очевидно, что пятый, постиндустриальный технологический уклад уходит в небытие, а вместе с ним уходит и устаревший культурный код, характеризующийся глобализацией, неоколониализмом и доминационным капитализмом, необходимо найти новые интеграционные механизмы.

На наш взгляд, более всего этой задаче будет соответствовать геопланетарный образовательный канон. В рамках новой парадигмы, предстоит готовить новый тип людей, обладающих стратегическим мышлением, подлинных хозяев планеты Земля, способных видеть планету, как единое целое, и использовать это видение на своих локальных территориях и в международном сотрудничестве.

"В рамках новой парадигмы, предстоит готовить новый тип людей, обладающих стратегическим мышлением, способных видеть планету, как единое целое, и использовать это видение на своих локальных территориях и в международном сотрудничестве".

В противовес пресловутому "общему рынку" эта концепция провозглашает основой общественного взаимодействия глобальную производственную деятельность: замыкание производственных циклов по невосполнимым ресурсам, сложный труд и "бережливое потребление" вместо "эффективного" перепроизводства. Именно эти характеристики являются сутью шестого технологического уклада.

Предстоит изменить и базовый язык образования. Основой прежнего образовательного канона была книга, на смену ей пришло разнообразие медиа-инструментов. Это связано не только с их широким распространением и технологическим совершенством, но, прежде всего, с их соответствием поставленной задаче воспитания геопланетарного мышления, умения быстро охватить задачу во всем ее многообразии и сложности.

Целью геопланетарного образовательного канона станет подготовка специалистов, способных работать в условиях господства аддитивных технологий и искусственного интеллекта в производстве средств производства. Его основой должно стать представление об интеллекте, как о мере сложности и разнообразия общества. Очень важно, что такая подготовка должна быть непрерывной: концепция образования для взрослых перейдет от декларации намерений к повседневной реальности.

Обучения в течение всего периода созидательной жизни требует сама природа шестого уклада, с его постоянно изменяющимися технологиями и внешними условиями. И эта же природа потребует отказа от основной ныне образовательной технологии заучивания.

Ей на смену придет технология понимания, "образовательного натиска", когда ребенок учится сразу охватывать и понимать проблему целиком. Именно поэтому новый канон образования базируется на медиа-инструментах и визуальных образах. Поскольку только они позволяют максимально облегчить процесс понимания комплексной информации.

Здесь, однако, нас ждут трудности, так как медиа-язык, язык видеообразов еще не построен. Но и это может стать плюсом: новый канон образования потребует создания множества фильмов и сериалов, которые будут не просто транслировать мифы и идеологемы, но и обучать способам принятия сложных решений. Именно Россия может задавать тон и создавать правила в этом направлении, заложив синтаксис нового образовательного канона.

Очевидно, что при новых технологиях обучения теряется смысл проверки знаний путем тестирования и контрольных заданий. Значение этих инструментов будут постепенно снижаться, а затем от них откажутся вовсе.

Итогом образовательного курса станет совместная проектная деятельность учителей и учеников. Да и сам курс – учебные материалы и пособия – уйдет из поля деятельности академических деятелей и чиновников от образования, став продуктом творчества педагогов и самих обучающихся.

Такой подход позволит не только максимально приблизить теорию к практике (на оторванность одного от другого сетуют сегодня все подряд). Это позволит оперативно изменять учебные курсы в соответствии с изменившимися условиями. Новое поколение учеников будет изучать совсем не то, чему учили предыдущее.

Понятно, что реализовать все эти изменения в рамках существующей системы и на основании действующего корпуса законов невозможно. Нам необходимо пересмотреть целый пласт понятий и норм, намертво укоренившихся в образовании. И, прежде всего, отказаться от понимания образования, как услуги: это оксюморон, сочетание несочетаемого. Образование должно стать итогом групповой работы с интерактивными картами и большими массивами данных.

"Нам необходимо пересмотреть целый пласт понятий и норм, намертво укоренившихся в образовании. И, прежде всего, отказаться от понимания образования, как услуги: это оксюморон".

Новый технологический уклад вынуждает нас отказаться от деления образования на "элитарное", "всеобщее" и "профессиональное". А это означает возрастание роли дистанционного образования и экстерната. То есть перед нами стоит задача обеспечения свободного доступа к сети интернет на всей территории перехода к геопланетарному образовательному канону: сначала в России, а затем и в рамках евроазиатской интеграции.

Не менее важно повышение автономности учебных учреждений, в том числе альтернативных (негосударственных), и четкое определение их статуса. Это обусловит требование обеспечения равного доступа к качественному образованию, отвечающему новым реалиям. Конечно же, предстоит выработать и свод нормативных требований и правовых гарантий учебных заведений.

Весь спектр задач по переходу к геопланетарному образовательному канону будет зафиксирован в "Стратегии ускоренного управляемого перехода РФ к шестому технологическому укладу", которая определит и маркеры достижения этих задач. Причем, ее создание – в меньшей степени задача чиновников, привыкших писать нереализуемые "программы развития и достижения"; оно должно стать общим делом педагогов, философов и практиков.

Последние новости Иркутской области по теме:
Александр Чухлебов: Фундамент благополучия России создается системой образования

Александр Чухлебов: Фундамент благополучия России создается системой образования - IrkutskMedia.Ru
Александр Чухлебов: Фундамент благополучия России создается системой образования - Иркутск
Лидер общественного движения "Возрождение" рассказал ИА IrkutskMedia о состоянии образования в стране Как успешность каждого человека закладывается в глубоком детстве,
10:24 26.07.2017 IrkutskMedia.Ru
- Иркутск
Александр Чухлебов: «Система российского образования нуждается в срочной модернизации» Как успешность каждого человека закладывается в глубоком детстве, так и фундамент благополучия страны создается системой образования.
17:33 25.07.2017 Бабр.Ru
 
По теме
Россия – страна побеждающего развития - Бабр.Ru В современных условиях то, что кажется слабостью, может быть использовано в пользу взрывного развития страны и ее выхода на лидирующие позиции.
18.07.2017
 
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — Ряд городов и поселков Иркутской области уже получили автобусы для муниципальных и межпоселенческих пассажирских перевозок, а также нужд учреждений культуры и спорта,
20.07.2018
 
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — К основной части реализации приоритетного федерального проекта «Городская среда» уже приступили в ряде городов Иркутской области.
20.07.2018
НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — Нагрудный знак к Почетной грамоте Законодательного Собрания региона 20 июля спикер областного парламента Сергей Брилка в торжественной обстановке вручил еще 27 жителям области.
20.07.2018
 
Председатель регионального общественного совета партпроекта «Безопасные дороги» в Иркутской области Алексей Савельев подвел итоги реализации проекта за первое полугодие 2018 года и обозначил задачи на второе полугодие
20.07.2018
Сергей Брилка: приобретенные за счет «Народных инициатив» автобусы обеспечивают пассажирские перевозки на социально значимых маршрутах - Законодательное Собрание Ряд городов и поселков Иркутской области уже получили автобусы для муниципальных и межпоселенческих пассажирских перевозок, а также нужд учреждений культуры и спорта,
20.07.2018 Законодательное Собрание
На парламентском контроле ход ремонтных и строительных работ учреждений здравоохранения - Законодательное Собрание В рамках парламентского контроля депутаты Законодательного Собрания Иркутской области следят за ходом выполнения ремонтных работ в учреждениях здравоохранения в муниципальных образованиях.
20.07.2018 Законодательное Собрание
Нагрудный знак к Почетной грамоте Законодательного Собрания региона получили еще 30 жителей области - Законодательное Собрание Нагрудный знак к Почетной грамоте Законодательного Собрания региона 20 июля спикер областного парламента Сергей Брилка в торжественной обстановке вручил еще 30 жителям области.
20.07.2018 Законодательное Собрание
Секретарь Генсовета сравнил партию «Единая Россия» с футбольной сборной России В работе конференции приняли участие 126 делегатов, а также депутаты — члены фракции партии «Единая Россия» в Госдуме и областном парламенте,
19.07.2018 Газета СМ Номер один
Депутат ЗС Кузьма Алдаров считает состав претендентов на депутатский мандат от «Единой России» очень сильным В президиуме – шесть человек.
18.07.2018 Окружная правда
В Иркутске осуждён бывший финансист подразделения Минобороны - ИА Байкал Инфо Куйбышевский районный суд огласил приговор в отношении бывшего начальника управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Иркутской области», признанного виновным в превышении должностных полномочий (ч.1 ст.
20.07.2018 ИА Байкал Инфо
Сергей Петров вручил пяти ангарским семьям свидетельства о рождении детей возле новой скульптурной композиции «Семья» - Администрация г.Ангарск Первая церемония вручения свидетельств о рождении состоялась сегодня, 20 июля, возле новой скульптурной композиции «Семья» в сквере «Аистёнок».
20.07.2018 Администрация г.Ангарск
Самые крупные аварии Иркутской области — в традиционном обзоре «Пятницы» Всем известно, что зимой количество ДТП увеличивается во время снегопада и вызванного им гололеда.
20.07.2018 Газета Пятница
Жителя Шелехова осудили за то, что он защитил семью от наркомана На фото многодетная семейная пара из Шелехова: Снежана и Андрей Слепневы.
20.07.2018 Газета Пятница
Американская экспертиза полностью опровергла выводы российских следователей в деле Колина Мэдсена Колин Мэдсен приехал в Иркутск в 2013 году.
20.07.2018 Газета Пятница
10B leto v knijnom formate biblioteki4 - ЦБС г. Ангарска 6+ В детской библиотеке №10 в рамках летних чтений «Лето в книжном формате» проводятся мероприятия разных форм, в которых принимают участие дети всех возрастов.
20.07.2018 ЦБС г. Ангарска
В Зиме, на родине Евгения Евтушенко, установили единственный пока в стране памятник поэту Ноябрь 2017 года.
20.07.2018 Газета Пятница
В связи с тем, что работы будут проводиться в сложных условиях, предусмотрена разбивка строительства дороги на три этапа - Сибирские новости В 2018 году планируется заключить государственный контракт на первый этап строительства автомобильной дороги с твердым покрытием в Тайшетском районе, которая соединит населенные пункты Шелаево — Мирный — Черманчет.
20.07.2018 Сибирские новости
Триумфом представителей Европы завершился чемпионат мира по футболу, финальная часть которого впервые проходила в России Французы во второй раз стали чемпионами мира по футболу.
18.07.2018 Газета Копейка
В 2018 году планируется заключить государственный контракт на первый этап строительства автомобильной дороги в Тайшетском районе, которая соединит населенные пункты Шелаево – Мирный – Черманчет.
20.07.2018 Газета Областная