Новости города БезФормата.Ru
Иркутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Революция 1917 года в поэзии Серебряного века

Революция 1917 года в поэзии Серебряного века - КПРФ Иркутск
Фото: kprf-irk.ru
Революция 17-го года – это узловой и переломный момент в миропонимании поэтов своего времени, поставивший перед ними самые острые вопросы нравственного и историософского характера.



Ответы на них были предопределены среди представителей религиозной поэзии двумя парадигмальными мировоззренческими предпосылками, характерными для Findesiècle: историческим пессимизмом, взыскующим Апокалипсиса как избавления, и верой в преображение мира и человека в этом мире, в возращение «Золотого века» здесь и сейчас. «В культуре Серебряного века Армагеддон почти реально сталкивается с Царством Божиим, кликушеские вопли и пророчества Конца сливаются с восторженными гимнами приближающемуся небывалому Началу», – писал об этом историк эстетики Виктор Васильевич Бычков.

И пророчества о Конце мира, и гимны новому стали глубинной реакцией архаики, национальной мифологии и религиозности на духовный кризис начала века. Выразителями первой точки зрения стали, как правило, консерваторы-ортодоксы и такие поэты, как Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, второй – апологеты национальной стихии революции Андрей Белый, Александр Блок, Пимен Карпов и, конечно, все футуристы.

Последние в революции видели по преимуществу возвращение к «Золотому веку», приуготовление к эре Святого Духа, путь к теургическому преображению мира. По сути, в учении Маркса они находили чаяния его предшественников, социалистов-утопистов, представителей особенного мистического мессианства (5). Но эти идеи не были чужды и политиков-революционеров. Так, один из первых отцов Церкви Ириней Лионский, сформулировавший учение о тысячелетнем царстве Божьей правды на земле на основе Откровения Иоанна Богослова, признавался наркомом просвещения РСФСР Анатолием Луначарским своим предшественником. «В идеалах своих, в строе своих чувствований, этот великий милленарист является глубоко реалистом» (9), – писал большевик и богостроитель.

Александр Блок и Андрей Белый, полные ожиданий новых мистических зорь и необыкновенных мировых потрясений, восприняли революцию как «скифскую» стихию, призванную смести с лица земли буржуазную цивилизацию Запада.

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови! (2, стр. 538)

Дерзновенное или даже дерзкое обращение Александра Блока к Богу благословить кровопролитие ради общего блага при этом не единственно в русской поэзии. Идея о сакральном оправдании убийства прозвучит позже и в стихотворении Николая Клюева, перефразирующем слова известной молитвы, «Революцию и Матерь света/ В песнях возвеличим» (8, 375), которое наряду с другими произведениями резко отделило его устремления с путями его друга Сергея Есенина. Позже последний прокомментирует известную строку из стихотворения «убийца красный святей потира» как желание благословить убийство «в такие священнейшие дни обновления человеческого духа», какие он видел в революции.

Гениальная поэма А. Блока «Двенадцать», венчаемая известными строками об Исусе Христе, возглавляющем шествие красногвардейцев, чинящих повсюду грабежи, стала парадоксальной попыткой увидеть за революцией мистерию Богоявления. Произведение было публично осуждено четой Мережковских, воспринявших октябрьские события как воцарение «царства Антихриста» и торжество «надмирного зла». Известно, что Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус были противниками самодержавия и сами ожидали революции, но при этом надеялись на то, что она будет религиозной, христианской в своей сути.

Иной реакцией на Октябрьскую революцию стала поэма «Христос Воскресе» Андрея Белого, где религиозный поэт-мистик оправдывает даже атеизм новой власти, сравнивая его с состоянием покойника, ожидающего воскресения.

Это жалкое, жёлтое тело
Проволакиваем:
Мы –
В себя: –
Во тьмы
И пещеры
Безверия, –
Не понимая,
Что эта мистерия
Совершается нами –
В нас. (1, 365)

Также своего рода ответ на поэмы «Двенадцать» А. Блока и «Христос Воскресе» А. Белого написал известный гностическими мотивами в своих произведениях Фёдор Сологуб. В нём он обращается ко Христу этих поэтов так:

Ну что ж, приди, изведай,
Чем каждый в мире жив.
Не наградим победой
Твой пламенный порыв.

Питайся нашей жратвой,
Пей воду изо рва.
Ответим лживой клятвой
На все твои слова.


Не вынесешь позора
Проклятых наших дней,
От нас уйдешь ты скоро,-
Так уходи скорей! (10)

Такой образ «нового мира» в поэзии крайнего эскаписта Фёдора Сологуба был обусловлен во многом неприятиям политики большевиков в отношении авторского права и свободы слова. Поэт, который в целом входил в отношения с революционной средой и большевиками из-за деятельности своей жены Анастасии Чеботаревской, после Октябрьской революции встал в оппозицию новой власти и впоследствии неоднократно пытался покинуть страну.

Иначе, парадоксально и неоднозначно, представлена роль русской революции у ещё одного символиста – Максимилиана Волошина. Оценивая её в целом негативно, поэт прозревает в ней Божий промысел о судьбах человечества. Приняв «кровоточащие стигматы чужого зла», то есть Европы с её политическими идеями, либерализмом и марксизмом, Россия «врачует мир».

Не нам ли суждено изжить
Последние судьбы Европы,
Чтобы собой предотвратить
Её погибельные тропы. (4, 223)

Столь необычное воскрешение мессианской идеи воплощено в образе Руси распятой, уподобляемой то Христу, то его Матери. Идея страдающей Руси противоположным образом выражается в поэзии М. Волошина и Пимена Карпова, прежде всего, в их стихах разнится позиция лирического героя в отношении судеб страны. М. Волошин выступает как пророк, прозревающий таинственные судьбы Отечества, который собирается умереть с ней, не покидая её Голгофы. П. Карпов – как духовидец из народа, сектант, готовый преступить нравственные границы, пролить кровь, чтобы достичь недостижимого, таящегося в глубинах русской души Светлограда, прорубить к нему путь топором.

Люблю тебя побеждённой,
Поруганной и в пыли,
Таинственно осветлённой
Всей красотой земли. (4, 177)

Со строками из стиха о войне «Россия» коррелирует не только по смыслу, но и по настроению следующий стих П. Карпова:

Буйнозвёздную и грозовую
Я люблю мою сирую землю…
Всё: и пытку её огневую,
И печальную радость приемлю. (7, 221)

Как у М. Волошина, у П. Карпова мы находим и образ Руси распятой и страдающей, однако муки ей приносит сам лирический герой.

Сторона ли моя окаянная,
Звезднокормчих – хлыстов сторона,
Ты ли, Русь моя обетованная,
На пропятие мне отдана? (7, 223)

Оба поэта в стихах о революции обращаются к теме трагического раскола русской церкви 17-го века, подчёркивая историческую и даже типологическую связь его с событиями 1917 года. Мысль эта прослеживалась и в творениях философов-современников, например, Николая Бердяева, считавшего, что раскол нанёс удар мессианскому сознанию русского народа и отверз духовную пропасть отчуждения между сословиями, которая с тех пор – и особенно после Петра I – всё только ширилась и ширилась.

Типологическая связь двух событий, раскола и революции, подчёркивается сопоставлением образов огня революции и старообрядческих самосожжений. Так, М. Волошин в свой сборник «Неопалимая Купина», где канонический символ Богородицы в виде горящего и несгорающего куста осмысляется как образ распятой и страдающей России, поместил поэму «Протопоп Аввакум». П. Карпов в стихотворении «Самосожженцы», обращаясь то ли ко Христу, то ли к Антихристу, молит:

Издыби нас, измучай, кровавый спас!..
Вырви мясо из икр России!
А когда мы, корчась,
Сгорим
На кострах багровых –
Обретём мы
На горелых корчагах
Золотой Салим… (7, 221)

У того и другого революция приводит к буйному пробуждению доселе спавших народных сил и самосознания. Однако для М. Волошина она – испытание, огненное горнило, из которого Россия должна выйти очищенной и обновлённой.

Они пройдут – расплавленные годы
Народных бурь и мятежей:
Вчерашний раб, усталый от свободы, –
Возропщет, требуя цепей.
Построит вновь казармы и остроги,
Воздвигнет сломанный престол,
А сам уйдёт молчать в свои берлоги,
Царёву радуясь бичу,
От угольев погасшего пожара
Затеплит ярую свечу. (4, 215)

«Китеж», 1919 год

Отчасти восприятию М. Волошина революции созвучно и неприятие нерелигиозного характера русской революции Вячеславом Ивановым, который выразил его в цикле «Стихи смутного времени». Он так же, как и киммерийский затворник, надеется на то, что революция послужит очищению России и искупит прежние несправедливости, в ней господствовавшие.

Может быть, это смутное время
Очищает распутное племя;
Может быть, эти лютые дни —
Человечней пред Богом они,
Чем былое с его благочинной
И нечестья, и злобы личиной. (6)

Расходясь в оценках революционных событий 1917 года и действий новой власти, все без исключения поэты впоследствии сошлись в одном – в общем разочаровании относительно своих ожиданий о радикальном преображении мира. Притом это разочарование стоит относить не столько к политическим взглядам художников, которые были у всех различны, сколько к ощущению не состоявшегося или отложенного конца мира, осознанию тщетности своих прошлых надежд. Однако революция также обусловила и порождение нового историософского взгляда, согласно которому страна – после эпохи «романовского ига» – возвращалась на новом витке к московскому, исконному и народному, правлению.

Список литературы:
1. Белый А. Стихотворения/ Зав. редакцией Синюков В.И., редактор Тархов А.Е. – М.: Книга, 1988. – 575 с.
2. Блок А.А. Избранные сочинения/ Вступ. Статья и сост. А. Туркова. – М.: Худож. Лит., 1988. – 687 с.
3. Бычков В.В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии, 2007, № 8, с. 47-57
4. Волошин М. Лирика. – М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2008. – 315 с.
5. Дугин А.Г. Тамплиеры пролетариата [Электронный ресурс], –http://www.arcto.ru/article/47
6. Иванов Вяч. И. «Может быть, это смутное время…» [Электронный ресурс], – http://www.v-ivanov.it/brussels/vol4/01text/01versus/4_074.htm
7. Карпов П. Пламень. Русский ковчег. Из глубины – М.: Худож. Лит., 1991.
8. Клюев Н. Стихотворения и поэмы / Сост. Швецова Л.К. – Ленинград.: Советский писатель, 1977.
9. Луначарский А.В. Религия и социализм [Электронный ресурс], –https://thecharnelhouse.org/2015/11/06анатолий-луначарский-религия-и-социа-2/
10. Сологуб Ф.К. «Обутый в грязь земную» [Электронный ресурс], – http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/sologub689.html

Михаил СЕУРКО, журналист, филолог
Выступление на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», 9 апреля 2017 г.
SAM 6201 - ЦБС г. Ангарска6+ Поэзии чудесная страница                                                                       Для нас сегодня открывает дверь.
13.07.2017 ЦБС г. Ангарска
В среду первой седмицы Великого поста, в храме во имя Иннокентия Московского г. Братска Дорогие отцы, братия и сестры,
22.02.2018 Братск-Православный
Слово епископа Максимилиана - Братск-ПравославныйВ среду первой седмицы Великого поста, в храме во имя Иннокентия Московского г. Братска Дорогие отцы, братия и сестры,
22.02.2018 Братск-Православный
Литургия Преждеосвященных Даров в Знаменском соборе Иркутска - Иркутская епархияЛитургия Преждеосвященных Даров в Знаменском соборе Иркутска 21 февраля, в среду первой недели Великого поста, митрополит Иркутский и Ангарский Вадим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Знаменском соборе Иркутска.
21.02.2018 Иркутская епархия
«Самая большая радость – что наши дети в Церкви» - Братск-ПравославныйГоворя языком менеджеров, протоиерей Александр Белый-Кругляков – человек многозадачный: настоятель храма Всех святых в земле Российской просиявших в городе Усть-Илимск Иркуской области, глава благочиния,
21.02.2018 Братск-Православный
Архиерейское Богослужение в сыропустную Неделю - Братск-ПравославныйПроповедь епископа Братского и Усть - Илимского в Неделю сыропустную в храме Всех святых в земле Российской просиявших Дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю вас с этим воскресным днём.
21.02.2018 Братск-Православный
Великий покаянный канона преподобного Андрея Критского - Иркутская епархияВеликий покаянный канона преподобного Андрея Критского 19 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Иркутский и Ангарский Вадим совершил великое повечерие с чтением первой части Великого покаянно
21.02.2018 Иркутская епархия
Архиерейское богослужение в соборе Рождества Христова - Братск-Православный21 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Рождества Христова.
21.02.2018 Братск-Православный
IMG_2374 - Газета ОбластнаяУдивительно, как вплетается история храма Божьего в наши земные пути. В Нижнеудинске в переулке по улице Масловского роняет яркие лучи на заваленные сугробами близлежащие дома очаровательная старинная деревянная церквушка.
21.02.2018 Газета Областная
Увеличено финансирование регионального конкурса социально значимых проектов общественных и национально-культурных объединений и реализации инициатив по сохранению национальной самобытности Иркутской области и гармонизации межэтнических отношений - Сибирские новостиНа программу по реализации государственной национальной политики в Иркутской области в 2018 году выделено 48 млн руб.
21.02.2018 Сибирские новости
В Братске разыскивают трех пропавших без вести подростков - NewIrkutsk.RuПолиция в Братске объявила о розыске трех подростков, которые предположительно могут находиться вместе, в одной компании.
22.02.2018 NewIrkutsk.Ru
1473715114_thumb_main - Sibnovosti.ruУправление Следственного комитета по Бурятии проверит частный пансионат «Супер-Стар» в Железнодорожном районе Улан-Удэ после публикации в газете «Номер один», в которой утверждалось,
22.02.2018 Sibnovosti.ru
С начала года в Иркутской области на пожарах погибли 53 человека. Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области - Комсомольская правдаПятеро из них – дети Ольга БУЕВА Спасатели подводят печальные итоги начала 2018 года.
22.02.2018 Комсомольская правда
В Братске разыскивают троих подростков - Комсомольская правда
В Братске разыскивают троих подростков
На удочку криминальной пары попались пять пожилых людей Ольга БУЕВА Трое подростков пропали в Братске.
Комсомольская правда
СК: расследование дела об отравлении "Боярышником" в Иркутской области завершено - Комсомольская правда
СК: расследование дела об отравлении "Боярышником" в Иркутской области завершено
По версии следствия, из-за продажи суррога, организованного семью обвиняемыми, погибли 65 человек Ольга БУЕВА СК России завершил расследование уголовного дела об отравлении "Боярышником".
Комсомольская правда
SeXR0p4oB_o - Газета Областная
Без вести пропала 86-летняя жительница Боханского района
Межмуниципальным отделом МВД России «Боханский» разыскивается Архинчеева Антонина Серафимовна, 1932 года рождения, – сообщает пресс-служба ГУ МВД по региону.
Газета Областная
Великий покаянный канона преподобного Андрея Критского - Иркутская епархияВеликий покаянный канона преподобного Андрея Критского 19 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Иркутский и Ангарский Вадим совершил великое повечерие с чтением первой части Великого покаянно
21.02.2018 Иркутская епархия
В среду первой седмицы Великого поста, в храме во имя Иннокентия Московского г. Братска Дорогие отцы, братия и сестры,
22.02.2018 Братск-Православный
IMG_2374 - Газета ОбластнаяУдивительно, как вплетается история храма Божьего в наши земные пути. В Нижнеудинске в переулке по улице Масловского роняет яркие лучи на заваленные сугробами близлежащие дома очаровательная старинная деревянная церквушка.
21.02.2018 Газета Областная
Бурятию и Забайкалье могут вновь "присоединить к Дальнему Востоку"
Бурятию и Забайкальский край могут вернуть в программу развития Дальнего Востока .
Иркутская торговая газета
Медпункты для бездомных откроют в Иркутской области - Комсомольская правда
Медпункты для бездомных откроют в Иркутской области
Это инициатива Русской Православной Церкви и Минздрава Любовь АРБАТСКАЯ Для бездомных планируют создавать пункты медицинской помощи.
Комсомольская правда
MU7A2539 - Газета Областная
Иннокентий Вениаминов: возвращение имени
Режиссер Иркутского областного кинофонда Мария Кельчевская 22 января представила фильм «Святитель Иннокентий (Вениаминов).
Газета Областная
Масленица прошла по-новому - ProIlim.ruМасленицу отметили устьилимцы в прошедшее воскресенье. В большинстве городов, как и принято на этом празднике, прошли народные гуляния со сжиганием чучела и лазанием на столб.
23.02.2018 ProIlim.ru
D44B2836 - Газета ОбластнаяДом культуры в деревне Талька Иркутского района открыл губернатор Сергей Левченко.
21.02.2018 Газета Областная
Лауреатами Байкальского АРТ-фестиваля «Vivat, талант!» стали восемь коллективов ИРНИТУ - ИрГТУЛауреатами I Байкальского международного АРТ-фестиваля «Vivat, талант!» стали восемь коллективов ИРНИТУ.
22.02.2018 ИрГТУ
Фото 4. Е.Ю. Барановский, 1980-е гг. - Газета Областная
Чистый стиль дома Дубровского
Деревянный дом на улице Карла Либкнехта, 31, в Иркутске внешне совсем не похож на федеральный памятник зодчества.
Газета Областная
В Листвянке пройдет фестиваль ледовых скульптур «Живи на Байкале» - Газета Областная
В Листвянке пройдет фестиваль ледовых скульптур «Живи на Байкале»
23 февраля в Листвянке состоится фестиваль ледовых скульптур «Живи на Байкале», организатором которого является движение с одноименным названием.
Газета Областная
27973785_187347918698331_5024229086052441898_n[1] - Газета Областная
Фестиваль зимних волшебников пройдет в Слюдянском районе
Всероссийский Дед Мороз приедет на Межрегиональный фестиваль зимних волшебников «Ледяная сказка Байкала».
Газета Областная
МЧС: дорога по льду Байкала «Листвянка-Большие коты» незаконна. Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области - Комсомольская правдаЖители организовали самовольную переправу Ольга БУЕВА В деревни Большие коты на Байкале проживает 52 человека – здесь есть магазин, пожарная дружина, фельдшерский пункт.
22.02.2018 Комсомольская правда
Студенты ИРНИТУ отметили День защитника Отечества - ИрГТУВ холле Иркутского национального исследовательского технического университета состоялся праздник «Герои среди нас» , посвященный Дню защитника Отечества .
22.02.2018 ИрГТУ
«Безопасный лед»: с начала недели на водных объектах перекрыто 8 несанкционированных съездов на лед, 6 водителей привлечены к ответственности - МЧС Иркутской областиВ Иркутской области продолжается профилактическая работа в рамках межведомственной акции «Безопасный лед».
21.02.2018 МЧС Иркутской области
SONY DSC - Газета Областная
Олимпийские игры для малышей
Пять лет назад по инициативе администрации Тайшета в одном из детских садов прошли «олимпийские» игры.
Газета Областная
OIz0E_7MyyQ - Газета Областная
Иркутский мастер шпаги
Титулованный фехтовальщик России Петр Паюк – один из немногих представителей этого вида спорта в Иркутской области.
Газета Областная
Наши в сборной области - Газета Время
Наши в сборной области
17 и 18 февраля в Иркутске проходили первенство и чемпионат Иркутской области по панкратиону.
Газета Время
23 февраля в 40 саду - ТРК БратскВ 40-ом саду сегодня торжественно поздравляли пап, дедушек и старших братьев с Днем защитника Отечества.
22.02.2018 ТРК Братск
Иркутск , 22.02.18 (ИА «Телеинформ»), - Доходная часть бюджета Иркутска на 2018 год составила 14 млрд 807 млн рублей, расходная – на 1,1 млрд больше.
22.02.2018 I38.Ru
Служить Отечеству - ProIlim.ruЧто значит для вас словосочетание «защитник Отечества»? Каких защитников Отечества вы можете назвать?
23.02.2018 ProIlim.ru
Прокуратурой Кировского района г. Иркутска проведена проверка по информации, размещенной в социальных сетях о ненадлежащем состоянии здания Иркутского государственного цирка.
22.02.2018 Прокуратура Иркутской области
Сергей Меняйло провел в Иркутске совещание по вопросам подготовки к президентским выборам - Комсомольская правдаПомещения для голосования обеспечат нужным оборудованием, проследят за пожарной безопаснотью Любовь АРБАТСКАЯ В Иркутске накануне состоялось совещание полпреда в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло с представи
21.02.2018 Комсомольская правда