Новости города БезФормата.Ru
Иркутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Революция 1917 года в поэзии Серебряного века

Революция 1917 года в поэзии Серебряного века - КПРФ Иркутск
Фото: kprf-irk.ru
Революция 17-го года – это узловой и переломный момент в миропонимании поэтов своего времени, поставивший перед ними самые острые вопросы нравственного и историософского характера.



Ответы на них были предопределены среди представителей религиозной поэзии двумя парадигмальными мировоззренческими предпосылками, характерными для Findesiècle: историческим пессимизмом, взыскующим Апокалипсиса как избавления, и верой в преображение мира и человека в этом мире, в возращение «Золотого века» здесь и сейчас. «В культуре Серебряного века Армагеддон почти реально сталкивается с Царством Божиим, кликушеские вопли и пророчества Конца сливаются с восторженными гимнами приближающемуся небывалому Началу», – писал об этом историк эстетики Виктор Васильевич Бычков.

И пророчества о Конце мира, и гимны новому стали глубинной реакцией архаики, национальной мифологии и религиозности на духовный кризис начала века. Выразителями первой точки зрения стали, как правило, консерваторы-ортодоксы и такие поэты, как Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, второй – апологеты национальной стихии революции Андрей Белый, Александр Блок, Пимен Карпов и, конечно, все футуристы.

Последние в революции видели по преимуществу возвращение к «Золотому веку», приуготовление к эре Святого Духа, путь к теургическому преображению мира. По сути, в учении Маркса они находили чаяния его предшественников, социалистов-утопистов, представителей особенного мистического мессианства (5). Но эти идеи не были чужды и политиков-революционеров. Так, один из первых отцов Церкви Ириней Лионский, сформулировавший учение о тысячелетнем царстве Божьей правды на земле на основе Откровения Иоанна Богослова, признавался наркомом просвещения РСФСР Анатолием Луначарским своим предшественником. «В идеалах своих, в строе своих чувствований, этот великий милленарист является глубоко реалистом» (9), – писал большевик и богостроитель.

Александр Блок и Андрей Белый, полные ожиданий новых мистических зорь и необыкновенных мировых потрясений, восприняли революцию как «скифскую» стихию, призванную смести с лица земли буржуазную цивилизацию Запада.

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови! (2, стр. 538)

Дерзновенное или даже дерзкое обращение Александра Блока к Богу благословить кровопролитие ради общего блага при этом не единственно в русской поэзии. Идея о сакральном оправдании убийства прозвучит позже и в стихотворении Николая Клюева, перефразирующем слова известной молитвы, «Революцию и Матерь света/ В песнях возвеличим» (8, 375), которое наряду с другими произведениями резко отделило его устремления с путями его друга Сергея Есенина. Позже последний прокомментирует известную строку из стихотворения «убийца красный святей потира» как желание благословить убийство «в такие священнейшие дни обновления человеческого духа», какие он видел в революции.

Гениальная поэма А. Блока «Двенадцать», венчаемая известными строками об Исусе Христе, возглавляющем шествие красногвардейцев, чинящих повсюду грабежи, стала парадоксальной попыткой увидеть за революцией мистерию Богоявления. Произведение было публично осуждено четой Мережковских, воспринявших октябрьские события как воцарение «царства Антихриста» и торжество «надмирного зла». Известно, что Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус были противниками самодержавия и сами ожидали революции, но при этом надеялись на то, что она будет религиозной, христианской в своей сути.

Иной реакцией на Октябрьскую революцию стала поэма «Христос Воскресе» Андрея Белого, где религиозный поэт-мистик оправдывает даже атеизм новой власти, сравнивая его с состоянием покойника, ожидающего воскресения.

Это жалкое, жёлтое тело
Проволакиваем:
Мы –
В себя: –
Во тьмы
И пещеры
Безверия, –
Не понимая,
Что эта мистерия
Совершается нами –
В нас. (1, 365)

Также своего рода ответ на поэмы «Двенадцать» А. Блока и «Христос Воскресе» А. Белого написал известный гностическими мотивами в своих произведениях Фёдор Сологуб. В нём он обращается ко Христу этих поэтов так:

Ну что ж, приди, изведай,
Чем каждый в мире жив.
Не наградим победой
Твой пламенный порыв.

Питайся нашей жратвой,
Пей воду изо рва.
Ответим лживой клятвой
На все твои слова.


Не вынесешь позора
Проклятых наших дней,
От нас уйдешь ты скоро,-
Так уходи скорей! (10)

Такой образ «нового мира» в поэзии крайнего эскаписта Фёдора Сологуба был обусловлен во многом неприятиям политики большевиков в отношении авторского права и свободы слова. Поэт, который в целом входил в отношения с революционной средой и большевиками из-за деятельности своей жены Анастасии Чеботаревской, после Октябрьской революции встал в оппозицию новой власти и впоследствии неоднократно пытался покинуть страну.

Иначе, парадоксально и неоднозначно, представлена роль русской революции у ещё одного символиста – Максимилиана Волошина. Оценивая её в целом негативно, поэт прозревает в ней Божий промысел о судьбах человечества. Приняв «кровоточащие стигматы чужого зла», то есть Европы с её политическими идеями, либерализмом и марксизмом, Россия «врачует мир».

Не нам ли суждено изжить
Последние судьбы Европы,
Чтобы собой предотвратить
Её погибельные тропы. (4, 223)

Столь необычное воскрешение мессианской идеи воплощено в образе Руси распятой, уподобляемой то Христу, то его Матери. Идея страдающей Руси противоположным образом выражается в поэзии М. Волошина и Пимена Карпова, прежде всего, в их стихах разнится позиция лирического героя в отношении судеб страны. М. Волошин выступает как пророк, прозревающий таинственные судьбы Отечества, который собирается умереть с ней, не покидая её Голгофы. П. Карпов – как духовидец из народа, сектант, готовый преступить нравственные границы, пролить кровь, чтобы достичь недостижимого, таящегося в глубинах русской души Светлограда, прорубить к нему путь топором.

Люблю тебя побеждённой,
Поруганной и в пыли,
Таинственно осветлённой
Всей красотой земли. (4, 177)

Со строками из стиха о войне «Россия» коррелирует не только по смыслу, но и по настроению следующий стих П. Карпова:

Буйнозвёздную и грозовую
Я люблю мою сирую землю…
Всё: и пытку её огневую,
И печальную радость приемлю. (7, 221)

Как у М. Волошина, у П. Карпова мы находим и образ Руси распятой и страдающей, однако муки ей приносит сам лирический герой.

Сторона ли моя окаянная,
Звезднокормчих – хлыстов сторона,
Ты ли, Русь моя обетованная,
На пропятие мне отдана? (7, 223)

Оба поэта в стихах о революции обращаются к теме трагического раскола русской церкви 17-го века, подчёркивая историческую и даже типологическую связь его с событиями 1917 года. Мысль эта прослеживалась и в творениях философов-современников, например, Николая Бердяева, считавшего, что раскол нанёс удар мессианскому сознанию русского народа и отверз духовную пропасть отчуждения между сословиями, которая с тех пор – и особенно после Петра I – всё только ширилась и ширилась.

Типологическая связь двух событий, раскола и революции, подчёркивается сопоставлением образов огня революции и старообрядческих самосожжений. Так, М. Волошин в свой сборник «Неопалимая Купина», где канонический символ Богородицы в виде горящего и несгорающего куста осмысляется как образ распятой и страдающей России, поместил поэму «Протопоп Аввакум». П. Карпов в стихотворении «Самосожженцы», обращаясь то ли ко Христу, то ли к Антихристу, молит:

Издыби нас, измучай, кровавый спас!..
Вырви мясо из икр России!
А когда мы, корчась,
Сгорим
На кострах багровых –
Обретём мы
На горелых корчагах
Золотой Салим… (7, 221)

У того и другого революция приводит к буйному пробуждению доселе спавших народных сил и самосознания. Однако для М. Волошина она – испытание, огненное горнило, из которого Россия должна выйти очищенной и обновлённой.

Они пройдут – расплавленные годы
Народных бурь и мятежей:
Вчерашний раб, усталый от свободы, –
Возропщет, требуя цепей.
Построит вновь казармы и остроги,
Воздвигнет сломанный престол,
А сам уйдёт молчать в свои берлоги,
Царёву радуясь бичу,
От угольев погасшего пожара
Затеплит ярую свечу. (4, 215)

«Китеж», 1919 год

Отчасти восприятию М. Волошина революции созвучно и неприятие нерелигиозного характера русской революции Вячеславом Ивановым, который выразил его в цикле «Стихи смутного времени». Он так же, как и киммерийский затворник, надеется на то, что революция послужит очищению России и искупит прежние несправедливости, в ней господствовавшие.

Может быть, это смутное время
Очищает распутное племя;
Может быть, эти лютые дни —
Человечней пред Богом они,
Чем былое с его благочинной
И нечестья, и злобы личиной. (6)

Расходясь в оценках революционных событий 1917 года и действий новой власти, все без исключения поэты впоследствии сошлись в одном – в общем разочаровании относительно своих ожиданий о радикальном преображении мира. Притом это разочарование стоит относить не столько к политическим взглядам художников, которые были у всех различны, сколько к ощущению не состоявшегося или отложенного конца мира, осознанию тщетности своих прошлых надежд. Однако революция также обусловила и порождение нового историософского взгляда, согласно которому страна – после эпохи «романовского ига» – возвращалась на новом витке к московскому, исконному и народному, правлению.

Список литературы:
1. Белый А. Стихотворения/ Зав. редакцией Синюков В.И., редактор Тархов А.Е. – М.: Книга, 1988. – 575 с.
2. Блок А.А. Избранные сочинения/ Вступ. Статья и сост. А. Туркова. – М.: Худож. Лит., 1988. – 687 с.
3. Бычков В.В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии, 2007, № 8, с. 47-57
4. Волошин М. Лирика. – М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2008. – 315 с.
5. Дугин А.Г. Тамплиеры пролетариата [Электронный ресурс], –http://www.arcto.ru/article/47
6. Иванов Вяч. И. «Может быть, это смутное время…» [Электронный ресурс], – http://www.v-ivanov.it/brussels/vol4/01text/01versus/4_074.htm
7. Карпов П. Пламень. Русский ковчег. Из глубины – М.: Худож. Лит., 1991.
8. Клюев Н. Стихотворения и поэмы / Сост. Швецова Л.К. – Ленинград.: Советский писатель, 1977.
9. Луначарский А.В. Религия и социализм [Электронный ресурс], –https://thecharnelhouse.org/2015/11/06анатолий-луначарский-религия-и-социа-2/
10. Сологуб Ф.К. «Обутый в грязь земную» [Электронный ресурс], – http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/sologub689.html

Михаил СЕУРКО, журналист, филолог
Выступление на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», 9 апреля 2017 г.
SAM 6201 - ЦБС г. Ангарска6+ Поэзии чудесная страница                                                                       Для нас сегодня открывает дверь.
13.07.2017 ЦБС г. Ангарска
1.jpg - Байкальские ВестиИстория «Пусси Райот» как зеркало нашей жизни 19 февраля 2012 года в Богоявленском соборе в Елохове (Москва) и через два дня в храме Христа Спасителя участницы группы Pussy Riot провели акцию, которую они назвали «панк-молебен».
22.08.2017 Байкальские Вести
Святителя Иннокентия сделают центром культурного притяжения Иркутска - Бабр.RuБюст святителя Иннокентия (Вениаминова) будет установлен в Иркутске к дню празднования 220-летия выдающегося российского исследователя.
22.08.2017 Бабр.Ru
В Южном Падуне построят православный храм - Bratsk.OrgВ Южном Падуне возведут православный храм. Сегодня на месте будущей стройки установили и освятили крест.
22.08.2017 Bratsk.Org
«Оскорбленные» верующие добиваются «крови» - Бабр.RuРПЦ добивается возбуждения уголовного дела после нападения на памятник Николаю II и цесаревичу Алексею.
21.08.2017 Бабр.Ru
В Южном Падуне возведут православный храм - Наш БратскВ Южном Падуне возведут православный храм. Сегодня на месте будущей стройки установили и освятили крест.
21.08.2017 Наш Братск
Решение принято в связи с проведением марафона «Энергия Байкала» Движение транспорта ограничат на участке федеральной трассы Иркутск-Улан-Удэ-Чита со 109-го км (Слюдянка) до 146-го км (Байкальск) 17 сентября.
21.08.2017 IrkutskMedia.Ru
В Южном Падуне появится православный храм - Братская Студия ТелевиденияВ Южном Падуне возведут православный храм. Сегодня на месте будущей стройки установили и освятили крест.
21.08.2017 Братская Студия Телевидения
В Иркутске короновали статую Божьей Матери - NewIrkutsk.RuТоржественная церемония проходила в стенах собора Непорочного сердца Божией Матери.
21.08.2017 NewIrkutsk.Ru
Архиерейское служение в Неделю 11-ю по Пятидесятнице - Иркутская епархияАрхиерейское служение в Неделю 11-ю по Пятидесятнице 20 августа в Неделю 11-ю по Пятидесятнице митрополит Иркутский и Ангарский Вадим совершил Божественную Литургию в иркутской кафедральном соборе Богоявления.
21.08.2017 Иркутская епархия
Пенсионерка блуждала по лесу трое суток. - АиФ ИркутскДиректор дома престарелых не пострадал. Следователи проводят доследственную проверку по факту смерти 75-летнего мужчины-инвалида, стрелявшего в директора интерната, сообщает пресс-служба СКР Приангарья.
22.08.2017 АиФ Иркутск
Пропавшая без вести. - АиФ ИркутскДевушка может передвигаться автостопом в другой регион. Полицейские Зиминского района ищут без вести пропавшую 18-летнюю Марию Лайтхман.
22.08.2017 АиФ Иркутск
В Иркутской области природные пожары горят на площади больше 300 тыс. га - Сибирские новостиИркутск. Сибирские новости - В Иркутской области природные пожары горят на площади больше 300 тыс.
22.08.2017 Сибирские новости
viber_image1112-800x600 - Газета Областная
Девушка из Саянска пропала по дороге в Красноярск
Автор: Юрий Юдин открыть галерею   1 of 2 Сотрудниками полиции межмуниципального отдела полиции МВД России «Зиминский» разыскивается без вести пропавшая 18-летняя девушка, – сообщает пресс-служба ГУ МВД по региону.
Газета Областная
00178209b1cb82b53c5f906211280d58 - Газета Областная
Пропавшую жительницу Улан-Удэ разыскивают в Иркутске
открыть галерею   1 of 2 Ирина Жимбуева ушла из дома в Улан-Удэ 7 августа.
Газета Областная
Водитель не пострадал. - АиФ Иркутск
Мотоциклист погиб в ДТП в Братске
Мужчина умер на месте происшествия. В Братске полицейские выясняют обстоятельства гибели мотоциклиста в ДТП.
АиФ Иркутск
1.jpg - Байкальские ВестиИстория «Пусси Райот» как зеркало нашей жизни 19 февраля 2012 года в Богоявленском соборе в Елохове (Москва) и через два дня в храме Христа Спасителя участницы группы Pussy Riot провели акцию, которую они назвали «панк-молебен».
22.08.2017 Байкальские Вести
В Южном Падуне появится православный храм - Братская Студия ТелевиденияВ Южном Падуне возведут православный храм. Сегодня на месте будущей стройки установили и освятили крест.
21.08.2017 Братская Студия Телевидения
Святителя Иннокентия сделают центром культурного притяжения Иркутска - Бабр.RuБюст святителя Иннокентия (Вениаминова) будет установлен в Иркутске к дню празднования 220-летия выдающегося российского исследователя.
22.08.2017 Бабр.Ru
_Так выглядит статуя Фатимской Божьей Матери в Иркутском католическом кафедральном соборе (он расположен в Студгородке). Рядом — корона, которая будет возложена на статую. Изготовлен венец из позолоченного серебра, украшен драгоценными и полудрагоценными камнями - Газета Пятница
Редкое событие для католиков
20 августа в Иркутском католическом кафедральном соборе состоится первая в России коронация статуи Фатимской Божьей Матери В Католической церкви существует традиция коронования статуй и икон, изображающих Пресвятую Богородицу.
Газета Пятница
Фотография пресс-службы Иркутского католического кафедрального собора - АиФ Иркутск
В Иркутске будет коронована статуя Божьей Матери
Коронация пройдет в Иркутском католическом кафедральном соборе. Коронация статуи Божьей Матери пройдёт в Иркутске 20 августа.
АиФ Иркутск
Прогулки по старому Иркутску: 20 августа лекторы зовут любителей истории в Слюдянку - Комсомольская правда
Прогулки по старому Иркутску: 20 августа лекторы зовут любителей истории в Слюдянку
Уличная лекция в Слюдянке будет посвящена истории Свято-Никольской церкви и вокзала Алена ЧИЧИГИНА true_kpru Продолжаем рассказывать про цикл встреч "Прогулки по старому Иркутску".
Комсомольская правда
2C3A0897 - Газета ОбластнаяАвтор: Елена Орлова Фото: Матрена Бизикова   1 of 1 Выставка из Российской академии художеств — «Своевременное искусство.
22.08.2017 Газета Областная
MU7A0716 - Газета ОбластнаяАвтор: Людмила Шагунова Фото: Алексей Головщиков   1 of 1 Рожденный в год столетия поэта Пушкина и названный в его честь, Александр Вампилов, наверное, не мог не стать литератором.
22.08.2017 Газета Областная
Облепиховое лето - Газета ОбластнаяАвтор: Екатерина БЕЛЫХ Фото: Алексей Головщиков , Анатолий Мельников 1 of 16 «Если у Вас выберется минутка, напишите мне пару строк.
22.08.2017 Газета Областная
киренск - Газета Областная
Раритетный Киренск
Фото: Пресс-служба ЗС Иркутской области   1 of 1 Спикер Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Брилка и депутат областного парламента Николай Труфанов 18 августа приняли участие в торжественном мероприятии,
Газета Областная
С Вампиловым - на «ты». В Иркутске снимут фильм о драматурге - АиФ Иркутск
С Вампиловым - на «ты». В Иркутске снимут фильм о драматурге
В Иркутск приехала съёмочная группа фильма об Александре Вампилове. Где будут проходить съёмки и когда мы сможем увидеть кино о нашем земляке?
АиФ Иркутск
DSC_0030 - Газета Областная
Классик русского театра
Автор: Людмила Шагунова   1 of 1 Рожденный в год столетия поэта Пушкина и названный в его честь, Александр Вампилов, наверное, не мог не стать литератором.
Газета Областная
Большой велозаезд в Иркутске 26 августа: всем участникам выдадут велономера - Комсомольская правдаТолько нужно заранее зарегистрироваться на сайтек велозаезда Алена ЧИЧИГИНА true_kpru Ну что, велосипедисты любители и профессионалы, прокатимся все вместе в эти выходные?
22.08.2017 Комсомольская правда
Два миллиона рублей штрафов взыскали с иркутян за три дня - Бабр.RuС 15 по 18 августа в Иркутске и Иркутском районе проводилась операция «Злостный неплательщик».
22.08.2017 Бабр.Ru
Вертолет с медицинским модулем пополнил парк авиакомпании «Ангара». С 18 августа он приступил к полетам - I38.RuИркутск, 22.08.17 (ИА «Телеинформ»), - 9 августа экипаж авиакомпании «Ангара» выполнил перегон нового вертолета Ми-8АМТ с бортовым номером RA-22686 в Иркутск с авиазавода города Улан-Удэ.
22.08.2017 I38.Ru
Бенди очень любят в Иркутске. - АиФ Иркутск
«Не отобрали, а перенесли». Почему Иркутск лишился чемпионата по бенди?
Иркутск не увидит в будущем году Чемпионата мира по хоккею с мячом. По каким столица Приангарья лишилась этого события?
АиФ Иркутск
Cамойлович - Газета Областная
Филип Самойлович будет играть за БК «Иркут»
Автор: Юрий Юдин Фото: пресс-служба министерства спорта Приангарья   1 of 1 Состав БК «Иркут» пополнил сербский баскетболист Филип Самойлович, контракт с ним подписан на сезон 2017-18 гг.,
Газета Областная
В этом году в соревнованиях приняло участие на 40% спортсменов больше. - АиФ Иркутск
260 человек совершили скоростное восхождение на пик Черского
Скайраннинг -марафон «БАМ Скоростное восхождении на пик Черского 2017» принял спортсменов из разных городов России.
АиФ Иркутск
3 - Газета ОбластнаяАвтор: Юрий Юдин Фото: Пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области   1 of 1 Более 45 тысяч жителей Иркутской области примут участие в праздновании Дня государственного флага России,
22.08.2017 Газета Областная
Чемпионат мира по хоккею с мячом в 2019 году перенесли из Иркутска в другой город - Комсомольская правдаПока новое место мирового соревнования по бенди не сообщается Алена ЧИЧИГИНА true_kpru Нерадостная новость для сибирских любителей бенди.
22.08.2017 Комсомольская правда
IMG_5010 - Газета ОбластнаяАвтор: Юрий Юдин   1 of 1 Председатель Законодательного Собрания Сергей Брилка принял участие в автопробеге Иркутск – Куйтун, посвященном Дню Государственного флага России.
22.08.2017 Газета Областная
Фото с сайта правительства Иркутской области - Irk.RuФото с сайта правительства Иркутской области Губернатор Иркутской области Сергей Левченко внес на рассмотрение в региональное Заксобрание проект закона об учреждении должности первого заместителя председателя правительства.
22.08.2017 Irk.Ru
Следственным отделом по городу Усолье-Сибирское Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст.
22.08.2017 Следственный комитет