Ремонт вместо денег

Ремонт вместо денег
Ремонт вместо денег
Ремонт вместо денег
Ремонт вместо денег
Ремонт вместо денег
Ремонт вместо денег
Фото: baikal-info.ru
«Выгодно страховщикам»

В пятницу, 28 апреля, начинают действовать поправки в закон об ОСАГО: теперь вместо перечисления денег на ремонт автомобиля страховые компании будут направлять пострадавших в ДТП в автосервис. Выбрать СТО предложат из списка компаний, с которыми страховщик заключил договор. Главные правила нового документа: направление на ремонт — в течение 30 календарных дней, обслуживание в СТО — не более 30 рабочих дней, гарантия на ремонт — от 6 месяцев до года, запчасти только новые, и никаких вычетов за износ деталей. Приоритет натурального возмещения будет действовать для договоров ОСАГО, выданных страховщиком с 28 апреля.О тонкостях новых правил «Пятница» поговорила с Андреем Хариным, экспертом в области ОСАГО, генеральным директором службы «Аварийные комиссары «Форсайт».

— Андрей Александрович, где вы обычно свой автомобиль ремонтируете?

— Чаще всего по рекомендации друзей, в том числе это может быть и «гаражный» сервис. Там проверенные специалисты, я им доверяю, но такую мастерскую, скорее всего, в список СТО страховщики не возьмут — не соответствует требованиям.

— В чем главные отличия «нового» ОСАГО?

— Поправки коснутся легковых (!) автомобилей физических лиц. Согласно нововведениям, преимущественная форма выплаты — направление на ремонт в СТО, с которой заключен договор у страховой компании. Исключениями станут редкие случаи: например, когда ущерб превышает лимит выплаты, то есть больше 400 тысяч рублей, восстановление автомобиля признано нецелесообразным и гибель собственника транспортного средства.

— Неужели никаких вариантов? И придется ограничиться списком от страховщиков?

— Есть такая оговорка — страховая компания может согласовать ремонт в СТО, с которой нет договора, при соблюдении последней условий, применяющихся к сервисным центрам: они должны осуществлять ремонт по ценам и по принципу, указанным в Единой методике определения размера ущерба, утвержденной Банком России. Ко всему прочему они должны давать гарантию на выполненные работы. Но насколько это будет работать — вопрос. Даже если найдутся такие СТО, страховщикам неинтересно с ними работать — для них это непроверенные люди, за чью работу в итоге ответственность несут они сами. Впрочем, у нас очень мало сервисов, которые полностью соответствуют требованиям и которые готовы к обучению правильной приемке и сдаче автомобилей, большому документообороту и так далее.

— А сколько готовых к этому СТО в Иркутске? Наверное, в итоге там начнут скапливаться очереди?

— Думаю, около 20. Сервисмены, надо сказать, находятся в воодушевлении в ожидании больших объемов работы. Но мне кажется, через некоторое время станет ясно, что не все так просто, ведь стоимость работ составляет всего около 20% общей калькуляции ремонта. А запчасти и расходные материалы, скорее всего, придется покупать на свои деньги, ведь предоплаты за ремонт не будет — оплата от страховой компании поступит только после сдачи автомобиля собственнику. Эта схема в целом отработана на тех, у кого есть каско, но ОСАГО — это совсем другие масштабы работы. И вы правы, в определенный момент может возникнуть разрыв между возможностями и взятыми обязательствами.

— А новые машины, купленные в салоне, — для них какие правила?

— Законодатель предусмотрел, что новые автомобили возрастом до 2 лет должны ремонтироваться на СТО, где они проходят гарантийное обслуживание, и с этими станциями техобслуживания должны быть заключены договоры. Но захотят ли дилеры заключать договоры? Например, у «Тойоты» стоимость нормо-часа работ не менее 1300 рублей, а для сотрудничества со страховщиками им нужно установить цену на уровне 890 рублей за час. Захотят ли они это делать?

— Есть водители, которые предпочитают ремонт у китайцев. Или как вы — в «гаражном» сервисе, которому доверяют. Как быть? Неужели никак нельзя добиться денежной выплаты?

— Думаю, это будет возможно, но на выгодных для страховой компании условиях. Отдать деньги им интересно только в том случае, если это будет намного дешевле, чем заплатить СТО. Если обозначенная сумма устроит обе стороны, то, думаю, страховщики пойдут на это. Естественно, вернуться изменить сумму будет нельзя и, конечно, никаких гарантий на ремонт, который автовладелец сделает «где-то там».

— Какие запчасти будут ставить сервисы? Прописано ли это в законе?

— В законе четко говорится о новых запасных частях, но ничего не сказано о производителях. Среди обывателей существуют понятия «оригинальные» и «неоригинальные» детали. Так вот, судя по ценам, представленным в каталогах запчастей, это не оригиналы. Не может стоить японский бампер для автомобиля «Ленд крузер Прада» 8—14 тысяч рублей. Это цена китайской копии. Но! В любом случае после выполнения ремонта почти никто не сможет выяснить, китайская деталь поставлена, оригинальная или бывшая в употреблении. Останется только надеяться на то, что сам ремонт будет сделан качественно, ведь сервисы обязаны предоставлять гарантию.

— Сейчас у каждого водителя есть какое-то внутреннее возмущение от навязанного ограничения. Но ведь должна быть какая-то «светлая мысль», на которую опирался законодатель?

— Изначально эти перемены были нацелены на то, чтобы защитить страховщиков от повторных выплат за одни и те же повреждения. Есть случаи, когда водитель реально попал в ДТП, получил выплату, а потом договорился с товарищем, оформил новое ДТП со старыми травмами и снова пошел к страховщикам. Некоторые целый бизнес на этом строят, и довольно успешно. Второй момент, который очень беспокоит те же страховые компании, — так называемые автоюристы. Это юристы, которые досконально разбираются в вопросе и способны добиться от страховщиков выплат, которые превышают стоимость ремонта в несколько раз. Только ведь это не в юристах проблема, а в законодательстве, которое допустило такие пробелы. Новые правила и должны закрыть оба этих вопроса.

— А есть ли в новых нормах что-то положительное для рядового честного водителя?

— Я пока не вижу. Если раньше выплата осуществлялась через 20 дней с момента подачи документов в страховую компанию, то теперь только направление на ремонт нужно ждать до 30 дней! Плюс время ожидания очереди на СТО, которое вообще никак (!) не прописано в законе. А потом, когда дождешься, еще ремонт — 30 рабочих (!) дней. То есть если раньше ты, пока ждал выплату, мог уже присмотреть запчасти, встать на очередь в свой сервис или вовсе вложить свои деньги в ремонт, а компенсировать их за счет выплаты, то теперь ты просто будешь вынужден терять время, хранить побитую машину и ждать.

— То есть очень многие предпочтут компромисс и будут просить меньшие средства, но наличными? Тогда в чем разница с сегодняшним днем?

— В том, что к страховщикам не придут автоюристы и не отсудят большую сумму. Ведь, получая деньги от страховщиков, вы подпишете бумагу, что претензий больше нет. Именно этого они и добивались по большому счету.

— Но если человек решится и пойдет в СТО, что он теряет, кроме времени?

— Надеюсь, ничего. Будем верить, что специалисты в СТО, куда направят пострадавший автомобиль на ремонт, будут хорошие, запчасти качественные и срок службы ремонта — долгим. На первый взгляд сплошной позитив: не нужно бояться, что выплата будет меньше, чем нужно на ремонт, не надо самому искать запчасти и так далее. Так работают в Европе — у них все отлажено и даже нет повода для сомнений. В идеальной ситуации должно быть так, а как будет в наших реалиях, будем делать выводы через несколько месяцев.

— Как думаете, вырастет цена на ОСАГО?

— Официально — нет повода, но, как правило, так и случается. Появляются изменения в ОСАГО — повышаются тарифы. Посмотрим.

— Есть водители, которые предпочитают ремонт у китайцев. Или как, например, вы — в «гаражном» сервисе, которому доверяют. Как быть? Неужели никак нельзя добиться денежной выплаты?

— Думаю, это будет возможно, но на выгодных для страховой компании условиях. Отдать деньги им интересно только в том случае, если это будет намного дешевле, чем заплатить СТО. Если обозначенная сумма устроит обе стороны, то, думаю, страховщики пойдут на это. Естественно, вернуться изменить сумму будет нельзя и, конечно, никаких гарантий на ремонт, который автовладелец сделает «где-то там».

— Какие запчасти будут ставить сервисы? Прописано ли это в законе?

— В законе четко говорится о новых запасных частях, но ничего не сказано о производителях. Среди обывателей существуют понятия «оригинальные» и «неоригинальные» детали. Так вот, судя по ценам, представленным в каталогах запчастей, это не оригиналы. Не может стоить японский бампер для автомобиля «Ленд Крузер Прадо» 8—14 тысяч рублей. Это цена китайской копии. Но! В любом случае после выполнения ремонта почти никто не сможет выяснить, китайская деталь поставлена, оригинальная или бывшая в употреблении. Останется только надеяться на то, что сам ремонт будет сделан качественно, ведь сервисы обязаны предоставлять гарантию.

— Сейчас у каждого водителя есть какое-то внутреннее возмущение от навязанного ограничения. Но ведь должна быть какая-то «светлая мысль», на которую опирался законодатель?

— Изначально эти перемены были нацелены на то, чтобы защитить страховщиков от повторных выплат за одни и те же повреждения. Есть случаи, когда водитель реально попал в ДТП, получил выплату, а потом договорился с товарищем, оформил новое ДТП со старыми «травмами» и снова пошел к страховщикам. Некоторые целый бизнес на этом строят, и довольно успешно. Второй момент, который очень беспокоит те же страховые компании, — так называемые автоюристы. Это юристы, которые досконально разбираются в вопросе и способны добиться от страховщиков максимально возможных по закону выплат, которые зачастую могут превышать первоначальную выплату и даже фактические затраты, понесенные автовладельцем на восстановление своего авто. Только ведь это не в юристах проблема, а в законодательстве, которое допустило такие пробелы. Новые правила и должны закрыть оба этих вопроса.

— А есть ли в новых нормах что-то положительное для рядового честного водителя?

— Я пока не вижу. Если раньше выплата осуществлялась через 20 дней с момента подачи документов в страховую компанию, то теперь только направление на ремонт нужно ждать до 30 дней! Плюс время ожидания очереди на СТО, которое вообще никак (!) не прописано в законе. А потом, когда дождешься, еще ремонт — 30 рабочих (!) дней. То есть если раньше ты, пока ждал выплату, мог уже присмотреть запчасти, встать на очередь в свой сервис или вовсе вложить свои деньги в ремонт, а компенсировать их за счет выплаты, то теперь ты просто будешь вынужден терять время, хранить поврежденную машину и ждать.

— То есть очень многие предпочтут компромисс и будут просить меньшие средства, но наличными? Тогда в чем разница с сегодняшним днем?

— В том, что к страховщикам не придут автоюристы и не отсудят большую сумму. Ведь, получая деньги от страховщиков, вы подпишете бумагу, что претензий больше нет. Именно этого они и добивались по большому счету.

— Но если человек решится и пойдет в СТО, что он теряет, кроме времени?

— Надеюсь, ничего. Будем верить, что специалисты в СТО, куда направят пострадавший автомобиль на ремонт, будут хорошие, запчасти качественные и срок службы ремонта — долгим. На первый взгляд сплошной позитив: не нужно бояться, что выплата будет меньше, чем нужно на ремонт, не надо самому искать запчасти и так далее. Так работают в Европе — у них все отлажено и даже нет повода для сомнений. В идеальной ситуации должно быть так, а как будет в наших реалиях, будем делать выводы через несколько месяцев.

— Как думаете, вырастет цена на ОСАГО?

— Официально — нет повода, но, как правило, так и случается. Появляются изменения в ОСАГО — повышаются тарифы. Посмотрим.

«Лучше деньгами»

Сегодня мы спросили у иркутян: «А как вам лучше — отремонтировать машину в СТО или получить выплату за ущерб наличными?»

Алексей:

— Я за то, чтобы все оставалось, как сейчас. У каждого автовладельца есть проверенные места обслуживания, и не факт, что они будут в списке у страховщика. Я не доверяю другим. И как быть?

Руслан:

— Мне лучше деньгами. Я совладелец автосервиса: могу сам этот вопрос решить. Зачем мне идти неизвестно куда, если я сам могу все сделать? И потом, себестоимость одна, а выплата другая, разница мне лишней тоже не будет. Выбирать самому — наше конституционное право.

Николай Васильевич:

— Я негативно к этому решению отношусь! Сейчас начнется волокита — очереди, тягомотина, ожидание! Все это ерунда. Зачем придумали это? Я хочу получать деньгами и решать без всяких посредников, где делать ремонт.

Ярослав:

— Деньгами удобнее. А так они лишают нас права выбора — приняли решение, выгодное для себя, мнение людей не спрашивали.

Александр:

— Удобнее на руки получить наличные. С одной стороны — ты сам решишь, где и когда тебе удобнее отремонтироваться, с другой — может, что-то еще и останется, это выгоднее: своеобразная компенсация за плохое настроение при ДТП.

Фото автора

  • Ирина Покоева
  •  
    По теме
    Торжественное мероприятие прошло 27 марта Надежда ИВАНОВА В этом году жители областного центра будут выбирать новый, уже восьмой по счету состав Думы.
    По словам председателя правительства Приангарья, представители поселений дали хорошую оценку работе мэра и администрации Председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев отметил динамичность в решении вл
    Около трети сотрудников не умеют определять фишинг и переходят по ссылкам из писем аферистов МТС RED, дочерняя компания МТС в сфере кибербезопасности, проанализировала результаты тренировочных фишинговых рассылок,
    С годами сохранять эластичность кожи все труднее. Косметолог-эстетист Ирина Ткачева рассказала, что стоит добавить к ежедневному уходу вместо того, чтобы прибегать к инъекционной косметологии.
    В совокупности на работы выделят 11,5 млрд рублей Елена СИНИЦА В Иркутской области отремонтируют 100 участков дорог Фото: Пресс-служба правительства Иркутской области В Иркутской области определили подрядчиков,
    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
    Город Зима
    Как подростку уберечься от ВИЧ-инфекции и СПИДА - Управление образования В целях профилактики заражения подростков ВИЧ-инфекцией Комитетом образования в город был приглашен специалист ГБУЗ «Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (далее – ГБУЗ
    Управление образования
    Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
    ЦБС города Братска
    О театре и  премьерах - Чунский район Сегодня отмечается международный День театра! Поздравляем наших театралов и их бессменного режиссера Лиру Шеломенцеву, желаем творческих взлетов и преданных зрителей!
    Чунский район