«Пьянства и мордобоя не учинять!»

2.jpg
Фото: baikvesti.ru


История Нового года в России

В Древней Руси церковный Новый год начинался с 1 марта, а гражданский — с 1 сентября. В 1342 году великий князь Симеон Гордый, сын Ивана Калиты, повелел праздновать Новый год, церковный и гражданский, в один день — 1 сентября, когда по православному календарю отмечается новолетие. Эта традиция возникла в Византии. По преданию, первый христианский император Константин Великий учредил новогодний праздник в память о военном сражении, во время которого на небе явился крест.

«Перестать дурить головы»

Нынешний новогодний праздник 1 января учрежден 15 декабря 1699 года Петром I. В указе сказано: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

До самой кончины Петр I зорко следит за тем, чтобы торжества по случаю наступления Нового года в России проходили не хуже, чем в заморских государствах. В канун праздника император поздравлял всех окружающих, собственноручно одаривал щедрыми подарками наиболее знатных вельмож, преподносил дорогие сувениры своим фаворитам и принимал участие в придворных гуляниях и забавах. Именно из уст Петра Великого пошло новогоднее поздравление «С Новым годом! С новым счастьем!».

Царь закатывал во дворце невиданные маскарады, приказывал палить из пушек, устраивать грандиозные разноцветные фейерверки, и с его подачи празднование стало носить светский характер, а не религиозный, как было раньше.

И вновь продолжается бой…

Большевики, захватив власть, как и деятели Великой французской революции, решили покончить не только со старой властью, но и со старым летоисчислением. Из старорежимного календаря сначала были изъяты христианские праздники — Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Пасхальное Воскресение, Преображение Господне — как несовместимые с идеалами новой власти. Сам новогодний праздник и названия месяцев, напоминавшие  имена императоров, эксплуататоров римского proles, ставшего у Маркса пролетариатом, также нуждались в корректировке.

25 ноября 1918 года на заседании ВЦИК обсуждался вопрос «О замене христианского летоисчисления». Выступавшие Свердлов, Енукидзе, Теодорович и другие члены ВЦИК предлагали учредить новый календарь, поскольку началась «новая коммунистическая эра». Ее отсчет должен начинаться с 7 ноября 1917 года. Новые названия должны быть и у месяцев. Предлагались имена утопистов Бабёфа и Мора, теоретиков Маркса и Энгельса, практиков Ленина и Троцкого. В результате дискуссии было решено до победы мировой революции оставить старые названия и начало года — 1 января, но счет лет вести  не только по григорианскому календарю   (переход был осуществлен в 1918 году – 1  февраля стало 14-м), но и по новому, коммунистическому: «Первый год Октябрьской революции», «Второй…», «Третий…» и т. д.

Отголоски большевистского календаря обнаруживаются и позднее. Все, «кто родился в СССР», помнят скромную строчку на каждом листочке советского календаря — «…тый год Великой Октябрьской социалистической революции». И своеобразный отголосок «коммунистического летоисчисления» — наименование отдельных годов брежневских пятилеток: «решающий», «определяющий», «завершающий». И еще было установлено одно новшество – «непрерывка»: семидневная неделя заменялась пятидневкой (четыре рабочих дня, пятый выходной). Промышленность и транспорт не были готовы к «непрерывке», зато было ликвидировано воскресенье, напоминавшее один из главных христианских праздников. «С уничтожением сонного провала, которым был седьмой, воскресный день, страна пребывает в постоянном бодрствовании», — писал Лев Кассиль. Спустя десять лет, в 1940 году, «непрерывка» была отменена.

  «Мне на днях сказала мама»

Символом Нового года стала елка. Впервые ее стали украшать в XVI веке — на ветвях появились сладости, орехи, яблоки, позднее их заменили игрушки, на вершине устанавливалось изображение солнца, а ниже — двенадцать свечей, символизирующих месяцы наступающего года.

Начиная с петровских времен елка также была неотделима от зимних праздников — Рождества и Нового года, но после Октябрьской революции попала в немилость. В одном из изданий читаем: «Обычай украшать елку на рождественские праздники в нашей стране появился в первой половине XIX века (неверно. — Прим авт .) и был занесен из Германии. Елка первоначально устраивалась в императорской семье, откуда она перешла в среду господствующих классов. Обычай украшать елку в наших условиях не имеет того хозяйственного значения, как во время своего возникновения. Его первобытно-дикарский характер ничего не может дать нашим детям».

Безбожная власть, особенно в период «атеистической пятилетки» (1932—1937), давала другие уроки: «Сегодня по улицам, — читаем в дневнике настоятеля Знаменской церкви отца Петра Попова, — ходят группы детей с флагами. При встрече с духовенством поют: «Будь готов, будь готов! Бить попов, буржуев-дураков! Бога нет! Нет! Нет! Нет!»». Трудно отрицать «первобытно-дикарский характер» этой сценки.

В газете «Красный пахарь» один из авторов возмущался: «Пора прекратить возмутительное действо, называемое новогодней елкой. Это один из немногих пережитков, до сих пор отравляющих околорелигиозным дурманом наших детей». И елочный «дурман» был запрещен.

Только в 1935 году началась реабилитация новогодней елки, когда в Харькове по инициативе Павла Постышева был проведен новогодний утренник. И с той поры елка стала неотъемлемым атрибутом новогоднего праздника, конечно, праздника советского, идеологического. Вот описание новогодней елки в одном из дальневосточных гарнизонов. «Елка была закреплена на подставке, изображающей мировой капитал. Она, как копье, пронизала врага пролетариата. На елочных ветках проткнутые штыками куклы Колчака, Юденича, Деникина, Махно и других прислужников капитала».

Главную елку в 1937 году, установленную в Доме Союзов, украшало огромное панно с изображением Сталина и его изречением: «Жить стало лучше, жить стало веселей!». Новогодний номер «Правды» открывался приветствием: «С Новым годом, товарищи! С новыми победами под знаменем Ленина — Сталина!».

Елка была не только чудесным праздником, но и  эффективным педагогическим мероприятием — право на праздник надо было заслужить хорошей учебой. Об этом напоминали стихи: «Мне на днях сказала мама:/ Если все отметки «пять»,/ Значит, ты имеешь право/ Елку весело встречать».

Праздник заканчивался раздачей подарков, а в кульке с конфетами советский школьник находил записку: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Потом записки исчезли, но идеологический компонент праздника сохранялся еще долго. Так, вспоминается рисунок в «Правде» 1 января 1950 года: земной шар поделен на две части — «социализм» и «капитализм», стилизованные под молнию цифры «1950» вонзаются в «капитализм» и уничтожают его, а внизу строка: «Мы стоим на грани полувека, в будущее устремляя взор!».

Еще не прошла вторая половина XX века, и мы стали встречать новогодние праздники у «капиталистической» елки. Но едва ли здесь нужен так называемый классовый подход. Новый год — праздник общечеловеческий, поэтому и спустя века актуально поздравление от Петра Великого: «С Новым годом! С новым счастьем!». Оно, конечно,   адресовано читателям еженедельника «Байкальские вести».

Владимир Томилов, специально для «Байкальских вестей» 

 

 
По теме
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
Как подростку уберечься от ВИЧ-инфекции и СПИДА - Управление образования В целях профилактики заражения подростков ВИЧ-инфекцией Комитетом образования в город был приглашен специалист ГБУЗ «Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (далее – ГБУЗ
Управление образования
Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
ЦБС города Братска
О театре и  премьерах - Чунский район Сегодня отмечается международный День театра! Поздравляем наших театралов и их бессменного режиссера Лиру Шеломенцеву, желаем творческих взлетов и преданных зрителей!
Чунский район