Иркутск , Ольхонский район , 20.04.18 (ИА «Телеинформ»), - В рамках проходящей в иркутском « Сибэкспоцентре » выставки « Транспорт и дороги Сибири » прошло заседание научно-технического совета «Ольхон – дорога инноваций». На мероприятии были представлены предварительные проекты реконструкции участка автодороги «Баяндай-Еланцы-Хужир» .
Как сообщил заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов , дорогу на Ольхоне проектируют три организации, а в целом она разделена на три участка. Первый и третий включают полную реконструкцию, второй – капитальный ремонт. Согласно плану , серьезной реконструкции должен быть подвержен участок автодороги от пролива Ольхонские ворота до поселка Хужир Ольхонского района. Согласно проекту, расчетная скорость передвижения по дороге после реконструкции должна составить 80 км/час, строительная длина дороги – 29,6 километров.
Основной проблемой ремонта станут многочисленные экологические ограничения. Весь остров является центральной экологической зоной Байкальской природной территории, участки дороги прилегают к водоохранной зоне озера Байкал, здесь расположены объекты культурного наследия, а также Прибайкальский национальный парк . Кроме того, дорожные строители столкнутся с отсутствием круглогодичного транспортного сообщения и действующих карьеров на самом острове.
По словам представителя проектной организации « Регион Проект » Евгения Школьникова, сейчас автодорога «Баяндай-Еланцы-Хужир» имеет асфальто-бетонное покрытие только до переправы на материковой части. Существующая на острове дорога – щебеночно-гравийная и находится в неудовлетворительном состоянии. В плановом аспекте она соответствует нормам дороги четвертой категории, за исключением двух участков, с резкими поворотами и значительными перепадами высот, которые предстоит выравнивать. Еще несколько участков полотна необходимо расширить.
При разработке проектной документации в ООО «Регион Проект» планируют инновационный подход в части снижения материалоемкости при доставке дорожно-строительных материалов, снижение экологической нагрузки на окружающую среду, а также повышение уровня обустройства и информативности обновленной дороги. Одним из возможных решений может стать применение геосинтетики в дорожном покрытии, что позволит сократить объем необходимых стройматериалов, однако решение будет зависеть от технико-экономического сравнения вариантов.
Размещение асфальто-бетонного завода, необходимого для строительства, согласно новому законодательству, возможно в поселке Хужир. Эта мера также предоставит возможность администрации поселка заасфальтировать центральные улицы. Повышению уровня обустройства дороги, согласно плану проектировщика, будет способствовать освещение участков дороги за счет применения альтернативных источников электроэнергии – с помощью солнечных и ветровых генераторов энергии.
На протяжении пути также будут устроены барьерные ограждения, современная разметка и шумовые полосы. Кроме того, планируется насытить трассу светодиодными светильниками, а также устроить велодорожки.
– Ольхон ежегодно принимает тысячи туристов. Очевидно, что увеличение числа автотранспорта не способствует улучшению экологической обстановки на острове. Приоритетной альтернативой автомобилю может стать велосипед. В целях снижения экологической нагрузки на остров мы акцентируем внимание на устройстве велодорожек. Они повысят безопасность, упорядочат движение и снизят ущерб прилегающим территориям, – считает Евгений Школьников.
Проектировщик участка капитального ремонта автодороги на подъезде к поселку Хужир отметил сложность логистики доставки материалов для строительства. Запрос на размещение передвижного асфальто-бетонного завода в поселке пока не нашел понимания у надзорных органов. Таким образом, материалы придется доставлять из поселка Баяндай Баяндаевского района, где расположены карьер и АБЗ. Часть материалов будет доставляться из Иркутска, возможно, с использованием речного транспорта. Параллельно решается вопрос доставки спецтехники. Здесь все упирается в массивность техники, вес которой может не позволить доставку по ледовой переправе, а грузоподъемность существующих речных судов весьма ограничена.
Что касается участка «Хужир-Харанцы» , то здесь проектные работы наткнулись на стену федерального закона «Об охране озера Байкал», существенно затруднившего проектные изыскания. Сейчас проект находится в зачаточном состоянии. Участники совещания призвали помочь в решении вопросов федерального законодательства депутатский корпус региона, представленный в Государственной думе.