На одну из первых лекций в университет правосудия прибыл наш земляк, уроженец Тункинской долины, а ныне небезызвестный режиссер, художник, монтажер фильмов мирового уровня Солбон Лыгденов. Прозвучала идея — ни много ни мало создать киностудию, подобную голливудской, в Сибири. И в устах Солбона эта идея не кажется уж такой фантастической. Он-то знает, как там все устроено не понаслышке, а изнутри. Сам режиссер производит впечатление мощного батыра, который готов сражаться за свою землю и своих земляков, потому что любит их и верит в них.
В 90-е годы молодой самобытный художник уехал в Москву, чтобы научиться снимать хорошее кино, тогда же открылась ему и дорога в Америку. Увлекся, работал мощно, пришли деньги и успех, рядом были интересные люди: режиссеры, актеры, художники — все герои нашего времени. В активе Солбона Лыгденова — участие в качестве раскадровщика, художника-постановщика, трюкового разработчика в фильмах «Питер ФМ», «Код апокалипсиса», «Мы из будущего», «Тариф новогодний», «Черная молния», «Миссия невыполнима» и многих других. И по накатанной — Америка, страна супергероев и экономического успеха, Россия сдулась, денег на кино нет, надо бежать туда, где тебя оценят и купят... Перемолоть такая мясорубка может любого, но только не Солбона.
С возрастом он все больше сопротивлялся утверждению, что в России, а тем паче в Сибири, жизни нет. Приезжая на Байкал, домой в Тунку, художник с горечью видел результаты заброшенности, ненужности бурятского народа, а заодно и русских, и якутов, и калмыков, и тунгусов. Пьянство и безразличие — грустные приметы нашего времени — болью рвали сердце. Оставив Голливуд с его успехом и богатством, Москву с ее тихой покорностью Западу, Солбон приехал в Сибирь и снял свой первый самостоятельный фильм «Святой источник», по-бурятски «Булаг». Кино вышло сильное, престижные кинофестивали боролись за право первыми представить его западному зрителю, обещали славу и деньги. Чтобы снимать дальше, ведь идей в голове не счесть, Солбону нужны деньги. Кстати сказать, «Булаг» снят на собственные средства режиссера от продажи его большой квартиры. Но никаких квартир не хватит, чтобы делать качественное, конкурентоспособное кино. Тем не менее, когда организаторы кинофестивалей все как один предложили автору переделать концовку его первого авторского фильма так, чтобы святой источник был растоптан, а герои остались без надежды, он отказался. Ради надежды на возрождение и процветание своей родины снимал он фильм, а не ради денег.
Принимая участие в создании фильма «Сталинград» Федора Бондарчука, Солбон не переставал думать о том, что настоящая война совсем другая, в ней много боли и страдания, много силы и воли, много подвига и смерти… И тогда он задумал свой Сталинград. Фильм, который расскажет о подвигах сибирских дивизий, о дружбе и братстве сибирского народа.
В основе сюжета — трогательная история сводных братьев, сыновей русского и бурятского народов, воспитанных отцом-бурятом и оказавшихся в 42-м под Сталинградом. Легендарная героическая история братьев развивается на фоне страшных боев. Важно, что и немцев Солбон решил показать настоящими бойцами, профессиональными и сильными. Противостояние двух мощных армий, за спиной одной из которых только знания и дисциплина, за спиной другой, помимо прочего, дети, матери, жены, старики и родной дом. Напомнить России о подвиге в Великой Отечественной войне и рассказать молодежи на современном языке кино о героизме дедов, достойных звания настоящих супергероев — вот сверхзадача фильма «321-я сибирская».
Съемкам предшествовала большая подготовительная работа: изучение архивов, встреча с участниками сталинградских боев. Начались съемки в Нукутском районе Иркутской области 3 сентября, затем они пройдут в Бурятии, Забайкалье, но уже сейчас задача патриотического воспитания выполняется самой концепцией съемок. Принять посильное участие в нашем сибирском кино может каждый желающий. Разработан сайт поддержки кино, съемочная группа во главе с режиссером выходит с выступлениями к разным аудиториям с серьезным разговором о современном мире, о современном кино.
«Зачем вам Кира Найтли?»Второй курс юрфака университета правосудия пришел на лекцию, а попал на встречу с режиссером. Солбона Лыгденова пригласила преподаватель ВСФ РГУП, судья в отставке Лариса Анциферова, услышав его в Молчановке и посмотрев «Булаг». Лариса Андреевна, представляя режиссера, сказала:
— Я до сих пор под впечатлением от фильма «Булаг». Очень сильный. Поговорив с режиссером, я поняла, что такой человек нужен нашим студентам.
Разговор продлился часа два. Ребята внимательно слушали, задавали толковые вопросы, поддерживали идеи режиссера.
— Сколько идут съемки фильма?
— Понравилась ли вам Кира Найтли в роли Анны Карениной?
В итоге разговора стало понятно, что не только студенты изучали режиссера, но и он очень внимательно следил за лицами, живой реакцией, эмоциями слушателей. Кино, особенно новому национальному кино, нужны молодые смелые лица. «Зачем вам Кира Найтли и Натали Портман? Среди вас вижу студентов с вдохновенными лицами, которые гораздо живее и не менее красивы, парни харизматичные и уверенные. Вы нам нужны, приходите сниматься в кино о своих дедах. Мы хотим оставить памятник детям и внукам о наших героях», — подвел итог встречи Солбон Лыгденов, режиссер и художник, вдохновленный идеей настоящего сибирского кино.