По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие

По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие
По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие
По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие
По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие
По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие
По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие
По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие
По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие
Фото: i38.ru

Осинский район , 30.10.17 (ИА «Телеинформ»), - Иркутская область – регион многонациональный с редким переплетением религий и традиций, и несмотря на стремительное развитие современного мира, практически в каждом из районов Приангарья всё ещё можно найти островок аутентичной культуры. Корреспондент Телеинформа отправился за 150 километров от Иркутска, чтобы увидеть как в Осинском районе сохраняют наследие предков.

ШЕСТЬ СЭРГЭ

Из Иркутска в Осу ведёт Александровский тракт – трасса, хорошо известная любителям отдохнуть на Братском море. Дорога лежит через Боханский район, в состав которого входит село Александровское, давшее когда-то название тракту. По нему сюда в Александровский централ в 19 веке попадали на каторгу осуждённые со всей России.

С Боханского района и начинается путешествие по Усть-Ордынскому Бурятскому округу. Об этом  говорит и стела на въезде – шесть сэргэ, перехваченные кольцом. Каждый из священных столбов символизирует тот или иной район УОБО. Всего таких стел три, ещё две расположены на въезде в Эхирит-Булагатский район на Качугском тракте и в Нукутском районе на Московском тракте. В этом году они празднуют 20-летний юбилей: в 1997 году стелы установили в честь 60-летия тогда ещё отдельного субъекта Российской Федерации – Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Проектировала эти необычные стелы известная художница Анжелика Алсаткина. Она предложила сразу несколько вариантов, но власти выбрали ту, которая была наиболее простой в исполнении. Сама же автор композиций хотела видеть на въездах в районы юрты как символ очага. Но и сэргэ – вполне себе символичный образ бурятской мифологии. Эти столбы символизируют связь трёх миров – подземного, мира людей и мира небожителей.

Илья Ашаханов

Сэргэ свидетельствовали о том, что у земли, на которой они стоят, есть хозяин. В некоторых случаях их устанавливали в знак почтения старейшинам рода.

– Мой прадед был шаманом, хорошим, известным. Мы своим таким предкам должны ставить сэргэ. Это не должен быть обыкновенный столб, это место, где поклоняются предкам, – рассказывает шаман Илья Ашаханов из села Бильчир.

ИСЛАМ, ПРАВОСЛАВИЕ, НО НЕ БУДДИЗМ

Основное население Осинского района буряты и так исторически сложилось, что доминирует здесь шаманизм – явление, до сих пор вызывающее споры. Одни называют его религией, другие культурой. Как водится, истина где-то посередине. Корни шаманизма уходят в далёкое прошлое и основаны на веровании, что миром управляют духи предков и природные силы. Отсюда и многочисленные обряды поклонения, которые сохранились до сих пор.

Впрочем, Осинский район – не резервация, куда не проникают другие культуры и веяния, говорит мэр Виктор Мантыков . Есть здесь и православная церковь, и мечеть, и праздники отмечают как христианские, так и мусульманские. А вот с дацанами не задалось – буддизм встречает противодействие у местных жителей.

– Мы стараемся поддержать все национальности. Но из всех районов Иркутской области Осинский наиболее сохранивший традиции бурятского языка и культуры, шаманизма.  Это единственный район, куда буддизм не проник. В Боханском районе тоже его нет, но там и шаманизм не так выражен, – рассказывает Виктор Мантыков. А потом добавляет: он и сам, историк и бывший директор одной из местных школ, «немножко посвящённый», то есть может проводить обряды, но «строго только для себя и своей семьи, не более».

Но чтобы «ходить в народ», шаман должен пройти девять посвящений, получить своеобразный допуск и метку. Просто так проводить обряды чревато, человек, затеявший игру с духами, может навлечь на себя печальные последствия. Точно также, как если человек, назвавшийся шаманом, назначит для себя цену. Впрочем, и становятся избранными не без последствий. Как правило, этот дар передаётся по наследству, а понимает человек, что он избран духами, через «шаманскую болезнь».

ТОТЕМНАЯ ПТИЦА ОРЁЛ

Сколько всего шаманов в Осинском районе, неизвестно, такую статистику не ведут. Это не только не очень нужно, но и сложно, говорит Виктор Мантыков, как минимум, потому что шаманы бывают разного уровня. Одно можно сказать с уверенностью: в каждом поселении есть по одному избранному, а то и по несколько.

«Элитой» среди них можно назвать кузнецов, по-бурятски «дархан», – людей, которые работают с огнём, а, значит, общаются непосредственно с духами. Из-под рук белых кузнецов выходят ювелирные изделия, в основном, из серебра, отгоняющего злых духов, чёрные кузнецы делают утварь. И те, и другие, всякий раз, как приступают к работе, должны «капать» – совершать обряд поклонения духу огня.

Но всё-таки какому-никакому «учёту» шаманы подлежат. В Осинском районе есть централизованная шаманистская организация «Бургэд» , в переводе «орёл». Эта птица считается тотемной для бурятов.

– Бывает так, что во время обряда над шаманом и людьми, которые к нему пришли за помощью, начинают кружить орлы. Я и сам такое видел. Это хороший знак, – говорит мэр Осинского района.

В этот раз орлы не прилетели, зато к Обусинскому заливу прискакал табун лошадей, что, впрочем, тоже считается хорошим знаком.

ХОЗЯИН ВОДЫ

Практически ни один обряд не обходится без разжигания костра, нужны для них и белая пища – водка или тарасун (бурятская «водка»), молоко, саламат (национальное бурятское блюдо из вареной сметаны). Нужны также сигареты и белые монеты в качестве подношения духам. Шаманы могут работать поодиночке, а могут и взаимодействовать друг с другом. Если в группе есть и мужчины, и женщины, то шаманка всегда уступает первенство.

– Каждый обряд проводится по-своему, у каждого тайлагана свой хозяин. По шаманскому обычаю, всё вокруг живое и вода тоже, – рассказывает шаманка Мария Бадагоева . По её признанию, о том, какой для неё уготован путь, ей стало известно от отца.  В молодости она училась в Иркутске, некоторое время работала в областном центре.

Мария Бадагоева

– Я всегда чувствовала, что за мной сила какая-то стоит. Бывает, с кем-то поругаюсь, сама ничего ему не делаю плохого, но всё равно с этим человеком тут же происходит что-то неприятное, – рассказывает Мария Бадагоева. – С детства мне всегда вещие сны снились. В молодости я не сильно обращала на это внимание. А около 45 лет я начала болеть, усталость постоянно была, голова сильно постоянно болела. Однажды вышла во двор и мне в голову пришли слова отца, о том, что я стану шаманкой и поняла, что время пришло. Моя сестра, кстати, по материнской линии целительница.

В этот раз Мария Бадагоева вместе с шаманами Олегом Шобокшоновым и Ильёй Ашахановым из села Бильчир провели обряд поклонениям духам воды. Обычно он проходит в июне, когда лёд с рек уже сходит, а на деревьях появляется листва. Шаманы просят духов воды благоволения, сохранения жизни людей и скота, обильных дождей для хорошего урожая. Во время обряда шаманы по очереди под монотонный речитатив совершают таинство. В нём принимают участие и все остальные присутствующие: каждый должен пригубить водки, отпить молока, съесть саламат и выкурить трубку мира. После обряда каждый может попросить для себя и своих близких благополучия – для этого в Братское водохранилище нужно бросить три камушка с побережья и белые монетки.

Олег Шобокшонов

Шаманских обрядов великое множество. Есть обряд открытия небесных врат, который проводится весной, есть родовые обряды, есть те, которые проводят только женщины – они связаны с очагом. На жертвоприношения допускаются только мужчины. Имеет значение и место, где проводятся тайлаганы и обряды.

КОЛЫБЕЛЬ ШАМАНИЗМА

Село Бильчир – большой населённый пункт. Здесь соседствуют буряты и русские, проводятся не только обряды, но и поддерживают возрождение традиций. В селе есть два творческих коллектива, в том числе и детский. Ребята, самому младшему из которых 10 лет, на сцене воспроизводят древние обряды. Например, традиционный танец ёхор – его, кстати, исполняли и на Ёрдынских играх , прошедших в этом году в Ольхонском районе. Все свои постановки коллективы показывают на фестивалях разного уровня – от районных до областных.

Но настоящей колыбелью шаманизма, откуда выходят самые сильные шаманы, в Осинском районе называют самое маленькое бурятское село со звучным названием Ирхидей . Здесь живёт и председатель «Бургэда» Спас Спасов . По образованию он учитель, и как рассказал сам шаман, не хотел продолжать путь предков. Но, как и многие избранные духами, в какой-то момент заболел, долго не мог вылечиться. Одно время учительство ему удавалось совмещать с шаманством, но затем Спас Спасов стал настолько востребованным, что из школы пришлось уйти. Сейчас, чтобы попасть на приём к этому, как признал мэр Осинского района, самому сильному шаману, надо записываться минимум за месяц. Также как и к его сестре – она от матери переняла способность гадать на картах.

– В советское время шаманов жёстко преследовали, закрывали всё это. А сейчас всё в открытую, и шаманы стали очень востребованы. Шаману нельзя людям плохое делать. Если человек обратился за обрядом, мы не имеем право отказывать, но если он просит что-то плохое, то шаман должен сказать «нет». Мы сами себе не принадлежим, мы принадлежим людям, – рассказывает Спас Спасов.

Спас Спасов

Вокруг Ирхидея расположено 12 святых целебных источников. Помимо того, что вода из них лечит, как считают местные, она ещё и помогает очиститься. Для журналистов ритуал Спас Спасов, его сестра и старейшины села провели в живописном месте с видом на реку Осинка, впадающую в Братское водохранилище. Через обряд шаман постарался привлечь к каждому благополучие, здоровья, удачи в дороге, семье.

В Ирхидее, как и в Бильчире, также стараются сохранять бурятские традиции. В этом году здесь в районном масштабе возродили старинный праздник «Зоохэй наадан», что в переводе на русский язык означает «сметанная вечеринка». Он символизирует единение народа, проводят его во время летнего тайлагана, когда мужчины-шаманы проводят обряд на священной горе. В Ирхидее праздник проводится уже на протяжении 20 лет в июне, но такое широкое распространение он получил впервые. Во время праздника в этом году в трёх общих котлах наварили саламат. А среди зрителей провели конкурс, в ходе которого на скорость нужно было выпить четыре стакана масла от саламата. Победительницей стала жительница посёлка Улей.

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

После двух бурятских сёл и ритуалов журналистов повезли в русский населённый пункт – Майск . Село славится тем, что его глава Александр Серебренников активно возрождает здесь православные традиции. Так, из года в год в Майске летом собираются на Петров день. Местные жители – народ творческий, многие умеют играть на традиционных русских инструментах. Даже сам глава села поучаствовал в концерте для журналистов, удивив необычной куклой, двигавшейся в такт музыке. Как оказалась игрушка досталась Александру Серебренникову от предков, а секрет её прост: куклу крепится к рукам музыканта еле заметной верёвочкой и получает импульсы от движения рук владельца.

Александр Серебренников

В народных коллективах Майска участвуют как взрослые, так и молодое поколение. Но сейчас в посёлке есть проблема с площадкой. Некоторое время назад здесь сгорел Дом культуры и теперь коллективы ютятся в приспособленном маленьком помещении. Впрочем, говорит Александр Серебренников, новое здание селу обещают уже в 2018 году.

ТЕПЕРЬ: новости культуры в Иркутске и области — в Telegram

Ещё новости о событии:

По пути предков: как в Осинском районе сохраняют наследие - I38.Ru
Осинский район , 30.10.17 (ИА «Телеинформ»), - Иркутская область – регион многонациональный с редким переплетением религий и традиций, и несмотря на стремительное развитие современного мира,
13:07 30.10.2017 I38.Ru - Иркутск
Причина обмеления озера заключается в гневе духов Шаманы Бурятии провели обряд поклонения духам воды на берегу Братского водохранилища,
13:01 30.10.2017 IrkutskMedia.Ru - Иркутск
 
По теме
Во время пресс-тура «Путь предков» иркутским журналистам рассказали о традициях Осинского района Интересные факты  Интересно, что Осинский район есть не только в Иркутской области.
Древние обычаи бурятского народа возрождают в Осинском районе Осинский район по праву считается удивительным местом.
Герои остросюжетного сериала «Капкан для Золушки» – двое частных детективов.
Дворец искусств г. Братска, ж. р. Энергетик, ул. Наймушина, 26 10:30 – гала-концерт городского отборочного этапа областного фестиваля детского и юношеского творчества «Байкальская звезда» [6+]   ДК «Юность»,
Художники, фотографы, видеографы уже давно применяют тени в свою пользу. Но первооткрыватели тени как искусства – это, несомненно, театры теней.
Иркутский областной краеведческий музей имени Муравьева-Амурского с 30 марта приглашает иркутян и гостей города на новую выставку «Именины Ивана Степановича» в выставочный отдел «Музейная студия».
Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
Baikal24.Ru
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
ЦБС города Братска