Скульптуру «Байкал-Бавэй» («Хранитель Байкала») всемирно известного мастера Даши Намдакова планируют установить на мысе Хобой в сентябре. Открытие ее запланировано в дни проведения в Иркутской области Международного Байкальского экологического водного форума. Установка монумента — совместный авторский проект Арт-фонда Даши Намдакова в Долгопрудном и иркутской галереи Виктора Бронштейна. Планируется, что это место станет центром экотуризма. Но такая инициатива пришлась по душе далеко не всем. Уже несколько месяцев в Иркутской области и Республике Бурятия ведутся споры о целесообразности установки скульптуры «Хранитель Байкала» на самой высокой точке острова.
Дошли до прокуратуры
Свое мнение по поводу «Хранителя Байкала» поспешили высказать даже люди, далекие от искусства. В Интернете на многочисленных форумах шли ожесточенные дискуссии. Посетители группы «Наш дом — Бурятия» оставляли противоречивые комментарии. Кто-то увидел в скульптуре шаманскую корону, рога удивительных оленей и доброго старца, а кто-то — сухое дерево и символ высыхания Байкала. «Лучше бы цветущее дерево сделал, чтобы Байкал процветал! А так можно наколдовать проблему», — возмущались интернет-пользователи.
В дело вмешались общественники. Андрей Ершов, представитель движения «За священный Байкал!», подал обращение прокурору Иркутской области Игорю Мельникову с просьбой разобраться с установкой скульптуры Даши Намдакова на Ольхоне. По мнению активиста, неизвестно, проводились ли оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза при проектировании данного монумента. Вскоре последовала реакция со стороны прокуратуры Ольхонского района: жалобу общественников переадресовали главе Хужирского муниципального образования Вере Малановой и в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Оно объединяет Байкало-Ленский заповедник и Прибайкальский национальный парк, на территории которого и расположен Ольхон.
— Я посчитал это нарушением инструкции Генпрокуратуры, поскольку отослали мое обращение лицам, чьи действия, по сути, обжалуются. Повторное обращение я уже направил в Генпрокуратуру. Пока ответа по второму обращению не поступило, но мне по первому обращению ответила глава Хужира, — говорит Андрей Ершов. — Нужно разбираться, какой статус имеет земля. Перед тем как разместить там скульптуру, заповедную территорию нужно сделать рекреационной. Будем разбираться и бороться дальше.
Байкал страдает от антропогенной нагрузки. Но почему именно появление статуи вызвало такой общественный резонанс?
— Многие считают, что это чистой воды бизнес-проект. Кроме этого, появление скульп-туры создаст реальную угрозу и без того хрупкой экосистеме северной части острова. Сама статуя не может являться символом Байкала, потому что не имеет никакого отношения к бурят-монгольской, ольхонской символике и оскорбляет чувства местных жителей. Сейчас ольхонцы собирают подписи, обращаются к губернатору, чтобы скульптуры не было, — говорит Андрей Ершов.
Шаманы не против
Ранее, комментируя обращение общественников в прокуратуру Иркутской области, Виктор Бронштейн сообщил корреспонденту «Московского комсомольца в Бурятии», что участок, на котором планируется установить композицию, уже десятки лет де-факто является землей рекреационного назначения.
— Каждый день туда приезжают сотни туристов, там стоят сотни машин. И если бы чиновники своевременно привели ее в соответствие с категорией (как предназначенную и используемую для отдыха и туризма. — Прим . « МК » ), то никаких трудностей и претензий сейчас не возникло бы, — пояснил он изданию. — Скульптура не хозяйственный объект. Каким образом она может воздействовать на окружающую среду? Испарять бронзу? Давать вибрацию? В Минприроды России решается вопрос о необходимости экологический экспертизы для «Хранителя Байкала». И, скорее всего, будет заключение, что она не требуется.
Бронштейн заметил, что администрация с жителями встречалась, и на общем сходе народ проголосовал за установку скульптуры.
— Видимо, благие дела не делаются без препятствий. Просто какое-то стремление не пущать, — заметил Виктор Бронштейн. — Мы считаем, что установка скульптуры Даши Намдакова привлечет внимание российской, а возможно, и мировой общественности к сохранению нашего великого озера, что особенно важно в Год экологии. Кроме того, проект поддержали губернатор Иркутской области Сергей Левченко и и. о. главы Бурятии Алексей Цыденов. Думаю, лжезащитники просто пиарятся на этой истории.
За установку памятника, в отличие от многих местных жителей, высказались и некоторые шаманы. В начале лета прошел обряд, в ходе которого шаманам стало понятно, что духи не против «Хранителя Байкала». В защиту скульптуры высказались и некоторые деятели культуры Усть-Ордынского Бурятского округа. Обширное письмо прислала в нашу редакцию дизайнер Анжелика Алсаткина. «То, что мастер такого уровня решил поставить на Ольхоне скульптуру, — это большая удача для всех жителей области. К сожалению, бывает, что люди отторгают творчество великих творцов, особенно своих земляков. Мне абсурдность происходящего напоминает «бульдозерную выставку» в Москве 1974 года при Хрущеве. Многие из тех, чьи произведения были снесены бульдозером, смогли реализоваться, но уже, к сожалению, на Западе, — пишет Анжелика Алсаткина. — Произведение Даши Намдакова имеет глубокие смыслы, понятные людям разных национальностей. В нем отражены трехмерность мира, божественность космоса. Лик скульптуры-дерева обращен к людям, острые ветви протянуты к небу, к предкам, живущим на небесах. Я надеюсь, что «Хранитель Байкала» все же будет установлен. Со временем скульптура станет местом поклонения, а противники установления скульптуры, кстати, делают прекрасную рекламу гениальному произведению».
Фото: open.irkobl.ru