Драмтеатр готовит постановку «Царь Федор Иоаннович» 

В драматическом театре имени Охлопкова грядет большая премьера. Режиссер-постановщик из Владивостока Станислав Мальцев мыслит будущий спектакль как некую «симфонию для превосходного оркестра», в которой все лейтмотивы и разработки, все тончайшие нюансы будут сливаться в единое художественное полотно, в красноречивое звучание вечных вопросов русской жизни.

Историческая проекция 

— Я очень люблю Алексея Константиновича Толстого и особенно эту великую пьесу, — говорит приглашенный мастер. — Обращаясь к историческому сюжету, автор глубоко исследует, что происходит в России XIX века. И оставляет нам бесценное пророчество о судьбах России в XX веке и даже о перспективах XXI. Вот почему, на мой взгляд, эта пьеса так жива и актуальна сегодня. Она будет востребована еще долго, пока нас будоражат неразгаданные русские тайны и волнуют реактивные русские характеры.

Автор исторических пьес «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» Алексей Толстой был другом детства императора Александра II, отменившего крепостничество. Трилогия — не только выдающийся литературный памятник, но и своего рода послание русской верховной власти в пореформенное время. Накануне премьеры 1898 года, после долгого цензурного запрета, зрительский ажиотаж подогревали слухи, что актер, исполняющий главную роль, выйдет на сцену Малого театра в Санкт-Петербурге в гриме Николая II. В Годунове узнавали министра-реформатора Сергея Юльевича Витт е.

Соблазн к построению злободневных аналогий есть и сегодня. Свежие в памяти 90-е годы, неуспокоенное бурление в нынешнем российском котле — благодатная почва для вольных толкований.

— Я думаю, лобовые трактовки всегда вредны, когда речь идет о таком глубоком материале, — предостерегает постановщик. — Толстой подчеркивал: «Исторической правдой он не связан». Так и нам не следует связывать себя политическими акцентами. Перед нами не историческая драма в чистом виде. Перед нами поэма. Спектакль, который мы создаем, — ни в коем случае не суд над прошлым, не калька настоящего. Мы хотели бы увидеть в нем историческую проекцию будущего.

Святой на троне

— С чего начинается смута? Она рождается не на полях сражений, не на баррикадах, а, прежде всего, в головах людей, — вслед за Толстым уверяет Станислав Мальцев, — когда у человека теряются или размываются нравственные ориентиры. Все эпохи, породившие смуты, похожи тем, что в их канун начинали подвергаться ревизии наши вечные ценности. Первым делом смущался ум человека, его душа, а следом высвобождалась неуправляемая разрушительная стихия, рвался на свободу «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Для нас, россиян, насущно важна верность сакральным ценностям, утрата которых непоправима. Русским людям необходима вера в высокую честность, порядочность, непогрешимую законность верховной власти. Нам нужен ее подлинный духовный авторитет, которым был наделен милосердный царь Федор, соединивший, по словам летописцев, «царство с монашеством».

Иностранные хроникеры писали о московском правителе Федоре Иоанновиче как о юродивом, не способном к эффективному правлению. Объективно же 14 лет его правления ознаменовались миром и порядком на Руси, ласковой оттепелью после леденящих сердце ужасов эпохи кровавого тирана. Кроткий и богобоязненный Федор, по свидетельству независимого «Пискаревского летописца», «царствовал… тихо и праведно, и милостиво, безмятежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденствии пребыша в те лета». Память народная по сей день чтит его как правителя святого.

— Главный герой поэмы — совершенный человек, — рассуждает Станислав Мальцев. — Вокруг него — странный русский мир с его мятежным язычеством и покорным православием, непримиримая борьба за власть между анахоретами клана Шуйских и сторонниками рьяного преобразователя Бориса Годунова. А он, «святой и благоверный» царь, пытается «всех согласить, все сгладить». Такие, как Федор Иоаннович, как князь Мышкин у Достоевского, — герои вне времени, посланцы вечного света. Царь Федор противостоит тьме внешней и внутренней не политическим произволом, а силой духа. Он слабый, физически немощный человек, а на самом деле неодолимый богатырь в силе духа, милосердии, праведности. Если бы не было таких юродивых, таких святых в жизни и русской литературе, мы давно и бесповоротно опустились бы в глубокую яму, мрак сомкнулся бы.

Театральное пиршество

В спектакле нас ожидает встреча с подлинным симфонизмом режиссерского концепта. Он проявится и в небывалой метафоричной сценографии главного художника театра Александра Плинта , и в уникальной коллекции костюмов, которые швецы и бутафоры создают по эскизам Оксаны Готовской , и в знаковых пластических фрагментах от хореографа Владимира Лопаева , и в роскошном музыкальном оформлении спектакля.

Выразить метафизический конфликт между духовным законом и языческой стихией нигилизма в русском национальном характере помогут контрастные звуковые пласты. Мы услышим сверкающие гармонии «Литургии Святого Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова и пульс пробудившихся соков земли сюиты Стравинского «Весна священная», а также безудержные ритмы хоровой интермедии «Весело на душе» из симфонического действа Валерия Гаврилина «Перезвоны».

Стилизованные костюмы персонажей, светлые, почти «бесплотные» снизу, кверху постепенно набирают цвет и «плоть». Люди на сцене будут напоминать фигуры на полуистершейся, тающей фреске. Наряды артистам создают с помощью печати на ткани, ювелирно декорируют вручную.

Площадь сцены будет осенять символ России — гигантская женская нательная рубаха, растянутая на цепях. Будут и другие зримые акценты: образ пыточного колеса, зыбкая, колеблющаяся Земля, арочное небо, подробно воссозданный исторический трон Ивана Грозного из Оружейной палаты…

— На сцене будет красиво и многозначно, и беспокойно, — подытоживает постановщик. — Но главное — наполнить все это жизнью, населить живыми характерами и достоверными страстями.

Обращение к молодым

Станислав Мальцев и «вся театральная рать» стремятся сделать «Царя Федора» близким и понятным именно молодому поколению. Его человечность и обаяние, по задумке постановщиков, должны стать путеводным ориентиром для вступающих в жизнь современников.

Поэтому в сценическом «климате» спектакля доминирует молодая, даже подростковая энергия. По этой же причине возраст трех главных героев спектакля намеренно не совпадает с историческим. Ревнитель патриархальной старины князь Иван Петрович Шуйский (заслуженный артист России Николай Дубаков ) — человек преклонных лет, старшего поколения. Будущий узурпатор Борис Годунов (заслуженный артист России Степан Догадин ) представляет активную зрелость. Царь Федор (артист Сергей Дубянский ) неожиданно молод. Самый юный из них оказывается самым чистым и непогрешимым в своих нравственных убеждениях, и, возможно, в силу этого самым мудрым.

— Если удастся нам открыть зрителю очарование главного героя, — надеется режиссер, — убедить в его реальности и высшей правоте, научить полюбить это сердце, полное любви, тогда просветляющая сверхзадача постановки будет решена.

Фото с репетиций спектакля Анатолия Бызова, Алины Качан

 

Марина Рыбак
 
По теме
Иркутская область, НИА-Байкал – Премьеру постановки – саунд-драмы «Гроза» по одноименной пьесе Александра Островского – подготовил Иркутский областной театр-студия «Театр Пилигримов».
#БиблиотечноеобъединениегТайшет    24 марта в 14:00 в Городской библиотеке выступит Павел Баканов, автор-исполнитель, рок-музыкант, лауреат дальневосточных фестивалей, участник и организатор трезвых сходов путешественников,
photo_2024-03-18_09-55-12 - ОГАУЗ ГИМДКБ Пожарно-тактические занятия по теме «Тушение пожара и проведение аварийно-спасательных работ в зданиях медицинских организаций» прошли в Ивано-Матренинской детской клинической больнице с 13 по 16 марта,
ОГАУЗ ГИМДКБ
Проблемам наиболее подвержена костно-мышечная система человека Почти две трети сотрудников различных компаний попадают в желтую и красную группы здоровья, им рекомендуется обратиться за консультацией к врачу.
IrkutskMedia.Ru
«Семья –маленькая вселенная» - Отдел по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания 15 марта в Центральной городской библиотекпрошёл городской конкурс юных поэтов и прозаиков «Семья – маленькая вселенная», участники конкурса,
Отдел по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания