Попадая в каждое сердце

Фото: baikvesti.ru
3 и 4 марта в Иркутском музыкальном театре имени Н.М.  Загурского состоялась премьера одной из лучших и известнейших оперетт Франца Легара «Веселая вдова»

Казалось бы, что особенного в том, что музыкальный театр снова обращается к теме любви. Тема вечная и ни у кого вопросов и удивления не вызывает. К тому же петербургский режиссер-постановщик Константин Балакин, он же автор либретто, дирижер-постановщик засл. арт. РФ Эхтибар Ахмедов из Новосибирска, сценограф и художник по костюмам Елена Вершинина (Санкт-Петербург), следуя  за автором, решили  не переносить место действия в наши дни, а оставили его там и в том времени, где это было им и предусмотрено, разве только чуть-чуть добавив условности.  

Эта история стара, как мир, но только в калейдоскопе людей и характеров разноликого Парижа она превратилась в  мелодраму со счастливым концом. Но давайте обо всем по порядку. Сначала углубимся в предысторию написания Францем Легаром музыки  к этой оперетте. А дело было так…

На дворе стоял декабрь 1905 года. Прослушав только первые такты  оперетты, оба директора театра — Вальнер и Карчаг — заткнули уши и закричали:

— Это ужасно! Это не музыка! Это надвигающийся призрак   нашего банкротства! Эти музыкальные новшества у нас не смогут иметь успеха!   Где тут Вена? Где поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят видеть и слышать наши зрители в оперетте?

Эти обвинения сыпались на Легара, как град, он ничего не мог возразить и   сидел, как на угольях. «Наверно, они правы, — думал он. — Они старые практики, а я неопытный дилетант». Этот неприятный разговор молодого композитора с двумя директорами  произошел после предварительного показа музыки к первому действию «Веселой вдовы» в одном из великолепных и прославленных  европейских театров — «Ан дер Вин» («Театр на реке Вене»).

Не стесняясь присутствия Легара, директора начали говорить о том, что необходимо все же вернуть Хойбергера, которому была поручена эта оперетта первоначально, но музыка которого их тоже не устроила.

— По крайней мере, у него трезвая голова и он не будет делать ненужных экспериментов, — говорил Вальнер, — или нужно обратиться к кому-то третьему, например Рейнхардту…

— Короче, господин Легар, мы предлагаем вам отказаться и предлагаем 5 тысяч крон…

Спас Легара один из авторов либретто, Виктор Леон, которому музыка очень понравилась, и в своем решении дать возможность дописать Легару оперетту он был тверд. На его стороне были и лучшие актеры театра.

— Как вы не понимаете, — почти кричал Виктор Леон, — да именно эта   оперетта с этой   музыкой Легара будет самой большой удачей в вашей антрепренерской жизни! Она вас еще прославит…

История показала, как Леон был прав. Он все же настоял, чтобы Легару дали возможность дописать оперетту, а потом в конце декабря 1905 года сыграть премьеру, вызвавшую настоящий фурор, который стал триумфом молодого композитора. Публика неистовствовала, она кричала, топала и свистела, чтобы более бурно и ярко выразить свой восторг, а уж сколько раз вызывали на бис актеров и композитора, который в   день премьеры сам дирижировал, и не подсчитать. Успех был грандиозным. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту успешно начали ставить по всему миру, в том числе и в России.

«С «Веселой вдовой» я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях, — писал впоследствии Франц Легар, — моей целью всегда было облагородить   оперетту. Зритель должен переживать,   размышлять, а не смотреть и слушать откровенные глупости…»

Франц Легар был венгром, но большую часть жизни провел в Вене. Вот почему музыка «Веселой вдовы» по-венски приятна, легка, изящна, в то время как сюжет взят из одной французской пьесы, действие которой происходит в Париже, в обществе элегантных завсегдатаев кафе с их легкомысленными нравами. И неудивительно, что, будучи показанной в Вене, эта оперетта сразу же обрела успех, славу дерзкой и фривольной, а изящные легаровские мелодии показались привлекательными для многих звезд мировой сцены и вот уже более века не сходят с подмостков.

  «Веселая вдова» на иркутской сцене — это замечательная, яркая, искрометная оперетта с целым каскадом отличных актерских работ. Фантазия постановочной группы при помощи нашего воображения уносит в далекие дали, в прекрасный и пестрый Париж начала прошлого века, где переплетаются жизнь и поэзия, человеческие чувства и страсти.   Смотрится оперетта с неослабевающим интересом на протяжении всех трех актов, попадая в каждое зрительское сердце.

Главная героиня Ганна Главари (Юлия Пихтина, в другом составе — Светлана Щерботкина) харизматична, женственна, обаятельна, элегантна, ее голос звучит  свежо и сильно. Граф Данило — Александр Айдаров (в другом составе Гейрат Шабанов), благороден, убедителен, с выплесками эмоции, энергии, радости жизни. Барон Зета — народный артист России Николай Мальцев (народный артист России Владимир Яковлев), неистощимый   на выдумки, хитрости, внешне сдержанный, внутри подвижный и живой, с острым горящим глазом. Валенсьена, жена Зеты (Татьяна Бочкарева, Людмила Борисова), пленительно женственна. Она отлично владеет музыкальной техникой и стилем, умеет быть тонкой, лиричной,  а где-то ироничной  и  колкой, очаровательной, изворотливой и лукавой. На мой взгляд, ей несколько мешал накладной «нагрудник» с металлическими цепями поверх вечернего платья, придуманный художником, хотя смысловое  назначение его по роли понятно,   но   продумано технически это не совсем точно.

Негуш, секретарь Зеты — Егор Кириленко (в другом составе Роман Лукьянчук) — трогательный, комичный, обладающий бытовой естественностью, органикой и обаянием. Он создает характер достоверный и многогранный, и,   на мой взгляд, эта роль — его актерская удача.

Запоминается в череде действующих лиц  виконт Каскада — Станислав Чернышев (Игорь Переверзев). Он прекрасно владеет театральной формой, работает с азартом и самоотдачей, мастерски используя комедийные краски, но не совсем убеждает его приклеенный нос, который ничего дополнительно не рассказывает о персонаже, все это лишняя «бутафория». Убеждает его замечательная   игра, очарование, естественность и обаяние, умение соединить гротеск с психологизмом и без всякого накладного носа.  

Хочется отметить и Евгения Рекутного, исполнившего роль Кромова, второго советника посольства (в другом составе — заслуженные артисты России Виктор Лесовой и Вячеслав Варлашов). Актер покоряет импровизацией, пластичностью, которая прекрасно сочетается с неуклюжестью его персонажа и делает его еще более обаятельным и наивным простаком, а где-то дерзким или трогательно-ранимым. Остались не совсем понятными парики персонажей, чрезмерно длинные усы мужской половины, которые скорее можно отнести к атрибутам Водяного.

Зритель в театре всегда ждет интересной истории, которая будет развиваться, разворачиваться, и он всегда будет ждать, чем же   эта интрига закончится.  В жанре оперетты она всегда завершается хеппи-эндом. Оно и понятно — зритель заранее готовится к хорошей концовке, ведь он приходит отдохнуть, разрядиться, получить приятные и радостные эмоции. А еще и посопереживать героям на сцене, прослезиться, посочувствовать, услышать хорошую музыку, яркие голоса, увидеть красивые костюмы, декорацию, спецэффекты, с помощью которых режиссер добивается наибольшего результата.

В опереттах  Легара нет героев и злодеев, каждый по-своему прав. Когда-то композитор, мечтая об «опереточной расе» счастливых и радостных людей, поставил себе цель: своей музыкой способствовать созданию у слушателей устойчивой душевной гармонии и красоты.

И именно этот вечер с Легаром, уверена, сделает вас счастливыми. Вы почувствуете, как прекрасен и бесценен каждый миг жизни, как нужно любить и дорожить близкими вам людьми. На какой-то момент вы забудетесь, все мимолетное и суетное уйдет, останутся только красота, гармония,  любовь  и прекрасная чувственная музыка. В общем, если вы хотите испытать нечто подобное, хотите получить заряд оптимизма — вам сюда!

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Евгения Пономарева.

На фото:  Главная героиня (Юлия Пихтина) — в центре внимания;

На первом плане — Валенсьена (Людмила Борисова)
и барон Зета (Владимир Яковлев)
   

 

 

 
По теме
Фестиваль красок, Дневной дозор и выступления рок-музыкантов ожидают ангарчан во Всероссийский день молодежи.
21.06.2018
 
Победители конкурса фильмов «Моя приёмная семья» в Иркутске встретятся с известными актёрами - ИА Байкал Инфо В Иркутской области 23 июня 2018 года состоится награждение победителей и лауреатов конкурса любительских видеофильмов «Моя приемная семья» среди замещающих семей.
20.06.2018
 
«Кино под открытым небом» откроется 23 июня на новой площадке - Министерство культуры и архивов Проект Дома кино «Кино под открытым небом» в этом году стартует 23 июня. Кинопоказы будут проходить на новой площадке – в спорт-парке «Поляна», расположенного по левому берегу Ангары.
20.06.2018
Главное управление МЧС России по Иркутской области разыскивает молодого человека, спасшего двоих детей на пожаре в городе Братске - МЧС Иркутской области Из истории, ставшей известной из социальных сетей, ясно одно – двое детей живы благодаря жителю города Братска, который не растерялся и действовал очень решительно, не побоявшись высоты и огня.
19.06.2018 МЧС Иркутской области
В Братске продолжаются масштабные поиски третьеклассницы Алины Шакировой Добровольцы ведут поиск Алины практически круглосуточно.
20.06.2018 Газета СМ Номер один
Студент Техасского университета Элмер Арриета сорвался со скалы во время пешей экскурсии по Ольхону Элмер Арриета был аспирантом по специальности «Архитектура».
19.06.2018 Газета Копейка
Житель Саянска проник ночью в Павловский дворец Санкт-Петербурга, выпил, уснул,
19.06.2018 Газета Копейка
Оперу «Царская невеста» поставят в Тальцах - ИА Байкал Инфо Оперу композитора Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» поставят под открытым небом на территории архитектурно-этнографического музея «Тальцы» 18 августа 2018 года артисты Иркутской областной филармонии.
19.06.2018 ИА Байкал Инфо
Под занавес 77-го сезона в музыкальном театре имени Н.М. Загурского с большим успехом прошла премьера спектакля «Барышня-крестьянка» по мотивам повести А.С.
19.06.2018 Байкальские Вести
Иркутян приглашают сняться в массовке фильма "Главное-верить и мечтать" Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Несмотря на то что в Москве сейчас проходят матчи мундиаля, знаменитый российский актер,
20.06.2018 Комсомольская правда
Tele2 проанализировала активность болельщиков на матче Россия – Саудовская Аравия - Сибирские новости Tele2, альтернативный оператор мобильной связи, подвел итоги мобильной активности болельщиков во время церемонии открытия футбольного первенства и матча между Россией и Саудовской Аравией,
20.06.2018 Сибирские новости
DSC_0789 - Газета Областная Спорт – это не только сила воли, интенсивные тренировки и соревнования. Это еще и крепкое здоровье, правильные нагрузки и понимание возможностей своего организма.
20.06.2018 Газета Областная
Соревнования по даунхиллу прошли в Иркутске Участникам соревнований нужно было преодолеть 29 контруклонов, 8 трамплинов, а также часть трассы под названием «ритм-секция»,
20.06.2018 Газета СМ Номер один
Финал 2-го городского чемпионата по футболу среди дошкольников прошёл в Иркутске Команда «Волна» из детского сада № 153 стала победителем чемпионата Соревнования среди малышей на стадионе «Труд» начались за несколько
19.06.2018 Газета Копейка
Уверенная победа сборной России в стартовом матче домашнего чемпионата мира резко повысила интерес к турниру В ожидании большой игры болельщики из латиноамериканских стран устраивали мини-карнавалы на улицах Москвы «К
19.06.2018 Газета Копейка
Крупный пожар тушат на предприятии в Братске - ИА Байкал Инфо Возгорание нефтепродуктов произошло в скипидароприёмнике на территории промплощадки филиала «Группа Илим» в Братске, сообщение об этом поступило в пожарную охрану в 10.30 19 июня 2018 года.
19.06.2018 ИА Байкал Инфо
Контрольно-счетная палата Иркутской области выявила, что решение задач по обеспечению жителей Тофаларии электроэнергией было выполнено не в полном объёме, сказала аудитор КСП Лариса Мулярова.
20.06.2018 ИА Байкал Инфо