Иркутск. Сибирские новости - Малое инновационное предприятие «СпектроСиб» ИРНИТУ, разработавшее проект СВЧ плазменного комплекса, получил статус резидента Сколково. Совместная разработка ученых «политеха» и Иркутского госуниверситета представляет собой уникальную технологию управления эксплуатационным ресурсом двигателей воздушного и наземного транспорта. Она основывается на анализе отработанных масел и смывов авиационных двигателей, определении в их составе частиц износа. сообщает пресс-служба вуза.
В основе технологии лежит устройство СВЧ плазменный комплекс (сцинтилляционный атомно-эмиссионный спектрометр) для комплексного измерения параметров частиц износа. Он способен определить по 11 элементам одновременно размер и общее количество частиц, массовую долю метала в частицах изнашивания, их элементный состав, количество частиц, состоящих из одного, а также из двух и более элементов.
Технология диагностирования отработана на 20 тыс. проб масел и смывов с более чем 600 авиадвигателей за период с 1997 года. Достоверность технологии, проверенная и доказанная независимой разборкой авиационных двигателей на заводе-изготовителе составила 90%. Традиционные способы анализа частиц изнашивания дают лишь 5% точности.
Как отметил директор МИП «СпектроСиб» Владислав Дроков, проект предлагает как создание технологии диагностирования для каждого отдельного двигателя, так и производство и продажу устройств для проведения диагностики. В настоящий момент подготовлена конструкторская документация для мелкосерийного производства СВЧ плазменного комплекса. Получены разрешительные документы на применение технологии в авиационной отрасли.
«Сегодня все производители двигателей стараются продлить эксплуатационный срок своей продукции, но для этого нужны объективные технологии диагностики износа. Это актуальная проблема для всех мировых производителей и эксплуатантов двигателей, поскольку точная диагностика поможет осуществлять выходной контроль качества, достоверно прогнозировать остаточный эксплуатационный ресурс, исключить необоснованное отстранение двигателя от эксплуатации, оперативно определять дефекты и не допускать их развития, точно определять узел маслосистемы, подлежащий ремонту. Наша технология способна справиться со всеми этими задачами.
Она внедрена в двигатели для самолетов Ту-134, Ил-76, Ту-154, Ил-96, Ту-204, Ту-214. Подтверждена работоспособность технологии на двигателях Д-18Т (Ан-124 «Руслан») и семейства АЛ-20/30/40 (самолеты Су). В настоящий момент создается технология диагностирования для разрабатываемого двигателя ПД-14, который планируется устанавливать на новые магистральные самолеты МС-21. Мы плотно сотрудничаем и имеем положительные рекомендации от таких крупных производителей авиационных двигателей в России, как ОАО «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск) и ОАО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь)», - рассказал В. Дроков.
Он отметил, что очень рад тому, что Инновационный центр «Сколково» заинтересовался проектом СВЧ плазменного комплекса. По словам В. Дрокова, данный статус дает стартапу много преференций, как с точки зрения налогов, так и в плане возможностей самопрезентации, привлечения грантовой поддержки для развития и коммерциализации научных идей.
Подразделение ИРНИТУ получило статус резидента Сколково
Источник: Сибирские новости
31.07.2017 11:33