Кроме того, Дмитрий Бердников отметил, что большой поддержкой для муниципалитетов в решении данного вопроса является участие в федеральных программах. В рамках приоритетного проекта министерства транспорта РФ "Безопасные и качественные дороги" на ремонт дорог в городах Иркутске, Ангарске и Шелехове в 2017–2018 годах предусмотрено направить почти 4 млрд рублей. В том числе 1,3 млрд рублей — из федерального бюджета. Администрация Иркутска готовит всю необходимую документацию для участия в программе.
"Иркутск сталкивается с рядом типичных проблем, характерных для большинства областных центров страны. Основными источниками формирования муниципальных дорожных фондов являются доходы от акцизов на нефтепродукты. Процент отчисления пропорционален протяженности улично-дорожной сети города. На примере Иркутска – это менее 1% – 39 млн рублей в год. Для Иркутска как основного потребителя нефтепродуктов в регионе это, конечно, ничтожно малая сумма. Основная часть доходов от акцизов уходит в региональный дорожный фонд. Такая же картина с транспортным налогом",– сказал Дмитрий Бердников.
С 2009 года согласно поправкам в закон Иркутской области о межбюджетных трансфертах транспортный налог, собираемый на территории города, отчисляется в региональный бюджет в размере 100%. Это примерно 800 млн рублей в год. Меньше половины этих средств направляется в бюджет Иркутска в качестве целевых субсидий и кредитов. Так, например, в 2016 году в виде субсидий по областным программам городской бюджет получил порядка 150 млн рублей.
"Из-за явной недостаточности средств мы были вынуждены взять бюджетный кредит в размере 200 млн рублей. И это те деньги, которые мы должны вернуть в область. Надо отметить, что эти средства поступают непредсказуемо, зачастую к окончанию дорожно-строительного сезона. Установление справедливых нормативов отчислений в местные бюджеты из дорожных фондов регионов позволило бы муниципалитетам более системно и качественно решать вопрос ремонта и содержания улично-дорожной сети", – отметил Дмитрий Бердников.
Министр транспорта РФ Максим Соколов согласился, что основная проблема – это нехватка ресурсов на содержание дорог и необходимо наполнять муниципальные дорожные фонды.
"Сегодня в законодательстве РФ существует норма о необходимости направления не менее 10-ти% из регионального дорожного фонда в муниципальные дорожные фонды. Конечно, и 10% порой недостаточно, особенно когда столица субъекта – это агломерация с населением миллион человек или около того, как например, в Иркутске", — сказал министра транспорта РФ.
По словам Максима Соколова, в первую очередь необходимо наполнять муниципальные дорожные фонды. Именно этому посвящен проект "Безопасные и качественные дороги".