Здравствуйте, уважаемая редакция!
Вы последняя инстанция, у кого мы надеемся получить хоть ка-
кую-то помощь. У нас проблема с налогом на имущество, а именно на жилой дом.
В 2009 году решили оформить дом в собственность. Вызвали руководителя БТИ в лице Аркадия Ивановича Мамонтова, заплатили почти 10 тысяч рублей. Через некоторое время получили технический паспорт, в котором было обсчитано все, что находится на имеющихся в собственности 4 сотках: ворота, летняя кухня, веранда и т. д. Инвентаризационная стоимость построек составила 614 687 рублей. Пришел налог — 1800 рублей. Мы очень удивились таким цифрам, но подумали: ничего не поделаешь, раз оформили… Так и платили до 2016 года, ничего не подозревая.
В этом году налог пришел 6990 рублей. Поехали в налоговую. Оказывается, сделать уже ничего нельзя, т. е. убрать постройки. Вообще, свидетельство о регистрации права за № 38АГ725226 у нас имеется только на жилой дом, общая площадь 30,3 кв. м, инв. № 2035, 1959 года постройки (дом с 1910 года, но поставили в документах 1959 год: говорили, что иначе документы не пройдут). Инвентаризационная стоимость дома составляет 203 172 рубля, а налоговая почему-то обсчитывает все постройки. Мы только сейчас это поняли, но, оказывается, поздно. В налоговой нас отправляют в суд — только по решению суда можно что-то изменить. Обратились к адвокату — тоже ничего внятного: нет, мол, подобной практики.
В налоговой нам объяснили, что в этом году увеличился коэффициент-дефлятор. В нашем налоговом уведомлении инвентаризационная стоимость уже составляет 693 575 рублей. Что же получается? Дом с каждым годом изнашивается, проще сказать гниет, а его инвентаризационная стоимость растет. Как нам быть?
В БТИ сказали: надо было раньше переделать документы. Мы только понять не можем, как все нам делали, чтобы потом переделывать? И делали, конечно же, не бесплатно.
Помогите нам найти выход из сложившейся ситуации.
Анатолий Николаевич Воротков (Иркутская область, Балаганский район, д. Тарасовск, ул. Школьная, 19)
От редакцииУважаемый Анатолий Николаевич!
С Вашим письмом мы обратились в Управление Росреестра по Иркутской области. Отвечает заместитель руководителя управления Л.М.Варфоломеева.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее — Управление), рассмотрев направленное Вами обращение А.Н. Вороткова письмом от 06.12.2016 № 2500/16, сообщает следующее.
В Государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН) содержатся сведения об объекте недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: Балаганский район, д. Тарасовск, ул. Школьная, 19. Сведения о других объектах недвижимости, расположенных по данному адресу, в ГКН не содержатся.
Состав сведений, содержащихся в ГКН, определен статьей 7 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости». В соответствии с данной статьей включение в ГКН сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не предусмотрено. Также в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.
На основании статьи 404 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Таким образом, расчет налога на имущество физических лиц в 2016 году за налоговый период 2015 года осуществлялся на основании информации о налоговой базе, определенной исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора в размере 1,147, установленного Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год»).
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 85 (утратила силу с 1 января 2015 года) Налогового кодекса РФ сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представлялись в налоговые органы органами, осуществляющими государственный технический учет.
Управление также сообщает, что в соответствии с Порядком обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ними, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, утвержденным совместным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 12.08.2011 № П/302/ММВ-7-11/495@ «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ними, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» (далее — Порядок), Управлением в адрес налоговой службы передается информация об объектах недвижимого имущества.
Согласно п. 2.1 Порядка указанные сведения представляются:
— в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик;
— ежегодно до 1 марта — обо всех земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предыдущий год.
Состав передаваемых сведений определен Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@ «Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ними, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества».
Сведения об объекте недвижимости (жилой дом, расположенный по адресу: Балаганский район, д. Тарасовск, ул. Школьная, 19) были переданы Управлением в налоговые органы. Сведения о других объектах недвижимости, расположенных по данному адресу, не передавались Управлением в налоговые органы.
В соответствии с Порядком Управлением в адрес УФНС России по Иркутской области не передаются сведения об инвентаризационной стоимости.
Управление дополнительно сообщает, что инвентаризационная стоимость объектов недвижимости может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете (Письмо Министерства финансов РФ от 11.07.2016 № 03-05-04-01/40388).
Горячая линияРегиональная общественная приемная председателя партии «Единая Россия» Д.А.Медведева в Иркутской области открывает цикл юридических консультаций по вопросам, имеющим наиболее актуальное значение для жителей региона. Задать свой вопрос вы можете по телефону горячей линии в рабочие дни с 10 до 15 часов.
Федеральный номер линии – 8-9025-134-677,
Региональный номер линии – 8-3952-624-677,
Городской иркутский номер – 624-677.
Компенсация предоставляется
Разъясните, пожалуйста, право на льготы по оплате взносов в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов.
От редакцииСогласно закону Иркутской области от 13.07.2016 № 65-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», право на компенсацию имеют проживающие на территории Иркутской области граждане, относящиеся к следующим категориям в размере:
1) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере 50%;
2) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, — в размере 100%;
3) собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, — в размере 50%;
4) собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, — в размере 100%.
Обратите внимание: компенсация предоставляется исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного правительством Иркутской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:
— 33 кв. м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина;
— 21 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек;
— 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех человек;
— 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из четырех человек;
— 13 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек.
Другими словами, если в квартире общей площадью 40 кв. м проживает один льготник, то право на компенсацию распространяется лишь на 33 кв. м, остальные семь квадратов оплачиваются в полном объеме. Тот же механизм расчета распространяется и на жилье с большим числом проживающих.
Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении компенсации принимается учреждением социальной защиты в течение десяти рабочих дней со дня обращения гражданина или его представителя.
Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет письменное уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении компенсации с изложением оснований отказа.
Основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются: 1) отсутствие права на предоставление компенсации в соответствии с законом; 2) представление неполного перечня документов; 3) представление недостоверных сведений в заявлении и (или) документах.
Отказ в предоставлении компенсации может быть обжалован в порядке, установленном законодательством РФ. Компенсация предоставляется ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином уплачен взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Предоставление компенсации прекращается в следующих случаях: 1) смерть гражданина, а также объявление его в установленном порядке умершим или признание его безвестно отсутствующим; 2) утрата гражданином права на предоставление компенсации.