Впрочем, именитые гости не торопились на импровизированную сцену между двумя скульптурами: режиссера Леонида Гайдая и персонажей его комедий. Они, как положено, общались в сторонке с первыми лицами города.
Тем временем толпа у новых памятников росла и множилась. Подъехали организаторы I Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «Сердце Байкала», который проходил в эти дни в Иркутске, дети из театральной студии имени Леонида Гайдая, журналисты.
Из динамиков звучали отрезки песен и музыки из фильмов любимого режиссера. Люди пританцовывали и переговаривались, готовые уже позитивно реагировать на каждое слово представительных персон. Забежавшую на шум толпы собаку тут же окрестили псом Барбосом, провели сравнительный анализ скульптур Труса, Балбеса и Бывалого с игравшими их актерами.
— Ну, Никулин с Моргуновым вроде похожи, а Вицина что-то не узнаю, — сказала иркутянка, в первый раз посмотревшая эти комедии еще, наверное, на телевизорах марки «КВН».
— Да не, похож. А вот Гайдай какой-то странный. Что это у него за хохолок? — возмущалась соседка.
— Ну что, прическа, наверное, такая была... Долго томить собравшихся все же не стали. К микрофону пригласили первых лиц города. Мэр Виктор Кондрашов отметил, что Иркутск гордится своим земляком, на фильмах которого выросла вся страна. И тот факт, что скульптурная композиция была поставлена за счет спонсорских средств — тому подтверждение. Президент кинофестиваля Александр Ковтунец выразил надежду, что молодежь будет культурно расти, просматривая фильмы Гайдая и посещая памятные места.
Когда к микрофону пригласили дорогих гостей, иркутяне готовы были внимать каждому слову, с интересом разглядывали, во что одеты москвичи и как себя ведут. Валерий Золотухин был одет в серый костюм в мелкую полоску и бело-синий шарф, опирался на стильную трость. Василий Лановой — в голубую рубашку с галстуком и светло-бежевый пиджак. Несмотря на замечание Андрея Лабыгина о том, что Иркутск сегодня побаловал гостей солнышком, артисту вынесли куртку.
— Я просто потрясен этим памятником, — сказал Валерий Золотухин. — Считаю, что он поставлен не только Гайдаю, но и вообще нашему советскому кинематографу, нашему времени, когда нам по- счастливилось жить.
— Не каждому архитектору удается передать не только внешнее сходство, но и характер, и настроение. Это его поза, очки, его хохолок... Чтобы изваять в бронзе человека, нужен талант, — отметила заслуженная артистка России Светлана Светличная. — Спасибо Леониду Гайдаю за то, что он сделал счастливыми актрис, которые прикасались к его творчеству, снимались в его нетленных картинах.
Жил в Иркутске
Режиссер, сценарист, актер Леонид Иович Гайдай жил в иркутском предместье Глазково, учился в железнодорожной школе № 42. В детстве очень любил кино, особенно фильмы Чаплина. По воскресеньям, когда показывали Чаплина, он приходил на первый сеанс. В конце фильма он ложился на пол между рядами, заползал под сиденья и, спрятавшись, пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова посмотреть любимый фильм. Иногда он проделывал это несколько раз в день. Окончил школу 18 июня 1941 года, хотел записаться в армию, но его не взяли по возрасту. Тогда Гайдай устраивается рабочим сцены в иркутский театр, где в связи с войной остался на эвакуации Московский театр сатиры. Гайдай смотрел все их спектакли, ездил вместе с ним на гастроли. Одновременно играл в спектаклях театральной студии при Доме культуры железнодорожников.
Любимые фильмы
* «Самогонщики» (1961)
* «Операция «Ы» и другие при-ключения Шурика» (1965)
* «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)
* «Бриллиантовая рука» (1968)
* «12 стульев» (1971)
* «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
* «Спортлото-82» (1982)
ТАТЬЯНА НИКУЛИНА friday@pressa.irk.ru Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО