Обезьяна и закон

 

За пару дней до Дня народного единства «Братство во имя святителя Иннокентия Иркутского» и «Восточно-сибирский политологический клуб» провели в зале городской думы круглый стол под смелым названием: «Идея вседозволенности в обществе: деградация или… Причины и предпосылки отказа общества от традиционных ценностей». На такую тему можно смело защищать докторскую диссертацию по философии, но возможности организаторов ограничились тем, чтобы пригласить в качестве модератора известного тележурналиста Максима Шевченко и собрать полный зал гостей.

 

Диалог в одни ворота

Список гостей обещал обсуждение пространное, но с не слишком широким спектром мнений: за круглым столом должны были сойтись представители религиозных объединений Иркутской области — увы, с учетом того, что дело было в пятницу, иудеев и мусульман ждать не стоило, да и католики в преддверии единственного официально антикатолического праздника от мероприятия уклонились. Правительство Иркутской области и администрация Иркутска были представлены чиновниками невысокого ранга из отделов по работе с национальными объединениями. Под пунктом «участники молодежных патриотических движений», видимо, значились те, кого пару дней спустя можно было видеть на «Русском марше». Примечательно, что два года назад в аналогичном марше участвовали «молоточники» Ануфриев и Лыткин. Пункт «представители научного сообщества Иркутской области» разочаровал — ни одного действительно известного ученого в зале не оказалось, но ведь ученым называться не запретишь, и кандидат теологии сейчас ничем не хуже кандидата физико-математических наук.

Сами члены «Братства во имя святителя Иннокентия Иркутского», заняв стратегическое место возле ведущего, так все время и промолчали. Зато много всего сказал атаман Иркутского казачьего войска Николай Шахов — его выступлением должна была заинтересоваться Общественная палата Иркутской области, но не комиссия по национальным отношениям, а по делам молодежи и по правам человека (об этом, впрочем, позже). Депутатов Законодательного собрания и городской думы в массе участников разглядеть не удалось, депутатов Государственной думы тем более — есть заботы поважнее. Да и главных редакторов иркутских СМИ не было ни одного: эти уже битые и понимают, что единственным действенным способом распространения идей в обществе являются СМИ — стало быть, и за распространение идеи вседозволенности, есть оно в реальности или кому-то помстилось — отвечать журналистам и редакторам. Вот и пренебрегли публичной поркой.

 

Незнание — сила

Журналист Шевченко удачно оградился от необходимости защищать корпоративные интересы, дав понять, что относится к другой корпорации. Для начала он рассказал горячо одобренный частью аудитории анекдот о дискуссии между наркомом Луначарским (утверждавшим, разумеется, что человек произошел от обезьяны) и священнослужителем Введенским (настаивавшим на «образе и подобии»): священник будто бы поставил наркома в тупик, сообщив, что каждый лучше знает своих родственников. Аргумент, если подумать, так себе, поскольку обезьяны людям ничего плохого не сделали, а вот «родственник» священника время от времени карает по мере возможностей. Но это неважно — главное, что аудитория признала ведущего за своего и приняла его постулат: мол, если вы верите, что человек произошел от обезьяны, то вы априори должны признать и обезьянье отсутствие морали и всяческих ограничений.

В поведении приматов Максим Шевченко понимает явно меньше, чем в других вопросах, потому что в реальности даже самые развязные на человеческий взгляд макаки строго соблюдают иерархию в стае, заботятся о ближних и делятся пищей. Что, как известно, можно сказать далеко не о каждом человеке — и даже не о каждом будто бы глубоко верующем. С другой же стороны, говоря о вседозволенности, нельзя не вспомнить имя служителя РПЦ игумена Тимофея (Подобедова), который в августе 2012 года, передвигаясь на дорогом спортивном автомобиле (чужом), протаранил две машины, отказался от освидетельствования на алкоголь, после чего даже не был лишен прав. Менее чем через месяц протодьякон церкви Святых Апостолов Петра и Павла Сергей Фрунза в Санкт-Петербурге устроил очередное ДТП, но не извинился перед пострадавшими, а избил двух женщин, рискнувших вступить с ним в спор.

Завершая свою вступительную речь, Максим Шевченко польстил сибирякам, заявив, что «Россия продвигалась в Сибирь мирно» и, в отличие от (разумеется) Америки, геноцида здесь не было. Хотелось бы понять, почему в таком случае нигде в Сибири нет памятника хану Кучуму, русские цари несколько раз издавали указы «о нечинении казней и пыток Сибирским ясачным инородцам ни по каким делам без доклада государю», а в просвещенное царствование Александра I был издан указ о  запрещении покупать детей инородцев в рабство. Война русских с чукчами, которых иначе как «немирными» на протяжении целого столетия и не называли, вообще могла бы дать фору любым историям про взаимные зверства белых и индейцев — было бы кому этой историей заняться.

 

Во всем виноваты СМИ

Задав, таким образом, линию обсуждения, Максим Шевченко передал слово священнику РПЦ и члену Общественной палаты области о. Владимиру (Килину). Предполагалось, что участники дискуссии должны были обсудить четыре вопроса: отношение общества к деятельности религиозных объединений (конфликтные ситуации последнего времени); СМИ и интернет-ресурсы как инструмент влияния на социум и формирование отношения к религии и религиозным институтам, их роль в сложившейся ситуации; введение курса основ религиозной культуры и светской этики в школах: за и против; возникновение патриотических движений в молодежной среде как реакция общества на сложившуюся ситуацию.

Каждая тема заслуживала отдельного разговора. И если бы было желание чего-то добиться, следовало избрать именно такой вариант работы — вместо этого большинство ораторов предпочло сказать кратко (оттого и невнятно) обо всем сразу. О. Владимир, правда, поначалу завел речь в таком ключе, что организаторы должны были напрячься.

— Почему-то часто пытаются противопоставить общество и верующих, — заметил священник. — А ведь верующие и составляют большинство нашего общества. Не скажу, что лучшую его часть, но большую. Проблемы общества — это и проблемы конфессий. Если сегодня общество горячо реагирует на этические проблемы, значит, это сегодня важно. Не экономика, не политика, а этика.

Глубоко верные слова! Общественность в Нижнем Новгороде очень горячо реагирует на попытку местной епархии вернуть себе здание местной консерватории. Таких случаев множество: саратовская епархия пытается изъять здание детского клуба, екатеринбургская — площадь под строительство часовни, московская — корпус детской инфекционной больницы, владимирская — помещение музея хрусталя (единственного в стране, коллекция которого собиралась 200 лет), а калининградская — даже здание бывшей кирхи, принадлежащее сейчас местному музею. Если с консерваторией и больницей есть хоть какие-то отсылки к восстановлению исторической справедливости, то уж попытка получить кирху весьма сомнительна.

Разумеется, те миряне, которые приходят к священнику, не задают ему вопросы об этих проблемах — в Иркутской области, по счастью, ничего подобного нет. Но при этом большинство родителей в курсе основ мировых религий выбрали именно светскую этику, а учителей для преподавания основ православной культуры приходится готовить «в пожарном порядке» — что, вообще-то, странно, ведь религиозных людей, по версии оратора, в стране большинство. Говоря об общественных настроениях, нельзя было обойти роль СМИ, и роль эта, по версии о. Владимира, сугубо отрицательная — общество не знает и не желает знать о некоторых темах, но по какой-то причине (по заказу из-за рубежа, подсказали позже подхватившие тему ораторы) эти темы нашей стране навязывают. Священник не знает, например, в обычной жизни членов «патриотических объединений», но много читал о них в СМИ.

Если принимать во внимание круг тем, обсуждаемых этими «патриотами», то поневоле приходится вспомнить карикатуру по поводу «русского марша», распространенную в Интернете накануне мероприятия. На картинке, выкрашенной в цвета российского имперского флага (черное, желтое и белое), маршировали тараканы соответствующих цветов. Именно эти тараканы во все дни и ночи маршируют по мозгам национально-озабоченных граждан, приводя временами к серьезным проблемам для окружающих. Достаточно еще раз вспомнить тех же Лыткина и Ануфриева, братьев Вокиных, Евгения Панова и группу его соратников, нападавших на эколагерь в 2007 году, — список жертв этих людей достаточно велик, чтобы воспринимать их как угрозу.

 

Кому на Руси можно все?

Закрыл тему вседозволенности атаман Николай Шахов, сообщивший — как о большой победе — о задержании двух подростков 15 и 16 лет в ночь на 1 июня (мало кто знает, что это официальный день крещения Руси). Накануне казаки из социальных сетей (в этом месте все слышавшие эту историю начинали почему-то хихикать — использовать соцсети как серьезный источник информации действительно смешно) узнали, что есть группа молодежи, решившая расписать несколько церквей. Организаторы акции при этом якобы хвастались, что уже расписывали синагогу и мечеть, а теперь надо пройтись и по церквям.

Атаман мало того, что сильно польстил современной молодежи (готов поспорить, что 99 из 100 не имеют представления о конкретном расположении в календаре дня крещения Руси), так еще и предвосхитил события: синагогу, мечеть и костел в Иркутске расписали 6 июля, то есть через месяц после славного казачьего подвига. Путаница в показаниях, вообще-то, мелочь. Существенно то, что, задержав подростков и обнаружив у них несколько емкостей с краской, казаки «побеседовали» с задержанными — без всяких, повторяю, на то полномочий. В ходе беседы патрульные будто бы выяснили: подростки собирались прославиться, написав что-нибудь на церкви. Боюсь, оказавшись ночью один на один с толпой казаков, любой взрослый тут же признался бы, что идет поджигать рейхстаг, — что уж говорить о двух напуганных пацанах.

Дальше возникает несколько вопросов — отдельно к атаману и к иркутской полиции. На каком основании казаки (рядовые граждане) задерживают и обыскивают в общественном месте двух мало того что таких же точно граждан, так еще и несовершеннолетних? Что стало с подростками дальше — ведь о передаче задержанных полиции атаман не сказал? За что, собственно, их можно было задержать, если никакого проступка они не совершали, — сообщения об актах вандализма против церквей не было. Стало быть, задержали за факт владения краской? В таком случае почему бы казакам не повязать (в превентивных целях) всех, кто покупает краску, уже в магазинах? И что сказали казакам в полиции, если такая беседа вообще имела место?

Ответов мы, разумеется, никогда не дождемся — ни от казаков, ни от полиции, но на всякий случай советую всем не ходить с краской мимо любых храмов: настоящим вандалам, задержанным в августе за рисование на стенах костела, синагоги и мечети (но не православного храма), грозит до трех лет. Несмотря на то что церкви никто не трогал, казаки настроены решительно. Докажи потом, что ничего не рисовал… Если при этом не повезло нарваться не на взрослых казаков, а на особо рьяную патриотическую молодежь, здоровья на доказательства может и не хватить.

Дослушав до конца еще с десяток монологов и заключительную речь Максима Шевченко, хотелось бы сказать: сохранение мира и общественного порядка нам может гарантировать только одно — верховенство закона, единого для верующих и неверующих, и равенство всех перед этим законом. Только в этом случае «потомкам обезьяны» и тем, кто ведет родословную непосредственно от творца (сотворившего Адама хоть и по собственному образу, но из глины), удастся вести дискуссии, не опасаясь за целостность своего облика. Только в этом случае православные дебоширы, избивавшие женщин у стен Генеральной прокуратуры, и участники «стреляющей свадьбы», ссылающиеся на национальные традиции Кавказа, не будут докучать окружающим равное количество лет, проведенное на родине российской толерантности — сибирском лесоповале.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


 
По теме
Иркутский областной краеведческий музей имени Муравьева-Амурского с 30 марта приглашает иркутян и гостей города на новую выставку «Именины Ивана Степановича» в выставочный отдел «Музейная студия».
24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, епископ Братский и Усть-Илимский Константин  совершил Божественную литургию в  соборе в честь Рождества Христова  города Братска.
23 марта 2024 года, в субботу Седмицы 1-ой Великого Поста, после вечернего Богослужения  епископ Братский и Усть-Илимский Константин  в сослужении клириков храма возглавил чин Литии в  соборе в честь Рождества Христова  
Народный календарь 20 марта Павел Капельник. В этот день отмечается память двух святых с одинаковыми именами: преподобного Павла Простофилоса, жившего в IV веке, и святителя Павла Исповедника, епископа Прусиадского,
В гости – на ифтар! - Чунский район Сегодня воспитанники чунского детсада № 2 побывали на детском ифтаре. Ифтар - это вечерний приём пищи у мусульман во время святого месяца Рамадан.
Чунский район
Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Министерство социального развития
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС