Новости города БезФормата.Ru
Иркутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Непонятно, за что боролись

Непонятно, за что боролись - Газета Пятница
Фото: baikal-info.ru
ИГУ не победил в конкурсе на статус опорного вуза, но и проиграл не много

В следующем году (13 августа) будет сто лет, как на заседании городской думы Иркутска в торжественной обстановке объявили официальное открытие Иркутского университета. И. о. ректора университета назначили М.М.Рубинштейн. Он активно начал формировать преподавательский состав первых факультетов, вел переписку и переговоры с известными учеными, находящимися в это время за пределами Иркутска. На первом же заседании ученого совета университета он был избран ректором. Временное сибирское правительство выделяет университету всего лишь 200 тысяч рублей. По признанию министра просвещения В.В.Сапожникова, «этого в совокупности с местными средствами и кредитом городской думы (1 млн 500 тыс. руб.) должно хватить новорожденному [университету] только на рубашонку». Так что к жизненным потрясениям нашему университету, у которого и начиналось все далеко не гладко, не привыкать. Власти в стране меняются, а (как гласит этот баннер, созданный к 95-летию ИГУ) «ИГУ — образование на все времена!»

 

Все мы с нетерпением ждали результатов конкурса Министерства образования по созданию в России опорных университетов. Мы были уверены, что у Иркутского государственного университета есть все шансы на победу. Увы, когда 18 апреля Министерство образования и науки объявило итоги конкурса, в списке победителей ИГУ не было. Огорчительно? Конечно. Но когда обозреватель «Пятницы» проанализировала условия конкурса и выгоды от вхождения вуза в когорту опорных вузов, то пришла к выводу, что огорчаться особо нечему. Реформы высшего образования идут не первый год — то чиновники затеют мониторинг, то укрупнение, то слияние, то еще что-нибудь… А ИГУ стоял, стоит и стоять будет.

Подводя итоги конкурса, глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что были выбраны те вузы, которые способны «принести существенное развитие своему региону». Очень хотелось бы понять, по какому принципу конкурсная комиссия определяла тех, кто способен принести развитие, а кто не очень.

Пока никаких протоколов в открытом доступе на сайте Министерства образования нет. Думай, что хочешь. Конечно, если бы мы имели бумагу, где черным по белому было бы написано, что, допустим, Череповецкий государственный университет набрал столько-то баллов, а Иркутский столько-то, тогда было бы понятно, где и в чем мы проиграли. Но без сравнительных характеристик сделать это не представляется возможным, и отсутствие четких объяснений в измеряемых параметрах дает широкое поле для трактовок.

Некоторые эксперты считают, что заявка была составлена не так, как надо. Другие полагают, что причина неудачи в том, что главе региона нужно было чуть ли не ночевать под дверями министра. Хотя этот довод легко опровергнуть на примере Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ). Как пишет ura.ru, заявку вуза на федеральном уровне активно продвигал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев: «Внутри коллектива университета говорили, что Куйвашев лоббировал интересы вуза в Москве, срывал ректора Силина к себе с совещания перед поездкой в столицу. Причем тогда всем было сказано: «Поехали договариваться об опорном». Итог известен: УрГЭУ в список победителей не вошел, несмотря на активное лоббирование главы региона.

Поэтому строить версии о причинах поражения, не зная методики определения победителей, все равно что гадать на кофейной гуще. И вообще, теперь, когда итоги подведены и победители объявлены, возникают вопросы не столько к результатам, сколько к форме проведения самого конкурса. В Положении о конкурсе сказано, что оценка заявок осуществляется по трем критериям: характеристика участника, объем заявленного софинансирования, качество проекта программы. Максимальное количество баллов по каждому пункту — соответственно 30, 10, 60. По итогам оценки проектов эксперты заполняют оценочный лист. В одной колонке максимальный балл, в другой балл эксперта. Итоговый балл рассчитывается как среднеарифметическое значение экспертных оценок. Затем конкурсная комиссия отправляет эти материалы в Совет по реализации программ развития опорных университетов, который на их основе определяет максимальный оценочный балл. Далее совет формирует предложения для Минобрнауки России, который и определяет победителей.

Если с системой баллов все более-менее понятно, то со всем остальным не очень. Получается, что баллы баллами, но решающую роль играют оценки экспертов. Кто эти эксперты, в Положении ничего не сказано. Также непонятно, каким образом эксперты формировали предложения по победителям — голосованием, или по сумме баллов, или по каким-то другим субъективным критериям.

Поэтому неудивительно, что некоторые наблюдатели, комментируя итоги конкурса, говорят, что система конкурсного отбора очень напоминает бюрократию времен СССР, когда многое решали не количественные и качественные показатели, а личные знакомства и встречи.

Есть и другие непонятные моменты в истории с конкурсом. Все-таки конкурс министерства — это солидный уровень, и надо думать, что организаторы должны были сделать все, чтобы ни у кого не возникало сомнений в прозрачности процедуры. Но когда за неделю до оглашения официальных итогов в СМИ появляется инсайдерская информация, что некий вуз не вошел в число фаворитов, это несколько подрывает доверие к процедуре. В серьезных конкурсах никаких утечек информации быть не может. Это исключено.

Мы попытались связаться с Минобрнауки, чтобы прояснить ситуацию. Однако сотрудник пресс-службы, не пожелавший назвать свою фамилию, отказался признать факт утечки. По его словам, нет смысла комментировать всякие слухи и прогнозы…

Также он воздержался от ответа на вопрос: «Почему в Положении о конкурсе ничего не было сказано о двухступенчатой процедуре оценивания заявок, о втором туре и шорт-листе?» По его словам, нет никаких юридических нестыковок между Положением и его итогами. Все иные высказывания являются слухами.

Но слухи и домыслы не появляются там, где условия четко прописаны! И чем дальше начинаешь анализировать ситуацию с конкурсом, тем сильнее одолевают сомнения. Причем не только в связи с итогами, но и вообще в связи с самой идеей опорных университетов.

Нужно понимать, что прошедший конкурс — это лишь звено в цепи реформирования высшего образования. Еще в 2007 году Владимир Путин дал распоряжение правительству разделить все вузы страны на три категории. Лидеры получат звание федеральных университетов и двойное финансирование, остальные будут довольствоваться остатками бюджетных средств. В министерских кругах считают, что в провинциальных городах вузов слишком много, а уровень подготовки слабый. Плюс еще тяжелая демографическая ситуация в стране, из-за которой некоторые вузы вообще могут остаться без студентов. В мае 2011 года Дмитрий Медведев заявил, что часть российских вузов «по-хорошему, нужно закрыть», провести селекцию, «сжатие университетского поля», чтобы выживали сильные вузы.

На первом этапе чиновники решили провести сжатие с помощью разделения вузов на эффективные и неэффективные. Затем стали понуждать укрупняться путем слияния и присоединения. Затем опять же непонятно по каким признакам выделили несколько вузов, которым присвоили статус федеральных университетов и национально-исследовательских. Остальные остались не у дел, и способная молодежь, естественно, потянулась в столичные статусные вузы. Поэтому в 2015 году Минобрнауки объявил о создании сети опорных вузов, призванных остановить отток выпускников в столицу.

Перед опорными вузами была поставлена задача стать научным и социокультурным центром и готовить необходимые для экономики региона кадры. В общем, ничего концептуально нового. Эти идеи и так заложены в миссии любого регионального вуза. Но мы же понимаем, что не статусом единым жив университет. Статус статусом, но где деньги?

Так вот, согласно все тому же Положению о конкурсе, опорным университетам предоставляется субсидия на срок от 1 до 3 лет в объеме до 200 млн рублей в год. В 2016-м объем составлял порядка 100—150 млн рублей. Но согласитесь, даже 200 млн для вуза — это не бог весть какие огромные деньги. Например, бюджет ИГУ составляет около двух млрд рублей, так что 100—150 млн не хватило бы даже на косметический ремонт.

Но самое интересное, что даже эти, прямо скажем, небольшие деньги из федерального бюджета получат только 8 университетов, получивших статус опорного. Остальные 14 вузов, победивших в конкурсе, получат от Минобрнауки лишь методическую помощь и консалтинг. А финансовую поддержку им должен обеспечить региональный бюджет. Но тогда вообще непонятно, за что боролись вузы? С таким же успехом они могли договориться напрямую с руководством региона о поддержке. Получается, борьба шла только лишь за статус? Ну и еще за бесплатный консалтинг. Вопрос — насколько эти бонусы адекватны затраченным усилиям по подготовке заявок? К тому же эксперты задаются резонным вопросом, потянут ли региональные бюджеты такую финансовую нагрузку, учитывая экономическую ситуацию в стране.

Тогда ради чего все это затевалось? Не проще было бы просто объявить творческий конкурс на лучший проект развития вуза, пусть без медалек в виде статуса опорного вуза, зато с понятными правилами и четко обозначенным призовым фондом?

Похоже, реформы нас погубят. Вместо того чтобы создавать условия для реальной конкуренции между вузами, чиновники призывают вузы бороться за некий опорный статус, который законодательно никак не определен и не всегда подкреплен федеральными деньгами.

  • Елизавета Старшинина
  • Последние новости Иркутской области по теме:
    Непонятно, за что боролись

    О результатах второй волны конкурса опорных вузов - ИГУ
    О результатах второй волны конкурса опорных вузов - Иркутск
    В эфире телеканала «Россия 24» вышло интервью с ректором ИГУ Александром Аргучинцевым .
    17:50 21.04.2017 ИГУ
    Непонятно, за что боролись - Газета Пятница
    Непонятно, за что боролись - Иркутск
    ИГУ не победил в конкурсе на статус опорного вуза, но и проиграл не много В следующем году (13 августа) будет сто лет,
    21:30 20.04.2017 Газета Пятница
    3B mgnoveniya sudbi 1 - ЦБС г. Ангарска16+ Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край.
    24.05.2017 ЦБС г. Ангарска
    Более 91% пунктов проведения госэкзаменов в Иркутской области будут доступны в режиме онлайн - Сибирские новостиИркутск. Сибирские новости - На территории Иркутской области системой видеонаблюдения будут оборудованы 990 аудитории в 77 пунктах проведения экзаменов, в том числе, 902 аудитории типа онлайн.
    24.05.2017 Сибирские новости
    Ростелеком поможет экзаменаторам следить за проведением ЕГЭ в Приангарье - ИА Байкал ИнфоИнфраструктуру для организации видеонаблюдения за ЕГЭ в Иркутской области подготовил Ростелеком.
    24.05.2017 ИА Байкал Инфо
    Восемь детей-сирот прошли обучение в школе бильярда на базе бильярдного клуба «Меткий» в рамках социального проекта,
    24.05.2017 Министерство спорта
    Губернатор Сергей Левченко поощрил именными стипендиями одарённых школьников и студентов - ТК ГородПреподавателям Губернатор вручил благодарственные письма за подготовку стипендиатов.
    24.05.2017 ТК Город
    Доктора наук по богословию – начало конца российской науки? - Бабр.RuМинобрнауки вводит ученые степени кандидата и доктора теологии. Министерство образования и науки собирается позволить теологам получать ученые степени кандидата и доктора наук.
    24.05.2017 Бабр.Ru
    Москва, 24.05.17 (ИА «Телеинформ»), - В МГУ открылся криобанк биотехнологического растительного материала.
    24.05.2017 I38.Ru
    Иркутск , 24.05.17 (ИА «Телеинформ»), - Новую аллею заложили на территории Педагогического института ИГУ студенты одной из выпускных групп бакалавриата.
    24.05.2017 I38.Ru
    Сергей Брилка: последний школьный звонок для выпускников – время ставить смелые жизненные цели - Газета Областная  1 of 1 25 мая в школах по всей стране, в том числе, и в Иркутской области учащихся 11 и 9 классов ждет последний звонок, который знаменует для каждого выпускника начало большого интересного пути,
    24.05.2017 Газета Областная
    «Ростелеком» подвел итоги творческого конкурса рисунков для школьников «Миру-мир!». - АиФ ИркутскОбщественные наблюдатели смогут следить за проведением экзамена на централизованном портале.
    24.05.2017 АиФ Иркутск
    22 мая 2017 года состоялось восьмое заседание Общественного совета при министерстве образования Иркутской области.
    24.05.2017 Институт развития образования
    Прогноз погоды на 25 мая - Иркутская ГТРКArray ( [0] => Array ( [ID] => 341496 [TIMESTAMP_X] => 24.05.
    24.05.2017 Иркутская ГТРК
    Подвесной потолок упал во время урока на учеников восьмого класса в иркутской школе №29 - Комсомольская правдаСерьезных травм ребятам удалось избежать Подвесной потолок упал во время урока на учеников восьмого класса в иркутской школе №29Фото:
    24.05.2017 Комсомольская правда
    Несколько плиток подвесного потолка обрушились на учеников школы №29 в Иркутске - ИА Байкал ИнфоНесколько подвесных плиток из прессованного картона упали с потолка в кабинете иркутской школы №29, где проходил урок с детьми.
    24.05.2017 ИА Байкал Инфо
    Justice - Газета ОбластнаяАвтор: Юрий Юдин   1 of 1 В Иркутске вынесен приговор заказчику и двум исполнителям особо тяжкого преступления,  –  сообщает СУ СК России по Иркутской области.
    24.05.2017 Газета Областная
    Владимир Ташкинов. - АиФ ИркутскПредполагаемого преступника отпустили под подписку о невыезде. В Ангарске СКР возбудил уголовное дело против 62-летнего местного жителя.
    24.05.2017 АиФ Иркутск