В четверг, 28 мая, в сквере Кирова останавливали весь пассажирский транспорт. Контрольно-надзорные органы вышли на улицу с плановой комплексной проверкой водителей. Причем проверяли не только «подозрительные» машины, но и те, внешний вид которых не вызывал вопросов. В рейде приняли участие представители администрации города, сотрудники ГИБДД, УФМС, Управления государственного автодорожного надзора. Что показала проверка — сегодня в «Пятнице».
Автобус № 3. Водитель только что отъехал от остановки «Сквер имени Кирова» — и вновь по тормозам: теперь по требованию сотрудников ГИБДД. В салон входят полицейские, просят предъявить документы. Водителю не по себе — это видно. Он суетливо ищет нужные бумаги, от присутствия журналистов и представителей городской администрации волнение нарастает еще больше. Расписание движения, лицензия, водительское удостоверение, схема движения, техническое состояние автобуса — все в порядке. И водитель третьего маршрута продолжает путь.
У парковки рядом с мэрией стоят сразу несколько автобусов: 24, 80, 480, 21, 30 — каждый проходит осмотр и проверку документов. Пассажиры недоумевают, почему их задерживают: «Нам ехать нужно, что происходит?» Но оценив необходимость подобных проверок, соглашаются подождать: «Правильно проверяют, а то едешь порой и страшно! Автобус гудит, гремит — того и гляди заглохнет. Еще и водители непонятные — много приезжих, и от этого тоже страшно — знает ли он правила, давно ли за рулем. Так что хорошее дело — пусть проверяют, а мы уж потерпим».
Терпеть приходится недолго: если документы в порядке и техническое состояние не вызывает вопросов, пара минут — и в путь. Но некоторым пассажирам пришлось все же пешком возвращаться на ближайшую остановку. Так получилось, например, с автобусом, следовавшим по маршруту № 24. За рулем — Усонбек Абдыкадыров, уроженец Киргизии. Мужчина предъявил все документы, но проверку технического состояния автобуса не прошел — на правом заднем колесе полицейские заметили отсутствие двух гаек, а еще две были прикручены лишь на четверть!
— Не знаю, как так получилось, — вздыхает Усонбек. — Механик проверяет машины перед рейсом, я тоже смотрю, но этого не видел.
Когда менялось колесо и сколько времени автобус ездит по городу в таком состоянии, остается только догадываться.— Представьте, что может случиться, если во время движения автобус потеряет колесо! А ведь в салоне пассажиры, да и само колесо, если кому попадет, мало не покажется, — сетуют сотрудники ведомства.
Водитель лишь горько вздыхает и отправляется составлять протокол…
А рейд продолжается. Сотрудники Госавтоинспекции проверяли у водителей наличие всех разрешающих документов: водительское удостоверение, документы на транспортное средство, путевой лист с отметками медика, механика, временем выезда с предприятия. Плюс к этому проводится визуальный осмотр транспорта на наличие видимых неисправностей — отмечается высота протекторов шин, исправность фар и фонарей, наличие рулевого люфта и т. д. Кроме прочего измеряли уровень выхлопных газов.
Представители УФМС проверили водителей на нарушение миграционного законодательства. Отметим, за весь рейд нарушителей выявлено не было! «У водителя-иностранца должны быть документы, что он состоит на миграционном учете, и разрешающие трудовую деятельность в России, временная регистрация по месту пребывания или вид на жительство. При наличии нескольких административных правонарушений по нашей линии человек может быть выдворен с территории РФ», — объясняет Анна Доможирова, специалист-эксперт отдела УФМС по Иркутской области в Ленинском районе Иркутска.
Если с документацией у водителей все относительно хорошо, то с выхлопными газами дела обстоят куда хуже.
Из десяти первых автобусов четыре не прошли проверку «газами». Дальше — больше.В администрации Иркутска говорят, что подобные рейды проводятся регулярно и этот не последний. «В следующий раз пригласим сотрудников Роспотребнадзора — в их полномочиях проверка санитарного состояния салонов: чистота, целостность и ухоженность сидений, поручней и так далее. К сожалению, многие перевозчики следят за этим не очень тщательно, но скоро мы наведем порядок», — говорит Юлия Гордина, начальник управления транспорта администрации города.
В ответ на замечания некоторые водители возмущаются — тариф на проезд не поднимался много лет, поэтому денег на полноценный ремонт не хватает. Об этом же говорит перевозчик Владимир Матвеев, машины которого ходят по маршрутам 21 и 480: «Тариф 12 рублей не отвечает реальностям. Получается, половину месяца мы работаем на масло, бензин, ТО, на ремни, на реле — только на обслуживание. Сейчас мы работаем ради сохранения рабочих мест и сохранения бизнеса — прибыли нет. Мы надеемся на помощь властей! Нужно изменить коэффициент, который ввели в 1998 году — о 100-процентной наполняемости автобусов, и тогда все переменится. Нужно повернуться лицом к предпринимателям».
В правительстве при этом сообщают — в 2015 году тариф останется тем же, ведь обосновать повышение маршрутчики не смогли.