Сначала в Иркутск прилетел вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Вместе с губернатором Сергеем Левченко они отправились на Иркутский авиазавод, где, основательно посовещавшись, вместе с руководством предприятия объявили общественности — Иркутский авиазавод в 2024-м должен выпускать 70 лайнеров МС-21 в год. Чтобы понять, насколько это амбициозно, нужно знать, что на пике возможностей все предприятия авиапрома Советского Союза выпускали 75 самолетов в год! Буквально через неделю губернатор уже один, без вице-премьера, вернувшегося в столицу, побывал на презентации еще одного чуда летающей техники — нового вертолета санавиации. Он необходим для доставки врачей к пациентам в самые дальние уголки Иркутской области.
Итак, самолет МС-21. Первый опытный экземпляр совершил уже 9 испытательных полетов. По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря , достигнута высота около 6 тысяч метров, скорость — 500 километров в час. Выявлен ряд замечаний. В настоящий момент испытуемый находится в цехе окончательной сборки, где ему проводят корректировку программного обеспечения и обклеивают тензометрическими датчиками. В сентябре программа заводских испытаний будет продолжена. По ее завершении машину перебазируют в Москву, где пройдут сертификационные экзамены. Второй образец, предназначенный для летных исследований, в данный момент также находится в цехе окончательной сборки — его планируют сдать до конца нынешнего года. Третий и четвертый номера, которые примут участие в сертификационных испытаниях, находятся в разных стадиях постройки.
Сейчас мощностей Иркутского авиазавода хватает для производства 10 машин в год. Так что предстоит очень серьезная модернизация предприятия. А то, что лайнер МС-21 чрезвычайно востребован, лишний раз подтвердил недавний международный авиационно-космический салон (МАКС) в Жуковском. Даже не будучи представленным на данном мероприятии физически, самолет стал одним из самых обсуждаемых среди специалистов. И это объяснимо: только на российском рынке требуется как минимум 700 машин подобного класса. И уже сейчас, за два года до начала серийного производства, стартовый портфель твердых заказов на МС-21 составляет 175 самолетов, что обеспечивает загрузку производственных мощностей ИАЗа на несколько лет.
Принимавший участие в работе совещания по МС-21 глава Иркутской области Сергей Левченко не скрывал своего удовлетворения — перспективы, обозначенные авиастроителями, очень важны в целом для региона.
— Область получит еще более мощное современное предприятие, — сказал губернатор. — Будет создано большое количество новых высокотехнологичных рабочих мест не только на авиазаводе, но и на сопутствующих предприятиях, в том числе работающих в секторе малого и среднего предпринимательства. А это значит, в областном бюджете появятся дополнительные доходы по одному из основных налогов — на доходы физических лиц.
Так уж совпало, что несколько дней спустя губернатор Левченко инспектировал уже другой объект авиапрома — вертолет Ми 8-АМТ с реанимационным медицинским модулем. И снова губернатор говорил о позитиве:
— Иркутская область вошла в программу по развитию санавиации. Это новый этап в нашей медицине. Чтобы доставка больных была более быстрой и комфортной, планируется во всех наших медицинских центрах сделать вертолетные площадки.
Сергей Левченко рассказал, что до настоящего времени для вылетов санитарной авиации в Иркутской области использовались четыре вертолета Ми-8, самолеты Ан-24, Ан-26. При этом ни одно воздушное судно не было оснащено типовым медицинским модулем для проведения интенсивной терапии при эвакуации больных и пострадавших. Новый вертолет оснащен таким модулем. В нем есть аппараты для искусственной вентиляции легких, стимуляции сердечной деятельности и других реанимационных мероприятий. Это позволит медицинским специалистам во время перевозки больных и пострадавших проводить непрерывный мониторинг состояния человека, поддерживать жизненно важные функции его организма, проводить реанимацию и интенсивную терапию.
Фото Андрея Семакина