Работа МУП «Иркутскавтотранс» в течение трех лет должна стать безубыточной

Работа МУП «Иркутскавтотранс» в течение трех лет должна стать безубыточной
Фото: snews.ru

Иркутск. Сибирские новости - Вывести деятельность МУП «Иркутскавтотранс» на безубыточность в течение трех лет планирует администрация Иркутска. Однако одной экономией на отдельных ресурсах этого не достичь, так как снизится качество услуги и безопасность. «Субсидии, которые принимают депутаты в качестве компенсации, лишь покрытие разницы между экономически обоснованным тарифом и действующим. Борясь только с неэффективными расходами, мы точно не выведем предприятие даже в "ноль"», - отметил на депутатских слушаниях в среду заммэра по экономике Руслан Ким.

Выручка предприятия с салона в 2012 году составляла 168 млн руб. плюс субсидия из городского бюджета 99,8 млн руб. В 2014 году выручка с салона уменьшилась до 164,9 млн руб., при этом значительно была увеличена субсидия - 206,5 млн руб. В 2015 году опять начался рост сбора с салона (168,8 млн руб.), отметилось уменьшение субсидии (178,4 млн руб.), при этом в 2016 году выручка предприятия от сбора с салона увеличилась до 218,9 млн руб. при субсидии 159,9 млн руб. В результате в 2014 году на каждый заработанный предприятием рубль выдано 1,3 руб. субсидии, а в 2016 году - 0,7 руб.

«В этом году, в отличие от прошлого, бюджет приняли таким образом, что деньги заложены до сентября, предприятие будет в ежемесячном режиме получать эту субсидию. В прошлом году эти деньги просто не были заложены, делали два раза корректировку, предприятие выживало по полгода», - прокомментировал вице-мэр Иван Носков.

Себестоимость перевозки в 2016 года на одного пассажира составила 25,7 руб., по факту же получилось 11,5 руб. (с учетом льготных категорий граждан). Этот разрыв также повлиял на качественные показатели предприятия: при перевозке пассажиров по тарифу ниже себестоимости проезда на 43% наблюдалось снижение уровня субсидирования к 2015 году на 14,8%, что неизбежно привело к убыточности предприятия.

«У нас самая маленькая среди регионов динамика по тарифу за пять лет», - отметил начальник управления транспорта Евгений Владимирский. Стоимость проезда в Иркутске с 2012 до 2015 годы составляла фактически 12 руб., в то время как в Красноярске уже в 2013 году стоимость с 15 руб. выросла до 19 руб., а к 2017 году увеличилась до 22 руб. Также рост наблюдался и по другим городам: Владивосток - 21 руб., Екатеринбург - 28 руб., Хабаровск - 35 руб., и только в Иркутске стоимость проезда сохраняется на уровне 15 руб.

«В начале 2014 года была произведена доплата "Иркутскавтотрансу" по предотвращению банкротства. Если взять показатели с учетом субсидии и с тем, что занижены реальные расходы четвертого квартала, естественно, показатели 2014 года прекрасно выглядят. Анализ показал, что основные затраты четвертого квартала 2014 года были перенесены на 2015 год. Поэтому по существующей отчетной системе мы видим резкий скачок. Однако расходная статья 2014 года не отражает объективно ситуацию. Также рост себестоимости связан с инфляционными процессами, больше стало транспортной работы, выросла стоимость основных материалов», - добавил Е. Владимирский.

По соотношению обслуживания муниципальным/частным перевозчиком в Иркутске получается, что на 34 маршрута ИАТ приходится в среднем два частных. Например, в Красноярске на три муниципальных перевозчика приходится 53 частных, в Екатеринбрге и Хабаровске на два муниципальных предприятия - 28 и 34 соответственно, во Владивостоке на один МУП - 14 частных, а в Иркутске на один «Иркутскавтотранс» - 101 частный перевозчик.

Частный транспорт перевозит в год 55 млн пассажиров Иркутска, муниципальный - 18 млн пассажиров, из них 5 млн льготников. Доля муниципального транспорта с 2012 года увеличилась с 18,3% до 24,6%. Всего в городе используется 87 маршрутов, из них 34 маршрута обслуживает МУП, 53 - частники. «У нас всего 1% доходных маршрутов и 37,9% убыточных, тогда как у частников (62,1%) все прибыльные», - Е. Владимирский.

Объясняется это тем, что МУП обслуживает социально-значимые маршруты, на которые не хотят идти частные перевозчики. Кроме того, на каждый заработанный водителем рубль предприятие платит 0,5 руб. налогов, содержит свои базы, платит коммунальные и прочие платежи, обеспечивает полные отпуска до 50 дней в году, из-за чего надо содержать большее количество водителей, чего, зачастую, избегают коммерческие перевозчики.

При этом за два года на предприятии произошло увеличение доходов на 50 млн руб., в том числе за счет повышения сбора на 8,2%, за счет увеличения тарифа на 25%. Расходы удалось снизить за счет экономии топлива на км пробега на 14% - 12 млн руб., а также за счет снижения затрат на пересчет денежной наличности при инкассации - на 1,5 млн. руб. Увеличение выхода на линии составило 14%, для этого в 2015 - 2016 годах было проведено обновление автопарка. «Нам стало проще выполнять заявки жителей, регулярность рейсов улучшилась», - отметил Е. Владимирский.

На ремонт автопарка в 2012 году было потрачено 69,454 млн руб. при имеющемся износе технике на 44%. За пять лет на ремонт техники «Иркутскавтотранса» потрачено 351,137 млн руб. Из этой суммы 66 млн руб. на запасные части и ремонт было израсходовано только в 2016 году. «Превышение идет исключительно из-за основного износа парка. В автопарке на 2015 год было свыше 64% машин старше семи лет. На сегодня - 61%. Старше 10 лет было около 24%, в настоящее время в связи с небольшим обновлением - 21%», - пояснил начальник управления транспорта.

Коэффициент использования автотранспорта растет. У ИАТ на момент 2015 года была 181 единица транспорта, на линию выходило 138 - 142 единицы. По состоянию на 2017 год в автопарке предприятия 203 единицы, на линию выходит 160 - 167 единиц.

Минимальным расход по ГСМ был в 2014 году по сравнению с предыдущим и последующим периодами. При этом если сравнить, получится, что предприятием при меньшей транспортной работе в 2014 году было потрачено больше, чем в 2015 и 2016 годах при значительном увеличении перевозок.

Также удалось сократить разрыв между средней заработной платой по отрасли и работников МУПа. С 2012 года она выросла с 33,7 тыс. руб. в отрасли и 12,9 тыс. руб. в ИАТ до 41,9 тыс. руб. среднеотраслевой и 25,1 тыс. руб. на предприятии в 2016 году. По словам Е. Владимирского, к 2015 году зарплата по отрасли выросла на 6 тыс. руб., в «ИркутскАвтоТрансе» - на 8 тыс. руб. К 2016 году рост был еще 2 тыс. руб. по отрасли, в «Иркутскавтотрансе» - почти на 5 тыс. руб.

Как отмечает заммэра Р. Ким, одной транспортной работы недостаточно при таком уровне тарифа: «Разница между действующим тарифом и себестоимостью доходит до 10 руб. на одного перевезенного пассажира. Никакими мероприятиями по оптимизации расходов эту разницу не покрыть. Поэтому главная и большая часть по выводу предприятия из убыточности - это продолжение его поддержки до момента соответствия тарифов экономически обоснованным».

К антикризисным мерам относятся оптимизация маршрутной сети, запуск новых маршрутов. Также требуется развитие транспортной инфраструктуры, наведение порядка с остановочными пунктами. Эта работа активно проводится совместно двумя ведомствами. «Мероприятия, напрямую несвязанные с "Иркутскавтотрансом", позволяют говорить о росте и выручки, и эффективности показателей экономики», - заявил Р. Ким.

 
По теме
Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Министерство социального развития
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС