Михаил Просекин: Бездарных детей не бывает

Фото: www.ogirk.ru

27 апреля в Иркутске пройдет региональная научно-практическая конференция для школьников в области естествознания и нанотехнологий «Удивительный мир». Для большинства из нас нанотехнологии – это и вправду удивительный, но непонятный мир. Между тем в иркутском лицее № 2 вот уже третий год работает единственная в области Лаборатория нанотехнологий. Результаты ее работы известны далеко за пределами Приангарья.

На последней всероссийской олимпиаде по нанотехнологиям среди школьников из 140 финалистов шесть были учащимися лаборатории. Ее руководитель Михаил Просекин рассказал «Областной», как готовят будущих ученых, способных со временем совершить технологический прорыв, так необходимый нашей стране.

– Михаил Юрьевич, чем нанотехнологии отличаются от обычных технологий?

– Как говорил Ричард Фейман, один из величайших физиков XX века, мы более-менее представляем себе, что находится внутри атома. Но очень плохо знаем, по каким законам атомы собираются в молекулы. В результате – про строение звезд нам известно гораздо больше, чем про строение атомов в обычной керамической кружке или столе из ДСП.

На самом деле есть два способа собирать из атомов что-либо. Первый подобен процессу лепки снеговика – взяли много-много снежинок, слепили их между собой с пустотами и разрывами внутри, но внешне все выглядит равномерно. Большинство наших технологий – изготовление стали, бумаги, пластмассы – это и есть «снеговики». Сейчас человечество подошло к тому, чтобы «лепить» более аккуратно. А это как раз нанотехнологии. Вся микроэлектроника начинается с получения особо чистых полупроводников. Сверхпрочные и легкие сплавы на основе титана – это, прежде всего, чистый бездефектный титан, а потом бомбардировка полученной заготовки высокоскоростными ионами примеси.

– Насколько эти технологии проникли в нашу жизнь?

– Сейчас многие самолеты, на которых мы летаем, имеют корпус с заметным использованием композиционных материалов. Если говорить про бытовую микроэлектронику, то на нижнем уровне она вся выполнена из наноразмерных элементов: процессоры, платы, выводы, мониторы.

– Расскажите, с чего надо начинать, чтобы во всем этом разбираться?

– С классического курса химии, физики и математики. Если этого не знать, все будет очень красиво, но непонятно. У нас в лицее классический подход физико-математических школ. Ребята должны уметь решать простые задачи и делать простые опыты.

– Допустим, ребенок хорошо учится по этим предметам. Но как вы отбираете тех, кто будет заниматься в вашей лаборатории?

– Это как раз самое простое. В конце сентября я начинаю читать лекции, и на них сначала приходит половина параллели восьмого класса. Это человек 50. Они две субботы добросовестно ходят и мужественно слушают лекции. Потом выясняют, что чудес не будет – им рассказывают классическую физику и химию, правда с некоторым уклоном. Через три занятия остается 30 школьников, еще через три – 15, которые и начинают заниматься. Через год из 15 остается семь-десять человек.

– Одаренность ребенка в этом «отборе» имеет большое значение?

– Вообще нет понятия одаренности. Есть понятие мотивированный и немотивированный ученик.

Если у ребенка есть мотивация, он к 11-му классу может сделать работу на три порядка интересней, чем одаренный, но немотивированный. Главное, вовремя приступить к выполнению проектной работы – в шестом-седьмом классе. У нас начинают заниматься с восьмого – это близко к границе, и все зависит исключительно от детей.

Если берем 11-й класс и что-то получается, то это, как правило, ребята, которые окончили спортивные или музыкальные школы, выигрывали олимпиады. Иначе говоря, они умеют трудиться. Бездарных детей не бывает, бывают бездарные родители и педагоги. Если ребенок хочет заниматься, он занимается. За три года не было ни одного случая, чтобы мы кого-то выгнали из лаборатории.

– У вас уже есть те, кто отзанимался полный курс и свою дальнейшую профессию связал с нанотехнологиями.

– Их пока не много, человек восемь, но все учатся на физфаках в Москве, Новосибирске и Иркутске.

– Это будут ученые от науки?

– Часть из них пойдут в науку, часть честно признается, что их больше интересуют прикладные вещи, не обязательно в области физики и химии. Это может быть программирование, связь, коммуникации. Наших учеников с радостью ждут везде, куда бы они ни поехали: МГУ, МФТИ, МИФИ, НГУ. Но стратегическая задача заключается в том, чтобы ученикам было интересно учиться у нас и оставаться после обучения здесь же.

1–3 апреля в Ангарске под патронажем министерства образования Иркутской области проходила конференция, на которую собрали преподавателей и школьников со всей области, которые показали результаты в проектной и научно-исследовательской деятельности. Они обсуждали, как улучшить систему работы со школьными проектами и что нужно сделать для того, чтобы старшеклассники оставались учиться и работать дома. Сегодня выявляется довольно четкий запрос от школьников на научных руководителей со стороны – вузов и академических институтов. А это, как вы понимаете, вопрос долгой планомерной работы.

– Может быть, стоит у кого-нибудь поучиться?

– У меня есть один сильный пример на всю Россию – это Нижний Новгород. Там уже 15 лет складывается система, при которой вуз и академия довольно плотно присутствуют в школе. Если ученик в восьмом классе впервые приходит в вузовскую лабораторию, то на первом курсе он чувствует себя там как дома. У них очень большой процент выпускников школ и вузов остается на малой родине. У нас же многие собираются в столицу и не понимают, что поступить всегда легче, чем собственно учиться.

– Выходит, жизнь за пределами лицея оказывается не всегда красивой?

– Мне безумно обидно и горько видеть, что получается из хороших детей. Москва – тяжелый город, она «сжирает». Там, мягко говоря, не до науки. Я вижу, как они пропали и для науки, и для малой родины. Я классический патриот. Надо делать так, чтобы там, где ты живешь, было хорошо.

– Что можно сделать уже сегодня?

– Мы сейчас пытаемся создать структуру, куда войдут вузовские преподаватели, которые будут работать с учениками со всей области. Мы никогда не восстановим вузовскую систему без школьников. Мы не восстановим школьную систему, если вузы не отрядят свои лучшие кадры в школы. Я и мои коллеги – не исключение. Достаточно того, что у нас в лицее здесь пятеро взрослых людей из высшей школы, и в итоге на некоторых межпредметных олимпиадах и конкурсах проектных работ наши ученики берут столько же мест, сколько вся Западная Сибирь и Дальний Восток вместе взятые.

Комментарий

Ирина Синцова, председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС:

– На сегодняшний день одно из главных условий стабильного развития Иркутской области и приоритетная задача всех уровней власти – сохранение интеллектуального потенциала на территории региона. И Лаборатория нанотехнологий иркутского лицея № 2 – отличная стартовая площадка для будущих ученых, инженеров и исследователей. Михаилу Юрьевичу Просекину и его коллегам удалось создать уникальную учебную атмосферу, а результаты их учеников вызывают восхищение и гордость. Очень хочется верить, что в будущем все силы ребята направят на развитие своей малой родины, а лицей продолжит радовать нас талантливыми учениками.

 
По теме
Флаг ИГУ подняли на Эльбрус - ИГУ Вчера, 14 августа, в 8.20 по московскому времени экспедиция Иркутского государственного университета водрузила на западной вершине Эльбруса высотой 5 642 метра флаг ИГУ.
15.08.2018
С 29 июля по 14 августа 2018 года в рамках сотрудничества между Иркутским ГАУ и Ляонинским профессиональным лесотехническим колледжем,
15.08.2018
 
Школы Иркутской области обновляют с помощью проекта «Народные инициативы» - ИА Байкал Инфо На улучшение материально-технической базы школ, детских садов и учреждений дополнительного образования Иркутской области в 2018 году по проекту «Народные инициативы» направят 197 млн 921 тыс.
15.08.2018
 
Иркутская область , 15.08.18 (ИА «Телеинформ»), - В России 15 августа отмечается День археолога , и ученые Научно-исследовательского центра «Байкальский регион» ИГУ по традиции празднуют его в экспедициях или,
15.08.2018
Около 3 тысяч школ вошли в перечень образовательных организаций, в которых по результатам статистического анализа выполнения Всероссийских проверочных работ (ВПР) 2018 года были выявлены признаки необъективности полученн
16.08.2018 Министерство образования
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки принимает участие в работе Байкальского международного образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом»,
16.08.2018 Министерство образования
Юбилейную эстафету, которую в этом году начал Иркутский госуниверситет, в следующем году продолжит Иркутский государственный медицинский университет, где сегодня обучается свыше 5 тыс.
15.08.2018 Газета Областная
Разыскиваем героя! - МЧС Иркутской области Главное управление МЧС России по Иркутской области разыскивает девушку, которая спасла тонущего подростка.
15.08.2018 МЧС Иркутской области
Иркутянка, которая лишилась дочери и внука, ставших жертвами жесткого убийства, выступила в суде Подсудимый не выглядел подавленным, он требовал, чтобы журналисты «убирались», и выдвигал обвинения в адрес убитой жены.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
Татьяна Качесова была уверена, что прошла совсем немного, но на самом дела она удалилась от родного поселка на 100 км.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
До очага возгорания смогла протиснуться лишь одна автоцистерна По факту пожара в отношении собственников зданий будет проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения пожарной безопасности.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
Фотограф, работавший в долине Амазонки, рассказал о своих приключениях Дети индейцев обожают носить в волосах обезьянок-игрунок.
16.08.2018 Газета СМ Номер один
В поселке Мама необычный краеведческий музей. Начинался он с коллекции минералов, собранных геологами, и только через 30 лет стал пополняться другими экспонатами.
15.08.2018 Газета Областная
Писатель и критик Василина Орлова учится на антропологическом факультете Техасского университета.
15.08.2018 Газета Областная
Дожди, грозы, усиление ветра придут в Приангарье в ближайшие два дня - МЧС Иркутской области По данным Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 14 августа в западных, северо-западных районах, в горах Восточного Саяна, днем и в центральных районах,
13.08.2018 МЧС Иркутской области
168 008 - Администрация Иркутского района Команда Иркутского района приняла участие во II Летней спартакиаде работников агропромышленного комплекса Иркутской области, которая прошла на берегу Братского водохранилища в селе Усть-Алтан Осинского района.
16.08.2018 Администрация Иркутского района
На турнире памяти Елбаскина мастерство показал Федор Балтуев Федор Балтуев на каникулах не расслабляется.
15.08.2018 Окружная правда
Челночный бег, прыжки в длину, стрельба из винтовки… В минувшие выходные на иркутском стадионе «Труд» каждый желающий мог сдать нормативы ГТО и поучаствовать в разминке, которую провела чемпионка России,
15.08.2018 Газета Областная
В Нукутском районе состоялся второй областной школьный Сур-Харбан Мини-футбол — один из неизменных видов программы Сур-Харбана Победитель борцовской абсолютки Александр Баинов и его главный приз Лучшая волейбольная дружи
15.08.2018 Газета Копейка
Регистрация туристической группы – залог оперативной помощи. Спасатели помогли туристической группе спуститься с хребта Хамар-Дабан - МЧС Иркутской области В начале августа туристическая группа в составе пяти девушек отправилась покорять вершину хребта Хамар-Дабан.
16.08.2018 МЧС Иркутской области
Фото с сайта irkut.com - Irk.Ru Фото с сайта irkut.com Президент Объединенной авиастроительной компании Юрий Слюсарь заявил о намерениях Минобороны РФ подписать новый контракт на поставку истребителей Су-30СМ с Иркутского авиационного завода.
16.08.2018 Irk.Ru