Махинаторам перекрыли кран

Махинаторам перекрыли кран
Фото: baikal-info.ru
Как правительство области решает проблему льготных проездных

Получить из бюджета миллионы рублей? Легко! Именно так и происходило при прежней схеме расчетов с перевозчиками за проезд льготников. Реальное число поездок никто не считал, компаниям платили за количество проданных проездных. В результате некоторые компании искусственно завышали количество совершенных людьми поездок. Однако правительство области решило положить этому конец, введя новую схему бюджетных компенсаций. В сегодняшнем номере «Пятницы» читайте о том, как правительство Иркутской области намерено перекрыть бюджетный краник для алчных перевозчиков и кому выгодна ложь об ущемлении льготников.

Что показала проверка 

Все началось с того, что 1 октября вступило в силу постановление правительства Иркутской области о новом порядке расчета с компаниями-перевозчиками за проезд льготных категорий граждан: ветеранов войны и труда, инвалидов, вдов и т. д. 

Раньше эти расчеты производились так: перевозчики продавали льготникам единые социальные проездные билеты (стоимость ЕСПБ составляет 150 рублей). Купив проездной, гражданин расписывался в реестре выдачи ЕСПБ. Затем перевозчик сдавал этот реестр в правительство области и получал денежную компенсацию из бюджета в зависимости от утвержденного в городе или муниципальном образовании тарифа. В Ангарске, например, компенсация за один льготный билет составляет 330 руб., в Иркутске — 210 руб.

Теперь расчет производится строго по факту совершенных поездок. Каждый льготник получает дополнительно к единому социальному проездному билету 30 отрывных талонов. Проехал — сдал талон водителю.

Такая система была введена после выявления многочисленных махинаций с ЕСПБ, из-за которых миллионы бюджетных средств оседали в карманах недобросовестных перевозчиков.

Вскрылось это в ходе проверки условий проживания льготных категорий граждан, проводимой по поручению президента РФ и губернатора Иркутской области. Сотрудники минсоцзащиты приходят к ветеранам, инвалидам, вдовам, проверяют бытовые условия, опрашивают, в какой материальной, медицинской и социальной помощи они нуждаются, в полном ли объеме граждане пользуются мерами поддержки. Разумеется, речь шла и о льготах на проезд. Как оказалось, многие льготники вообще не выходят из дома и никуда не ездят.

В первый же день проверки в  Иркутске были выявлены вопиющие факты. Как рассказала «Пятнице» заместитель директора управления социальной защиты населения Иркутска Ирина Семашкина, из 10 граждан, у которых побывали специалисты, пятеро не пользуются такой формой поддержки, как льготный проезд в городском транспорте. Но автотранспортные предприятия Иркутска при предоставлении реестра выдачи ЕСПБ показывают, что граждане воспользовались этой услугой в полной мере.

К примеру, жительница Иркутска 82-летняя Аграфена Михайловна является инвалидом II группы. На улицу практически не выходит. Продукты покупают родственники, они же оплачивают счета. Про единый социальный проездной женщина даже не слышала. Тем не менее ее подпись была обнаружена в реестре выдачи ЕСПБ за июнь, июль, август. Также были случаи, когда льготники покупали проездной, но по разным причинам им не воспользовались.

Так, инвалид II группы Эмилия Андреевна, 83 года, приобрела билет на июль, но сломала ногу и никуда не ездила. Однако в реестре перевозчиков значится, что женщина пользовалась общественным транспортом не только в июле, когда лежала в гипсе, но и в августе, когда даже не планировала приобретать проездной.

По словам замминистра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Светланы Иевлевой, многим льготникам более 80 лет и многие из них физически не имеют возможности выйти из дома. Тем не менее перевозчики получили деньги за якобы реализованные единые социальные проездные билеты. В реальности льготники ими не воспользовались.

Суммы компенсационных выплат из бюджета поражают воображение. По словам председателя правительства Иркутской области Александра Битарова, только за 2013 год перевозчики Приангарья получили 630 млн рублей, причем половина поездок пришлась на Ангарск.

Аттракцион с проездными

Ангарск вообще заслуживает отдельного рассказа. Напомним, за каждый реализованный ЕСПБ ангарские перевозчики получают 330 рублей компенсации. Допустим, продал перевозчик 1000 проездных — получил 330 000 рублей из бюджета. Вдумчивый читатель сразу поймет, что к чему. Чем больше продано билетов, тем больше сумма компенсаций. Это же практически золотое дно!

Разумеется, ангарские перевозчики всячески стремились увеличить количество проданных проездных. Сначала они продавали их по 50 рублей, потом за 25, а в 2016 году вообще стали выдавать бесплатно! Больше билетов — больше компенсационных выплат.

Но и это еще не все. С января нынешнего года в Ангарске был внедрен электронный проездной для льготных категорий граждан. Согласно документам, билеты приобрели 27 000 жителей города, но активировали только 19—20 тысяч человек. А теперь умножим 8 тысяч (граждан, не активировавших билеты. — Авт.) на 330 рублей компенсации, получаем более двух с половиной миллионов рублей! Очень неплохо. Какой перевозчик откажется от такого жирного куска? Для сравнения: за первое полугодие 2015-го года ангарские компании получили 65 млн компенсационных выплат из областного бюджета, а в 2016 году — по результатам данных об активации карт — только 23 млн рублей. То есть в разы меньше! Естественно, новую систему расчетов ангарские перевозчики приняли в штыки. И теперь пытаются сыграть на чувствах людей: демонстративно вводят ограничения поездок, в автобусах появляются объявления, что льготников больше возить не будут.

Более глубокие проверки в Ангарске выявили цифры, которые вообще не поддаются разумному объяснению. Согласно реестру, часть льготников совершала более двухсот поездок в месяц! В некоторых случаях на одного льготника приходилось более 300 поездок. Извините, но даже работающие люди столько не ездят, что уж говорить о людях преклонного возраста и инвалидах.

— У меня лично возникли подозрения, что там происходит мошенничество, — заявил в этой связи председатель правительства Александр Битаров. — Идет приписка, и таким образом происходит хищение средств из областного бюджета.

Соответствующие запросы направлены в Федеральную службу безопасности, Следственный комитет, полицию и прокуратуру с просьбой проверить указанные факты, дать им оценку и разобраться, нет ли там уголовно наказуемых деяний.

Кстати, с Ангарском связан еще один увлекательный сюжет, который проливает свет на методы местных перевозчиков. В сентябре 2014 года в Ангарске был увеличен тариф за проезд в общественном автомобильном транспорте — 17 рублей (был 16). Основанием для повышения цен послужили заявления 10 перевозчиков, которые обратились в службу по тарифам Иркутской области. В течение полугода, с октября 2014-го по июнь 2015-го, ангарчане платили 17 рублей за поездку. Однако в мае приказ был отменен, и цена поездки вернулась на прежний уровень. Жители недоумевали, писали в форумах: «Наверное, прокуратура поработала, иначе в нашем городе никакие тарифы не снижаются в добровольном порядке, ибо местные себя считают царьками».

Как выяснилось, действительно поработала прокуратура. В ходе проверки выяснилось, что один из перевозчиков представил поддельные документы. В Сети можно найти сюжет телекомпании «Актис», в котором прокурор Ангарска Роман Шергин говорит, что почерковедческая экспертиза подтвердила, что подпись не принадлежит главе Ангарска Владимиру Жукову. Также прокурор сообщил, что по данному факту возбуждено уголовное дело. По результатам проверки повышение тарифа было отменено.

Источник в областном правительстве сообщил «Пятнице», что речь идет о подписях главы города под дополнительным соглашением, № 06/12 от 01.12.2012, к договору на осуществление регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, а также под отметкой «согласовано» в письме гендиректора ОАО «Автоколонна 1948» С.В.Шаркова на имя главы города о согласовании привлечения перевозчика ОАО «Заказ».

Поддельная подпись, благодаря которой горожане целых полгода переплачивали по рублю. С каждого по рублику — за полгода набегают сотни тысяч.

  • Кому выгодно разжигать недовольство
  • Некоторые читатели наверняка видели в Сети видео пикета льготников, который проходил 11 октября возле здания Востсибугля в Иркутске.

    Печальное зрелище: пожилые женщины с плакатами, явно нарисованными одной рукой и в одном месте. Самое грустное, что, судя по  всему, участники пикета даже не поняли сути нововведения. Их явно кто-то подстрекает, пытаясь использовать ситуацию с проездными для дестабилизации социальной обстановки в регионе. Все прекрасно понимают, что есть силы, которые этим занимаются целенаправленно.

    Главная ложь, которую раскручивают профессиональные подстрекатели, заключается в утверждении, что областная власть якобы ввела ограничение на количество льготных поездок в общественном транспорте: 30 по городу и 20 в пригородном транспорте. Мол, раньше льготники по проездному билету имели право на неограниченное количество поездок в месяц. А теперь их ущемляют.

    Ничего подобного! Норма 30 поездок по городу и 20 в пригородном транспорте была утверждена еще в 2013 году. Область и раньше оплачивала 30 поездок, остальные поездки не лимитировались, и муниципальные предприятия возили людей за свой счет. И сейчас речь идет не об ограничении поездок для льготников, а о разумном ограничении возмещаемых компаниям-перевозчикам средств из областного бюджета. Для самих льготников не изменилось ничего. Не правительство их ограничивает в поездках, а отдельные предприниматели, недовольные тем, что им перекрыли бюджетный кран. Конечно, есть большая разница: либо получать миллионы даром за несуществующие поездки, либо за перевозку реальных пассажиров.

    И вторая важная вещь: есть мнение, что 30 поездок — это очень мало. Но давайте смотреть фактам в лицо. Цифры 30 и 20 взяты не с потолка. Этому предшествовали анализ, статистика. Речь идет о людях старше 60 лет. Многие из них вообще не выходят из дому, не говоря о том, чтобы куда-то ездить.

    Кроме того, правительство Иркутской области не ставит точку в этом вопросе. Об этом «Пятнице» сообщила замминистра социальной защиты Светлана Иевлева: «Пожилые люди делятся на три категории: одни вообще не ездят, вторые ездят крайне редко, третьи ведут активный образ жизни, участвуют в работе общественных организаций, посещают выставки и концерты. Соответственно им необходимо большее количество поездок. Мы прекрасно это понимаем и активно изучаем опыт других субъектов страны, которые столкнулись с похожей проблемой».

    По словам Светланы Иевлевой, в Саратове, например, граждане, наоборот, просили уменьшить число поездок по ЕСПБ, чтобы и за билет платить меньше. А в Красноярске сделали три вида пополнения электронной карты на 10, 30 и 50 поездок, чтобы люди сами могли выбрать лимит в зависимости от своих потребностей. Но для того чтобы увеличить число поездок в Иркутской области, необходимо точно знать реальные цифры: сколько льготников пользуется ЕСПБ и сколько поездок в месяц они совершают. Эти данные будут известны уже в начале ноября.

    Ведь все согласны, что бюджет области — не кормушка для махинаторов. Так давайте не будем идти на поводу у тех, кто использует тему с проездными в своих корыстных целях.
  • Елизавета Старшинина
  • start@pressa.irk.ru Фото автора и из архива читателей «Пятницы»
  • Ещё новости о событии:

    Перевозчики Усольского района на встрече с заместителем министра социального развития Иркутской области Светланой Иевлевой отметили, что осуществляют перевозку льготников без ограничений.
    20:01 21.10.2016 КПРФ Иркутск - Иркутск
    Жители смогут получить консультации по телефону: 8-964-218-22-53 Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области открыло горячую линию по реализации единого социального проездного билета.
    11:12 21.10.2016 IrkutskMedia.Ru - Иркутск
    Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области  открыло «горячую линию» по вопросам реализации Единого социального проездного билета.
    11:01 21.10.2016 ТК Город - Братск
    Специалисты проводят рабочие встречи по вопросам льготных поездок на общественном транспорте.
    10:32 21.10.2016 АиФ Иркутск - Иркутск
    Махинаторам перекрыли кран - Газета Пятница
    Как правительство области решает проблему льготных проездных Получить из бюджета миллионы рублей?
    09:03 21.10.2016 Газета Пятница - Иркутск
     
    По теме
    ОАО «РЖД» придает большое значение вопросу обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах, работе по улучшению их эксплуатационного состояния и внедрению новых технических средств,
    Продолжаем рассказывать об исполнении инициативных проектов, на которые округ получил финансирование по партийному проекту «Единой России» «Есть решение!».
    Областное государственное бюджетное учреждение «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» (далее – учреждение) информирует:
    Информационный час про поведение в экстремальных ситуациях прошёл в школе № 4. Современные школьники хорошо ориентируются в разных гаджетах, будь то телефон, ноутбук, компьютер, а вот как нужно вести себя в реальной жизни,
    По всем объектам в Иркутской области определены подрядчики, которые отремонтируют в этом году улицы и магистрали по нацпроекту «Безопасные качественные дороги»: выбрано 100 компаний – все они стали победителями конкурсов,
    27 марта состоялось торжественное заседание Думы Братского района, посвящённое 30-летию со дня образования представительного органа местного самоуправления – Думы Братского района.
    Храм искусства – Детская школа искусств - Администрация Саянска Храм искусства – Детская школа искусств, в зале которой сегодня собрались самые творческие, трудолюбивые и неравнодушные к культуре города Саянска работники культуры и приглашенные гости.
    Администрация Саянска
    Поделились опытом, пробрели новых друзей - Администрация Шелеховского района Завершается строительство Центра спортивных единоборств, осталось сделать совсем немного для того, чтобы гостеприимно распахнуть двери для юных спортсменов.
    Администрация Шелеховского района
    «Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
    Администрация Шелеховского района
    Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
    Городская ЦБС
    Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
    Газета Шелеховский вестник