Любовь на все времена

12-1.jpg
40-3.jpg
12-2.jpg
12-3.jpg
40-2.jpg
Фото: baikvesti.ru

В Иркутском музыкальном театре состоялась премьера музыкальной комедии «Собака на сене»

Комедии испанского классика Лопе де Вега «Собака на сене» в этом году исполняется 400 лет. Несмотря на временную и культурную пропасть, разделяющую Испанию начала XVII века от России новейшего времени, пьеса ничуть не утратила актуальности. Конечно, основным мотивом произведения великого испанца стало сословное неравенство влюбленных, однако это лишь художественный прием, декорум, под которым таится откровенный и афористичный разговор о любви. Возможно, именно этот факт способствует популярности классической постановки пьесы, четыре века свободной от попыток осовременить на первый взгляд типично средневековый сюжет.

А сюжет знаком с детства. Богатая и знатная сеньора Диана терзается сомнениями сердечного выбора между достойными ее руки испанскими грандами-женихами и личным секретарем – красавцем и ловеласом Теодоро. А тот, в свою очередь, не может решить, кто ему больше по сердцу – его обворожительная хозяйка или ее прелестная служанка Марсела. Теодоро не понимает свою госпожу: графиня то дает ему надежду, то отталкивает его. Марсела ведет собственную игру. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но в судьбе Теодоро принимает участие его слуга – пройдоха Тристан.

Российскому зрителю «Собака на сене» известна, прежде всего, благодаря блестящему телевизионному мюзиклу 1977 года в постановке Яна Фрида. В главных ролях тогда были задействованы звезды советского кино Маргарита Терехова, Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Елена Проклова, Николай Караченцов. Музыку написал гениальный композитор Геннадий Гладков. Именно его сопровождение, а также знакомое по фильму либретто Михаила Донского легли в основу постановки Иркутского музыкального театра.

По словам режиссера спектакля Ирины Мякишевой, Иркутский музыкальный театр уже брался за постановку популярной пьесы в восьмидесятые годы, однако на другие музыку и стихи.

– Отбор репертуара – довольно сложный процесс, в котором задействованы директор, главный режиссер, главный дирижер, хормейстер и балетмейстер. На этот раз выбор спектакля буквально совпал с чаяниями зрителей. Только мы приняли решение о постановке «Собаки на сене», как буквально через пару недель в нашей группе «Вконтакте» зрители, не зная о планах театра, начали просить о постановке пьесы Лопе де Вега. Примерно так же происходит, когда у модельеров с разных концов света примерно в одно время выходят похожие коллекции новой одежды. Что-то витает в воздухе, – улыбается режиссер.

Погружение в новый материал постановочная группа начала полгода назад. Тогда началась работа с музыкой, разработка декораций и костюмов. В начале июня, перед уходом в отпуск, труппа успела провести несколько репетиций, выучить либретто и поставить хореографию. Работа была продолжена 20 августа и в общей сложности продолжалась два месяца. В итоге «Собака на сене» была выбрана премьерным спектаклем сезона, который был представлен зрителю 21 и 22 сентября.

Спектакль создан собственными силами Иркутского музыкального театра, и только декорации подготовил художник из Новосибирска Владимир Авдеев. Помимо режиссера Ирины Мякишевой в постановке участвовали дирижер Михаил Тарасов, лауреат международных конкурсов балетмейстер Людмила Цветкова, художник по костюмам Наталия Убрятова. В главных ролях задействованы Александра Гаращук, Людмила Шер, Станислав Грицких, Роман Лукьянчук, Софья Сучкова, Наталья Брянская, Егор Кириленко, Светлана Щерботкина, Юлия Панченко, Евгений Рекутный, Евгений Алешин, Игорь Переверзев, Василий Степанов, Станислав Чернышев, Максим Колесников, а также лауреат международных конкурсов вокалистов Андрей Данилов (младший), заслуженные артисты России Виктор Лесовой и Вячеслав Варлашов.

По обычной практике спектакль играют два состава. Как поясняет Ирина Мякишева, заядлые любители театрального искусства стараются посмотреть оба состава, чтобы сравнить, как и кто «проживает» каждую сцену.

– Составы играют абсолютно идентичную постановку, но все же это разные спектакли. Конечно, актеры играют ту же самую пьесу, с теми же стихами и мизансценами, но у людей разная эмоциональная подвижность, каждый пропускает роль через собственную личность, одаривает ее собственным наполнением и пониманием, – говорит режиссер.

Именно поэтому в нашей рецензии нет смысла давать оценку каждой актерской работе, отметим лишь главные черты постановки. Классический сюжет пьесы украшен живой музыкой в исполнении оркестра Иркутского музыкального театра, перманентным треском кастаньет, придающим пиренейскую страсть и динамизм. Знакомые песни передают чувства влюбленных так, что становилось ясно: любовь – действительно опасная стезя, и правда, что «любовь – упорство до конца». Если ты любишь, то стоит бороться за любовь, «кто б ни был тем, кто грезит счастьем, нас унижают безучастьем».

Графиня то чарующе обворожительна, то холодна как лед, Теодоро пылок, бестолков и ветрен, Марсела изящна и темпераментна.   На их фоне выделяется фигура Тристана, единственного персонажа в пьесе, который сохранил здравый рассудок, а оттого и образ единственного заведомо положительного героя. Именно благодаря этому нетипичному трикстеру сюжет движется и приходит к счастливому финалу. А его песня о том, как перестать любить, похожа на первый в истории сеанс психотерапии, пусть и безуспешный. «В прелестях ищите недостатки, умницу – мы назовем уродкой, добрую – объявим сумасбродкой».

Отдельных слов заслуживает исполнительское мастерство артистов, легко совмещающих пусть и нарочито опереточные, но все-таки достоверные драматические образы с высочайшим вокальным мастерством. Добавим к этому яркие исторические костюмы, динамику смены декораций, не отвлекающую от основного действия, великолепный звук и постановку танцев. Неизбежное желание пересмотреть советскую телевизионную постановку ничуть не умаляет достоинств иркутской режиссуры, скорее добавляя при просмотре новой глубины.

А что же собака, лежащая на сене? Совет «Иль дайте есть, иль ешьте сами!» кажется закономерным и логичным.   Но кто прислушивается к советам? Нужны ли любви логика и послушание? Частенько любовь приносит силы, вдохновение и восторг лишь тогда, когда мы добиваемся ее, совершаем безумства, преодолеваем трудности, противоречим себе. Мы готовы на все, только бы эти глаза обратили внимание на нас. Лопе де Вега рассказывает, что в те времена так и было. А сегодня?

Вадим Мельников, специально для «Байкальских вестей».

Фото Игоря Сирохина.

На фото: Эпизоды из спектакля «Собака на сене»
Иркутского музыкального театра

 

 

 

 
По теме
Черемхово , 27.09.18 (ИА «Телеинформ»), - С 24 по 29 сентября в Черемхово проходит третий межрегиональный театральный фестиваль провинциальных театров «Театральная провинция» .
photo_2024-03-18_09-55-12 - ОГАУЗ ГИМДКБ Пожарно-тактические занятия по теме «Тушение пожара и проведение аварийно-спасательных работ в зданиях медицинских организаций» прошли в Ивано-Матренинской детской клинической больнице с 13 по 16 марта,
ОГАУЗ ГИМДКБ
24-03-18-baikal - Заповедное Прибайкалье Проект «Крылья над Байкалом»* набрал новую высоту! В марте о том, что на Байкале может побывать любой автор, изобразивший птицу, при этом совершенно бесплатно, узнали участники Всемирного фестиваля молодёжи.
Заповедное Прибайкалье
«Семья –маленькая вселенная» - Отдел по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания 15 марта в Центральной городской библиотекпрошёл городской конкурс юных поэтов и прозаиков «Семья – маленькая вселенная», участники конкурса,
Отдел по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания
Юрты попрощались с зимой! - Большая копилка В посёлке Юрты  Тайшетского района более 200 человек стали участниками народного гуляния «Проводы зимы»: пекли блины, пели частушки, соревновались, а под конец праздника по традиции сожгли чучело Зимы.
Большая копилка