Коррупция в России: от истории к современности

Изучение древних русских летописей свидетельствует о том, что многие черты коррупции прошлых лет практически неизменном виде сохранились и в наше время. Так, например, первые официальные упоминания о посуле, как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий, имеются в Двинской уставной грамоте 1397–1398 гг., в статье 6 которой идет речь о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). Некоторые исследователи полагают, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской судебной грамоты 1397 г. Упоминание о посулах также можно встретить в Новгородской Судебной грамоте и в Судебнике 1497 г., в ст. 33 и 34 которого запрещалось недельщикам брать посулы с тяжущихся для судей и лично для себя.

Уголовным преступлением взяточничество было признано в период царствования Ивана Грозного, при котором «за чрезмерность во взятках» была введена смертная казнь.

В России коррупционное поведение лиц, состоящих на государственной службе, именовалось «лихоимством». И ввиду его опасности для государственной службы и соответственно для государства в целом борьбу с ним вели практически все правители нашей страны. Посулы, мздоимство и лихоимство всегда воспринимались населением страны как нечто негативное, разрушающее нормальный ход жизни и деятельности человека и общества. Об этом свидетельствует, например, случившийся в Москве в 1498 г. народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей, для урегулирования которого царем Алексеем Михайловичем отданы на растерзание толпе два высокопоставленных коррупционера – глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкаревского приказа Траханиотов.

На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») – 12 тысяч рублей.

Ужесточение и широкое применение карательных мер не привели к сокращению количества данного вида преступлений. В царской России стали изыскивать новые подходы к борьбе с лихоимством. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных, которым было изменено и существенно дополнено законодательство об ответственности за взяточничество и другие формы проявления коррупции, введены новые нормы. В главе шестой пятого раздела Уложения предусматривалась уголовная ответственность за корыстные злоупотребления по службе, включая взяточничество.

В 1903 г. разработано «Уголовное уложение» России, куда перенесены все нормы о должностных преступлениях из предшествующего «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Несмотря на то, что большая часть норм «Уголовного уложения» 1903 г. носила отсылочный характер, оно во многом было прогрессивнее предшествующего закона. Значительно упростилась система построения нового уголовного законодательства, было сформулировано определение должностного лица.

К ХХ веку в России взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни. Из последних предреволюционных эпизодов имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

После событий августа 1991 г. в России был разрушен механизм контроля «сверху» над административно-хозяйственной элитой. В то же время в силу неразвитости основных структур гражданского общества в России не сложился эффективный механизм общественного контроля «снизу». Это привело к тому, что бюрократия, используя непрочность и неустойчивость власти в России, превратилась в самостоятельную силу, независимую и неподконтрольную в своих действиях. Таким образом, именно самостоятельность и независимость бюрократии в России выступает одним из объективных условий роста бюрократии и распространения коррупции во всех эшелонах власти.

Весь постперестроечный период происходил рост коррупции на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался уменьшением централизованного контроля, распадом идеологических схем, экономической стагнацией, падением уровня развития экономики, и, наконец – крахом СССР и появлением новой экономической системы.

С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан».

Российские и зарубежные аналитические исследования 2000-х гг. показывают: масштабы коррупции достигли таких размеров, что коррупция стала одной из главных угроз (или даже самой главной угрозой) национальной безопасности России.

В настоящее время коррупция достигла социально опасного уровня, превратившись в реальную угрозу жизнедеятельности общества и государства. Согласно опросу ВЦИОМ, 75% граждан оценили степень коррумпированности общества как высокую. При этом наиболее коррумпированными сферами признаются местные власти (36%), ГАИ/ГИБДД (32%) и полиция в целом (26%), а также федеральная власть (26%) и судебная система (21%). Реже россияне указывают на коррупцию в парламенте (7%) и политических партиях (3%).

Противодействие коррупции – сложная, последовательная, многоуровневая и многоаспектная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и всего населения. Для реализации этой функции современного Российского государства разрабатываются надежные инструменты и механизмы противодействия коррупции и создаются специализированные федеральные, региональные, ведомственные и муниципальные антикоррупционные органы.

Общей тенденцией развития законодательства о противодействии коррупции на современном этапе развития является расширение антикоррупционного вмешательства государства в публичный и частный сектор. Федеральные законы последнего времени – яркое тому подтверждение. Проводится унификация запретов, ограничений и обязанностей для должностных лиц, осуществляющих публичные функции. Ранее они устанавливались преимущественно в отношении лиц, проходящих государственную гражданскую службу. Впоследствии ограничения и обязанности в антикоррупционной сфере распространены на другие виды государственной службы, муниципальных служащих, а затем установлены в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также должности в государственных корпорациях, государственных компаниях, фондах и иных организациях.

При этом реализован подход, предполагающий дальнейшее распространение антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей на различные сферы оказания общественно значимых услуг. В качестве примера можно привести ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности (они не вправе принимать от производителей лекарств подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха и т.д.)

Федеративный характер Российского государства обусловливает существование проблем, связанных с необходимостью обеспечения сбалансированности федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере. Наряду с такими традиционными проблемами, как дублирование норм федерального законодательства о противодействии коррупции, отсутствие конкретизации федеральных законов в законах субъектов РФ, избыточное количество декларативных норм, имеют место прямые нарушения норм федерального законодательства: к менее существенным относятся установление дефинитивных норм, отличных от аналогичных понятий на федеральном уровне, к более значительным – наложение обязанностей по финансированию мероприятий, реализуемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на органы местного самоуправления. К сожалению, многие подходы, показавшие свою эффективность на федеральном уровне, с трудом воспринимаются законодательством субъектов Российской Федерации. Так, координационные и совещательные органы по профилактике коррупции, функционирующие в субъектах Российской Федерации, в ряде случаев не привлекают в свой состав представителей гражданского общества, научных учреждений и учебных заведений. Комиссии по урегулированию конфликта интересов зачастую сформированы с нарушениями.

Обеспечить эффективный контроль над коррупцией лишь за счет совершенствования законодательной базы невозможно. Необходимо наладить системное и надлежащее осуществление правовых мер, как того требует Конвенция ООН против коррупции. При этом усилия по реализации антикоррупционных мер должны предприниматься не только в публичной сфере, но и в частной, поскольку коррупция связана с пересечением этих сфер.

Контроль – многогранное явление или мероприятие, которое имеет различные аспекты своего проявления, на содержание контрольной деятельности оказывают влияние самые различные факторы и обстоятельства. В частности, на содержание контроля влияют: сфера контрольной деятельности, предмет и объект контроля, субъект осуществления контроля. От этих и ряда других обстоятельств зависят форма и методы контрольного мероприятия, а также решения, принимаемые по его окончании.

В декабре 2012 года принят Закон о контроле за расходами чиновников и членов их семей, стоимость которых превышает их доход по основному месту работы за 3 года. В этот перечень попала покупка земли и объектов недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг. В этом случае чиновник должен будет указать сведения об источнике доходов, а также обосновать законность их получения. Если в ходе проверки выяснится, что он не выполнил своей обязанности по их декларированию, ему грозит увольнение. За предоставление недостоверных или неполных сведений, а также при несоответствии доходов и расходов чиновника прокуратура в судебном порядке будет добиваться конфискации имущества, в отношении которого не представлены сведения о приобретении на законные доходы.

Также, наряду с мерами, принимаемыми по противодействию коррупции, имеет смысл:

- упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом (глава 52 УПК РФ);

- ввести конфискацию имущества за все виды коррупционных преступлений.

Разумеется, это лишь примерный, далеко не полный перечень некоторых антикоррупционых мер. Важно подчеркнуть, что они не должны сводиться к «борьбе» силами правоохранительных органов.

Мы не питаем иллюзий по поводу возможности реализовать эти и любые иные меры превенции коррупционной деятельности в современной России (как на федеральном, так и на региональном уровнях), так как «борьба с коррупцией» относится к компетенции наиболее коррумпированных властных и «правоохранительных» структур.

В заключение необходимо сказать, что в настоящий период развития российское законодательство активно изменяется. Принимаются законы, направленные на противодействие коррупции. Однако при существующей структуре государственной власти, когда законы принимаю лица, все чаще и чаще уличаемые в коррупции, борьба с коррупцией становится достаточно сложным направлением развития современной России.

Наталья ПУЛЯЕВСКАЯ, аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск
«Правда» в Восточной Сибири»

Ещё новости о событии:

Изучение древних русских летописей свидетельствует о том, что многие черты коррупции прошлых лет практически неизменном виде сохранились и в наше время.
19:08 28.08.2013 КПРФ - Иркутск
Изучение древних русских летописей свидетельствует о том, что многие черты коррупции прошлых лет практически неизменном виде сохранились и в наше время.
13:38 28.08.2013 КПРФ Иркутск - Иркутск
 
По теме
Автор: По инф. Телеинформа    Межфракционная рабочая группа «Байкал» совместно с комитетом Госдумы по экологии организовали рассмотрение актуальных вопросов земельных отношений на территории, окружающей озеро Байкал.
Иркутская область, НИА-Байкал – Межфракционная рабочая группа «Байкал» совместно с  Комитетом Госдумы по экологии  организовали рассмотрение актуальных вопросов земельных отношений на территории,
Всего на Байкальской природной территории планируется построить 16 канализационно-очистных сооружений Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев доложил главе государства Владимиру Путину о разработке проектной докумен
По требованию Прокуратуры Бичурского района 13 марта 2024 года государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательст
«Уважаемые собственники объектов торговли, бытового обслуживания и предоставления услуг, индивидуальных гаражей, не зарегистрированных в качестве гаражного кооператива, председатели гаражных кооперативов!
«Уважаемые собственники объектов торговли, бытового обслуживания и предоставления услуг, индивидуальных гаражей, не зарегистрированных в качестве гаражного кооператива, председатели гаражных кооперативов!
Мастерили из дерева в День лесов - Газета Байкальские зори Автор: Екатерина ГРЕШИЛОВА Анна Фёдорова представляет наш район в павильоне Иркутской области на выставке "Россия" В Международный день лесов 21 марта в Ольхонском лесничестве для семей своих работников прошел маст
Газета Байкальские зори
Начался прием заявок на участие в месячнике санитарной очистки Иркутска - ИА ИркСиб С 1 апреля стартует традиционный месячник санитарной очистки Иркутска. Комитеты по управлению городскими округами приглашают предприятия, организации, объединения граждан и жителей принять участие в уборке прилегающих территорий.
ИА ИркСиб
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
Газета Шелеховский вестник