Основными целями и задачами консультационного центра являются повышение уровня потребительской и правовой грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права, оказание информационных, консультационных и иных услуг населению по вопросам защиты прав потребителей, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ и оказания услуг на договорной основе.
В настоящее время в структуре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в консультационном центре и 13 консультационных пунктах для потребителей филиалов ФБУЗ работает 17 человек, из них 16 специалистов с высшим юридическим образованием.
В целях информирования и просвещения граждан в течение 2017 года в соответствии с планом организационных мероприятий специалистами центра и пунктов ежемесячно освещались различные темы: «Интернет-торговля», «Продажа строительных материалов», «Услуги ЖКХ», «Туристские услуги», «Долевое строительство жилья», «Финансовые услуги», «Продажа детский товаров» и др.
В соответствие с тематикой месяца в течение года для потребителей оформлено 236 информационных стендов, разработано 137 памяток. В средствах массовой информации, на сайтах и в печатных изданиях администраций муниципальных образований Иркутской области опубликовано 913 информационных материалов.
Кроме того специалистами консультационного центра и консультационных пунктов в 2017 году проведена 391 лекция на курсах профессионального гигиенического обучения, а также в образовательных учреждениях (школах, лицеях, техникумах, ВУЗах), иных организациях.
Также ежемесячно проводилось тематическое консультирование граждан в рамках работы телефона «горячей линии», «дней открытых дверей», онлайн -консультирование.
По итогам 2017 года всего за консультациями обратилось 7610 человек, что на 12 % больше, чем в 2016 году. Консультирование специалистами осуществлялось по телефону – 59,8 %, на личном приеме – 38,4%, дистанционно (по электронной почте) – 1,8%.
Наиболее актуальными для потребителей продолжают оставаться следующие сегменты потребительского рынка: продажа технически сложных товаров и мобильных телефонов – 38%, одежды, обуви – 8,9 %, продажа мебели – 4,6%, оказание бытовых услуг – 7,3 %, финансовых услуг – 4,5 %, услуг ЖКХ – 3%, изготовление пластиковых окон, дверей – 2,2%.
В целях реализации досудебной и судебной защиты имущественных прав граждан в 2017 году специалистами консультационного центра подготовлено 96 претензий и 299 исковых заявлений, из них удовлетворено 51%, в производстве судов находятся 33%.
В соответствии с Временным регламентом взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» специалисты отделения по защите прав потребителей – консультационного центра принимали участие в работе общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Иркутской области. Всего за 2017 год в рамках деятельности общественной приемной дано 629 консультаций.