Читатели «Пятницы» наверняка помнят эту историю. Мы писали о ней в конце мая. Конфликтная ситуация в классе тянется уже как минимум два года. Одна из мам постоянно находит оппонента для выяснения отношений — среди детей, родителей или учителей. Поводы самые разные: четверки в дневнике дочери, питание в столовой, «предвзятое» судейство и т. д. Абсолютно все разборки, собрания и даже мирные беседы она (а иногда и ее муж) снимает на камеру мобильного телефона. Одна из недавних ее претензий — почему не все одноклассники аплодировали дочери на уроке литературы после чтения стихов? И как по накатанной — заявление директору, обращение в управление образования с требованиями привлечь, наказать, заставить... В итоге весь класс погружен в конфликт: кто-то стал его участником, кого-то захватило по инерции. Последней каплей стало обвинение одной из девочек в том, что она якобы хочет убить дочь любительницы разборок. Приструнить мать-сутягу никому не удалось, и тогда родители попросили вывести их детей из класса. Это был шаг отчаяния, и все заранее знали, что получат отказ. Не найдя поддержки, они обратились в редакцию «Пятницы», и тогда же, в конце мая, прошло собрание, на котором присутствовали родители, классный руководитель, сотрудники управления образования Шелеховского района. О чем-либо договориться в ходе 4-часовой (!) встречи, похоже, не получилось — слишком много взаимных претензий и обвинений скопилось у всех участников. И все же позитивный эффект есть — все высказались и, вероятно, были услышаны. О том, в каком настроении придут дети в школу в сентябре, чего ждать родителям и как прекратить вражду, мы спросили у тех, кто в курсе событий и участвует в них по долгу службы.
Руководитель аппарата уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области Татьяна Афанасьева:
«История школы нам знакома, нагнетать обстановку не стоит — мы работаем над ней. Сейчас для нас важно, чтобы на каникулах дети отдыхали, а родители не муссировали в семьях эту проблему, не погружали школьников в негатив, не возвращали их к теме конфликта. Каждый должен помнить, что важнее всего не навредить детям! Со своей стороны хотим успокоить родителей — никто не останется без внимания. Конечно, невозможно решить одним махом вопрос и закрыть его — проблема существует давно, она затяжная, и мы будем прорабатывать ее столько, сколько понадобится. К сожалению, конфликтность присутствует в каждой школе, это часть любого коллектива. И зачастую ни педагоги, ни директорат не умеют грамотно разрешать конфликты. Мы будем работать и в этом ключе: нужно научить все стороны вовремя разглядеть конфликт, не дать ему развиться. Необходимо научить детей решать конфликты без привлечения взрослых, научить их общаться с людьми с разными характерами, понятиями и привычками, потому что не всегда в жизни можно создать идеальные условия. Эти умения им очень пригодятся в будущем. Мы хотели бы, чтобы каждая из сторон конфликта на минуту допустила мысль, что в образовавшейся ситуации есть и ее вина, и тогда мы сможем привлечь к решению проблемы специалистов-медиаторов. В Шелехове они есть и показывают очень хорошие результаты. Если родители обдумают это и решат своими действиями показать, что у них нет интереса сохранять конфликт, мы сможем организовать их работу с профессионалами».
Заместитель мэра Шелеховского района по управлению социальной сферой Елена Софьина :
«В школе состоялось родительское собрание. Оно шло довольно долго, все стороны были выслушаны, и родители, судя по всему, были удовлетворены тем, что управление образования района будет держать ситуацию на контроле. Мы обратились к родителям с просьбой уважать детей и создавать им комфортные условия, попросили всех успокоиться, а с 1 сентября начать конструктивную работу. Провели беседу с классным руководителем, директору рекомендовано провести обучение по повышению квалификации педагогов в сфере педагогики и психологии, направленное на урегулирование межличностных конфликтов. Ситуация интересная — по анкетированию детей (к слову, оно было неанонимным. — Прим. авт.) психолог пришел к выводу, что на их взгляд в классе все хорошо, всем (!) комфортно. Получается, конфликтуют взрослые, прикрываясь детьми, поэтому мы и попросили их не усложнять школьникам жизнь. Отдельно были высказаны пожелания двум мамам, чей конфликт сейчас на первом плане, чтобы они взглянули на ситуацию другими глазами. Мы пообещали, что с 1 сентября наше управление образования будет вести сопровождение класса. Эту идею родители поддержали. Мы надеемся, что в итоге произойдет примирение. Я подчеркиваю — примирение! Никто не заставляет дружить родителей, но проработать тему и закрыть ее необходимо. Чтобы это произошло, в конце августа, когда педколлектив выйдет из отпусков, приступим к определению алгоритмов работы с этим классом. В сентябре обязательно снова встретимся с родителями, чтобы всем было ясно — вопрос под контролем, а не спущен на тормозах, будем работать с каждым, наблюдать за климатом. Также нужно напомнить родителям, что правила установлены для всех и соблюдать их обязаны все одинаково».
Директор школы:
«Я очень много времени работаю с этим классом, больше, чем со всеми остальными. Мы занимаемся проблемами детей и родителей и будем заниматься до тех пор, пока они у нас учатся. Нам важно, чтобы в школе в целом и в этом классе в частности была доброжелательная атмосфера. Детские конфликты — это одно, конфликты взрослых — совсем другое. Мы предлагали двум мамам, между которыми сейчас напряженные отношения, воспользоваться услугами специалиста-медиатора, но обе отказались — не хотят решать конфликт, они его поддерживают и развивают. Зачем? Ждут, что кто-то придет и скажет, кто плохой и кто хороший, притом что решить проблему могут только они сами. Я считаю, конфликта нет там, где люди заняты полезной деятельностью — нужно уметь переключиться и идти дальше. С нашей стороны профилактическая работа как велась, так и ведется, мы пытаемся сделать так, чтобы на первом плане было что-то другое, а не ссоры взрослых».
Классный руководитель:
«Удивительно, но на последнем собрании управление образования заявило, что все происходящее между родителями — моя (!) вина, я не смогла их организовать и успокоить. Я должна была, по мнению Светланы Рязанцевой, замначальника управления, закрыть рты родителям на собрании, не позволять им шуметь? А я считаю, что они имели право высказаться! Также меня обвинили в том, что я, будучи на долгом стационарном (!) лечении, собиралась с родителями и организовала написание различных жалоб. Я потрясена такими заявлениями! Зато похвалили другого учителя, который «нашел подход» к той маме. А что значит подход? Это значит согласие с ней во всем — другое ее не устроит. На собрании сотрудники управления образования своими глазами увидели, как ведутся съемки: несмотря на замечания, мужчина продолжал вести запись всех выступающих. Точно так же ведет себя на уроке ребенок. На собрание пришла подруга и одноклассница той самой мамы. Она теперь депутат и выступала, разумеется, в защиту одного члена коллектива, попыток реально разобраться там нет. Эта депутат прислала запрос, чтобы я перед ней отчиталась о своей деятельности, доказала свою компетенцию. Я не знаю, насколько это правомочно и обязана ли я это делать. Сейчас я в отпуске, а после буду консультироваться с юристами. Не знаю, что будет в сентябре, надеюсь, что управление и уполномоченный по правам ребенка сумеют повлиять на ситуацию. Внутри школы обстановка очень напряженная, потому что мама конфликтует не только с родителями, но и с педагогическим коллективом. В угоду отдельным людям происходят такие вещи, что диву даешься, но никто не хочет связываться — я устала, другие не способны, третьим легче закрыть глаза. Но мы все равно верим в лучшее, надеемся на влияние извне».
Материалы в тему: В состоянии хронического конфликта От этого класса едва не отказался классный руководитель. Уже ушли несколько педагогов. Класс покинули пятеро ребят — выдержать постоянный прессинг способны не все. А все потому, что мама одной из учениц как заведенная строчит заявления с жалобами в адрес директора и департамента образования Шелеховского района. Ей не нравится все: четверки в тетрадях дочери, питание в столовой, «предвзятое» судейство на конкурсе проектов и многое другое. Одна из последних разборок, которую устроила мать школьницы: почему не все одноклассники аплодировали дочери на уроке литературы после чтения стихов? Думаете,...