В переводе с эвенкийского «бэйсэн» значит «охотник». И хотя по природе своей большинство мужчин считают себя добытчиками, промысловиками, продемонстрировать публично свое мастерство отваживаются не все. К тому же многие до сих пор находятся в тайге, в своих родовых угодьях. Настоящие охотники не будут почем зря жечь патроны, паля в белый свет как в копеечку, а потому соревнования проходят без привычной стрельбы на меткость. Однако от этого состязания не становятся пресными — существует масса других дисциплин, где есть отличная возможность продемонстрировать силу, ловкость, виртуозное владение ножом. Гвоздем программы становятся метание топора, бег на охотничьих лыжах, перетягивание палки.
Двадцать пятое ноября для жителей эвенкийского поселения скорее национальный праздник, который есть только в календаре качугских эвенков. Из районного центра обязательно в этот день приезжают артисты. Дети эвенков и русских получают по случаю раньше всех в районе новогодние подарки. А главное преимущество «волшебного дня» — в сельском клубе и домах тутурцев с утра до вечера горит свет.
Сразу о победителеСобираясь в дорогу, мысленно делала ставки на победителя очередного конкурса. Не угадала — состав участников кардинально изменился. Среди знакомых лишь Александр Гарамзин, добывший в прошлом сезоне несколько медведей и запомнившийся рассказами о наглости косолапых, пришедших с Байкала. Пожары лета-2015 заставили животных активно мигрировать.
— Медведи байкальские по окрасу темнее таежных. Мы чужаков сразу видим. Дело до того доходило, что голодные шатуны с Байкала из берлог наших сонных медведей вытаскивали и давили и на людей тоже охотились. Одного я, убегая, добыл, — рассказывал Александр.
Не знаю, опыт и сноровка или обязательный ритуал окуривания помог Александру Гарамзину выиграть на этот раз соревнования бэйсэнов, но автор этих строк эвенкийский обряд до конца не прошла. Не обошла костер «по солнцу». Может, поэтому уже в самом начале состязаний потеряла перчатку…
Девять участниковПогода выдалась замечательная — тепло и снежно. Для охотников самое время идти на промысел. Многие мужики размениваться на феерию около сельского Дома культуры не стали, выбрали лес. Охота для эвенков основной источник существования, и променять фартовый день на празднество — не всегда позволительная роскошь.
— Так хотела, чтобы сыновья поучаствовали в конкурсе! У меня их трое, и в третий раз подряд все на охоте, — сетовала знатная тутурская ягодница Любовь Матвеева, собравшая к тому же в этом сезоне с мужем Харимом полторы тонны ореха.
Со слов главы поселения Владимира Щапова, в трех населенных пунктах — Тутуре, Тырке и Чинонге — живет сейчас всего 283 человека. При этом немногочисленных эвенков и русских окружают тысячи гектаров леса. Устроить себе выходной в разгар промыслового сезона решились всего 9 участников конкурса. Виктор Дорофеев запомнился ловкостью движений на этапе обдирания белки. Он же и добыл накануне состязаний «свежих» грызунов. Быстрее других на промысловых широких лыжах дистанцию в один километр преодолел Алексей Тынько. Неудивительно, что в гонках на снегоходах отличился самый молодой участник — Андрей Зуев. Собственно, сам факт того, кто победит в конкурсе, никого особо не заботил. Одна из народных эвенкийских мудростей гласит: обижать своих соседей — то же, что дразнить медведей. Возможно, поэтому говорят эвенки спокойно и молчат достойно. Никаких претензий в адрес судей соревнований не прозвучало.
Селяне собрались на широкой поляне, служащей также взлетной площадкой для вертолета, чтобы отдохнуть, поднять настроение. За участие в конкурсе охотники получили достойные призы. Основной идейный и финансовый организатор этих ставших традиционными соревнований — Центр культуры коренных народов Прибайкалья. Мероприятие ежегодно проводится в рамках государственной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области».
Маленький таежный народДля детей на празднике бэйсэнов раздолье — когда еще музыка из клуба будет звучать на все село и мамы разрешат делать что угодно. Ребятня закидывала друг друга снежками, крутилась у костра, активно болела и совершенно спокойно оценивала специфический этап конкурса — обдирание белки, выдавая чуждые нетаежному человеку словосочетания, наподобие «плохо обезжирил». Кстати, настоящий промысловик может за считанные минуты снять со зверька шкурку, не повредив ее.
Большинство маленьких жителей администрация района поощрила за участие в викторине «Мой маленький таежный народ». Женщины проявили себя в конкурсах «Лучшая таежная рукодельница» и «Лучшее национальное блюдо». Гости из райцентра впервые в собранном в качестве декорации чуме пробовали мясо белки, по вкусу похожее на куриное.
Электроэнергия: сейчас по пять часов, а будет по…
— Гудеё, гудеё, — запевала юная эвенкийка со сцены сельского клуба.
На эвенкийском языке Маргарита Сокольникова исполняла песню «Красивая земля». Над сценой с символичной надписью «Лучший бэйсэн» средь бела дня горела энергосберегающая лампочка.
— Своеобразное дополнительное освещение для артистов? — спрашиваю у главы поселения Владимира Щапова.
— Нет. Пока свет горит, смотрим на него даже днем и радуемся. Нынешних лимитов на доставку топлива в деревню в лучшем случае хватит до Нового года.
Электроэнергия в дома тутурцев поступает лишь с 17 ноября. Местная дизельная станция работает сейчас пять часов в сутки. До главы поселения доведены рекомендации запускать дизель лишь три часа в день.
Но Владимир Щапов, опережая возможный вопрос,
возражает:
— Что можно успеть сделать в доме полезного за три часа? Тем более сейчас, когда темнеет очень рано…
Жители по традиции в фойе сельского клуба пожаловались корреспонденту на вечную для эвенков проблему.
Семен Монастырев в отчаянии махнул рукой и возмутился громче остальных:
— Говори, не говори — никому до нас дела нет. И не напишут даже про это.
Жажда общенияНа сцене Дома культуры выступали артисты из районного центра. Для тутурцев этот один-единственный в году концерт по ощущениям сравним с кремлевским. Растроганные жизненными песнями женщины утирают слезы. Мужчины снимают весь процесс на камеры телефонов. Сотовой связи в селе нет, но мобильники — у каждого. Все аплодируют, подпевают. Дети, не отрывая глаз от сцены, слушают песни для взрослых. Впрочем, и сами юные артисты удивили публику национальными костюмами (работы местной умелицы Ирины Щаповой), танцами «Аранчикан», «Ехорье».
— Еще 20 лет назад мы и мечтать не могли о том, что будем возрождать национальную культуру. Сейчас в клубе работает национальная мастерская. Школьный учитель технологии получила недавно соответствующее высшее профессиональное образование, преподает вышивку бисером, работает с мехом. Мы с детьми изготавливаем изделия из бересты, других природных материалов. Есть самое необходимое оборудование для творчества. Наши дети, выпускаясь из школы, уже смогут заработать себе на хлеб изготовлением сувениров, — поделилась завуч Тутурской школы Наталья Дорофеева.
В заключение жены участников-охотников назвали праздник сказочным днем для всех тутурцев, благодарили артистов, представителей власти. Отметив праздник всем селом, эвенки и русские снова остались на обособленной «красивой земле», наедине с природой и бытовыми проблемами. Лично не представилась возможность убедиться, но жители в разговоре жаловались на продолжающиеся зимой в тутурских окрестностях лесные пожары: тлеют мох, кедрач. Охотники надеются на снежный зимний сезон, иначе следующим летом эвенкийская тайга запылает с новой силой.