Когда каждый — таксист

Иркутские службы такси стараются сохранить конкурентоспособность?

Пожалуй, нет ни одного человека, который хоть раз в жизни не обращался бы в службу такси. Этот вид перевозок еще несколько десятков лет назад был привилегией людей обеспеченных. Сейчас же машину в службе такси себе могут заказать абсолютно все. Поездка стала настолько доступной, что мы можем себе позволить съездить хоть в булочную. Сейчас, в условиях появления на рынке агрегаторов и постоянно снижающихся цен на услуги, ситуация на рынке пассажирских перевозок постоянно меняется. Что мы имеем на сегодняшний день?

Сократилось в шесть раз

Еще несколько лет назад в Иркутске городских служб такси было порядка 180. Все они работали на рынке, не мешая, а даже помогая друг другу в особо напряженные дни. Все изменилось с приходом так называемых агрегаторов — посредников между водителями и клиентами.

В Иркутске и других городах области сейчас работает несколько агрегаторов. Первой из них появилась служба заказа такси «Максим», которая создала компанию «Поехали». Параллельно появилось такси «Везет», следом «Сатурн», Gett и, наконец, «Яндекс-такси». По сути, сейчас любой водитель, скачав программу, предложенную агрегатором, может стать таксистом и заработать на тот же бензин по пути на работу, с работы, прихватив клиента в поездке по делам.

С появлением таких служб резко снизились цены на перевозки в такси. В этой схеме как минимум нет расходов на диспетчеров и технический персонал. Тем временем официальные городские службы такси, несущие большие затраты на врача, механика, поддержание машин в работоспособном состоянии, вынуждены приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям.

Приспособились, к слову, далеко не все службы такси. Сейчас в городе их осталось примерно 30. Остальные не выдержали жесткой конкуренции и закрылись.

Как работает агрегатор?

Агрегатор создается очень просто. С действующим call-центром заключается договор аутсорсинга, покупается номер телефона, направляется в call-центр. Параллельно на этот номер запускается реклама, водителям устанавливается программа.

—  Задача диспетчера в call-центре — принять заявку, обработать ее, перенести в электронный вид. На этом работа оператора закончилась, в отличие от диспетчера в городских службах, —  поясняет президент Ассоциации таксистов Иркутской области, индивидуальный предприниматель, таксист с многолетним стажем Дмитрий Сидоров. —  Диспетчер в городской службе отслеживает машину от звонка клиента до завершения заказа водителем. Он знает водителей, видит, где кто находится, и в любом случае найдет машину.

У агрегаторов все проще. Вместо диспетчеров —  операторы. Вызывая, к примеру, такси «Максим», мы попадаем в город Курган. Именно там находятся операторы, которые принимают заказы из разных городов России. А агрегаторы, которые появились самыми последними (Gett, «Яндекс»), и вовсе отказались от операторов и работают только через приложение в смартфоне. Телефона диспетчера у таких служб вообще не существует.

Естественно, что эти службы, практически не неся затрат, могут позволить себе установить достаточно низкую стоимость проезда, чем, безусловно, привлекают клиентов.

При поездке в такси подавляющему большинству горожан важна в первую очередь цена, затем комфорт. Наконец, на последнем месте — безопасность. Это результаты опроса, который проводился федеральным центром некоторое время назад. В Иркутске ситуация вряд ли отличается от общероссийской.

А чем интересна работа с агрегатором самим водителям? Ведь понятно, что больших денег они не получат. Как утверждают знающие люди, которые уже поработали в этой сфере, водителей такие службы привлекают доплатами.

К примеру, «Яндекс-такси» доплачивает своим водителям к оплате клиента еще 100 рублей за поездку, причем неважно, какой она протяженности. У «Сатурна» выплаты доходят до 130 рублей.

Впрочем, утверждают все те же знатоки, доплаты действуют лишь в первое время, когда нужно привлечь водителей.

—  Они делают минимальный тариф для клиента, а водителю делают доплаты. Таксомоторные парки на таких условиях работать не могут. Агрегаторы рушат сетевую структуру, которая уже создана. Городские службы не справляются с конкуренцией и закрываются. Агрегаторы демпингуют, пока не выживут как можно больше игроков с этого рынка. Потом они перестают делать доплаты водителям и ставят их перед фактом, принуждая ездить за 50 рублей без каких-либо доплат, —  продолжает Дмитрий Сидоров.

В этом году к существующим агрегаторам присоединится еще один — сервис такси американского происхождения Uber. Он уже активно набирает водителей в Иркутске.

Выручают корпоративщики

С приходом агрегаторов легальные иркутские таксисты были вынуждены защищаться. Была создана ассоциация таксистов региона, которая в свою очередь создала собственную службу такси, где водители работают на равных правах как индивидуальные предприниматели.

—  Работая вместе, мы экономим. Каждому из нас не надо заключать договор с медучреждением —  у ассоциации он есть. Каждый член ассоциации может напрямую туда прийти и пользоваться услугами. Также у нас есть свой механик —  за счет членских взносов мы обучили человека, он теперь выпускает на линию машины. Этим мы уже снизили затраты. Получается экономить и на диспетчерах —  ими у нас работают жены, —  рассказывает президент ассоциации таксистов.

Каждая городская служба такси в отдельности ищет свой путь привлечения клиентов. Если не удается возить по низким, как у агрегаторов, ценам, то городские службы берут хорошим сервисом, дополнительными услугами, а иногда и громким названием.

Так, городская служба такси «Путин» создавалась в начале 2000-х. Имя Владимира Путина, незадолго до этих событий ставшего президентом страны, было на слуху. Так и решил руководитель предприятия Михаил Яковлев назвать свое такси.

—  Позже, правда, мы хотели переименоваться, но нас уже знали как путинцев. Смысла не было… —  разъясняет Михаил Яковлев.

Такси «Путин» специализируется на перевозках в Ленинском районе. Преимущество — свой парк машин. Подкупали подержанные японские машины, новые «Солярисы», «Логаны». В обычные дни служба обходится своим парком из 15 машин. Привлекать арендованные машины есть смысл в непогоду или, к примеру, когда на авиазаводе выдают зарплату. Тогда горожане шикуют и вызывают такси значительно чаще.

Стабильный доход дают договоры с корпоративными клиентами. Такси «Путин» уже лет десять подряд развозит работников местных супермаркетов.

Директор другой городской службы такси, «Ореол» (бывший «Ягуар»), Валентина Герцог борется с агрессивной политикой агрегаторов посредством предоставления новых услуг.

—  Не скажу, что мы выживаем. Трудно, конечно, но живем, стараемся работать и предлагаем то, что не могут предоставить другие. Развиваем услугу «Такси для мамочек». Собираемся взять для этого хорошие машины, чтобы водители ездили с детскими креслами. Минималка здесь будет 200 рублей, но зато вовремя, спокойно и безопасно. Или, к примеру, внедряем гостевой тариф, который предполагает поездки на ж/д вокзал или автовокзал, в аэропорт. Это будет минимум 250 рублей.

Какое будущее ждет такси?

Сейчас помимо агрегаторов появились такие сервисы, как BlaBlaCar, объединяющие клиентов, планирующих поездку в одном направлении. Существует тенденция к беспилотному транспорту. Возможно, такси скоро будет приезжать вообще без водителя. Звучит фантастично, но такие прогнозы звучат все чаще.

Но самое ближайшее будущее такси в Иркутске —  полноценный таксомоторный парк, а никак не сервисы заказа такси. Во всяком случае, так уверены в Ассоциации таксистов Иркутской области. Ее активисты намерены, как говорят они сами, навести порядок в этой сфере.

—  Прокурор Иркутска по нашему заявлению провел проверку, по ее материалам подал исковое заявление в суд на СЗТ «Максим» о запрете деятельности в Иркутске, —  говорит Дмитрий Сидоров. —  Нарушения массовые. В нескольких городах России уже существуют запреты на деятельность этого СЗТ. Все началось с Белгорода. Это самый первый город, где им запретили работу. Надеемся, нам тоже удастся противостоять службам заказа такси.

 

  • Анна Соколова
  •  
    По теме
    В 66 тысяч рублей обошлась ангарчанину поездка в такси. Мужчина не колесил по городам страны, а всего лишь доехал до соседнего двора.
    12.08.2017
    В 66 тысяч рублей обошлась ангарчанину поездка в такси. Мужчина не колесил по городам страны, а всего лишь доехал до соседнего двора.
    11.08.2017
    21.08.2017г. в 10:00 состоится рассмотрение дела по признакам нарушения рекламного законодательства при распространении на баннерах г. Иркутска  рекламы  такси «Maxim».
    11.08.2017
     
    Рискуют все - Газета Время Ангарчан поразила авария с водителем такси, которая произошла рано утром 26 июля.
    04.08.2017
     
    Самые крупные аварии Иркутской области — в традиционном обзоре «Пятницы» Управление автомобилем в состоянии опьянения — одно из самых серьезных нарушений правил дорожного движения,
    14.06.2018 Газета Пятница
    Администрация АГО до сих пор расплачивается за снег на дорогах Когда на улице под плюс 30, зимние дороги, засыпанные снегом, уже забылись.
    17.06.2018 Газета Время
    Экстремальное путешествие по Китою закончилось трагедией При прохождении порогов на реке аэролодка «Пиранья-5» опрокинулась.
    14.06.2018 Газета СМ Номер один
    ПроРок в «Лифте» - Газета Время Кому нужны ангарские музыканты Любители старого, доброго лирического рока накануне собрались в уютном помещении молодежного центра «Лифт», где прошел концерт под названием «ПроРок».
    17.06.2018 Газета Время
    Две начинающие ангарские певицы сняли клипы. С их помощью девушки будут продвигаться к популярности.
    18.06.2018 Телекомпания Актис
    Иркутск , 17.06.18 (ИА «Телеинформ»), - Заседание Сибирского Научного совета исторических и краеведческих музеев Российской Федерации пройдет в Иркутске с 18 по 22 июня 2018 года.
    17.06.2018 I38.Ru
    Солист Иркутского областного музыкального театра имени Н.М. Загурского Андрей Данилов (младший) стал дипломантом 37-го Международного конкурса оперных певцов имени Ганса Габора «Belvedere».
    15.06.2018 Газета Областная
    Перед матчем чемпионата мира по футболу 2018, Светлана Голуб несколько часов ждала Криштиану Роналду на входе в сочинскую гостиницу [фото] Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Думаете сделать селфи и переброситься парой фраз
    16.06.2018 Комсомольская правда
    Юная спортсменка из Невона стала чемпионкой Европы по боксу Диплом и медаль за абсолютную победу на первенстве Европы по боксу среди девушек 13—14 лет.
    14.06.2018 Газета СМ Номер один
    Успеть этим летом - Газета Время 16 июня Отдыхаем! 16-17 июня, с 12.00 – фестиваль тату, арт-завод «Доренберг» , Иркутск, ул.
    16.06.2018 Газета Время
    Как провели иркутяне минувший вторник, 12 июня, День России? 12 июня, вторник, площадь у Дворца спорта в Иркутске.
    14.06.2018 Газета Пятница
    Дом на колесах, полет за пять рублей и битва за гостиничные номера Роман и Янина Давитян стали обладателями билетов на чемпионат мира по футболу еще на этапе рулетки.
    14.06.2018 Газета СМ Номер один
    На Байкале погиб студент из Америки - FlashSiberia источник: FlashSiberia фото: Коммерсант Студент из Техасского университета в Остине Элмер Ариетт погиб во время экскурсии на остров Ольхон на озере Байкал, сообщают «Вести».
    17.06.2018 FlashSiberia
    1 - Газета Областная Следственным отделом по городу Братск СУ СК России по Иркутской области продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по пункту «в» части 2 статьи 105 УК РФ (убийство малолетнего),
    15.06.2018 Газета Областная
    Полыхают деревья в основном на Севере Приангарья Алена ЧИЧИГИНА Ветренная погода, которая держится уже несколько дней на севере Иркутской области, стали причиной крупных лесных пожаров.
    16.06.2018 Комсомольская правда